2.27M
Категория: ИсторияИстория

Архитектурный стиль рококо

1.

Архитектурный стиль
рококо
Презентация подготовлена учителем
МБОУ «Берёзовская СОШ» Красноярский край
Нижне-ингашский район
Майоровой Л.Н

2.

Стиль
рококо (rococo) появился во Франции
в первой половине 18 века во времена
правления Регента Филиппа Орлеанского
(1715—1723 гг.)
Рококо – чарующий и невероятно
кокетливый стиль.
Название «Рококо» произошло от
французского термина «rocaille», которым
обозначали декоративный камень или
ракушки, ведь первоначально этот стиль
был использован в интерьере, а уже после
в одежде.
Из истории появления стиля

3.

В
середине 18 века стиль рококо критики
называли «испорченным», «выкрученным»
и «вымученным». Этот стиль стал
отражением светской культуры
королевского двора, образа мышления
французской аристократии, стремившейся
создать собственный идиллический мир.
Стиль рококо в архитектуре стал более
легким, игривым, чем предшествующее
барокко.
В рококо архитекторы меньше обращали
внимания на функциональность, сочетание
форм.

4.

Келуш (Queluz) - жемчужина архитектурного стиля
рококо. Португалия. Округ Лиссабон.

5.

Португальское рококо. Церковь Франциска Ассизского в
Оуру-Прету архитектора Алейжадинью. 1765 г

6.

В
зданиях в рококо стиле капители колонн
дополняются изящными изгибами, сами
колонны приобретают меньшие размеры, чем
при барокко, однако, в них больше декора.
Нередко вместо полуколонн, пилястр
используются украшения в виде лепного
ленточного переплетения, орнаментальных
рельефов, составленных из завитков, щитов,
масок, гирлянд, фестонов.
По краю крыш создают балюстрады, для
которых характерны фигурные балясины,
постаменты с вазами или статуями.

7.

Амалиенбург под Мюнхеном. "Охотничий домик" курфюрстины
Амалии в Нимфенбурге, загородной резиденции курфюрстов
Баварии Виттельсбах (Wittelsbacher). Выполнен французским
архитектором Ф. Кювилье 18 в.

8.

Стены
дворцов украшали также городскими
пейзажами, особенно популярными были виды
Венеции, изображенные реалистически точно.
Став продолжателем барокко, стиль рококо
заимствовал многие детали и из других стилей.
Переняв от барокко плавность форм, по своей
философской сути рококо стал
противоположностью этого стиля, изменив его
монументальности и масштабности, заменив их
тонкостью, изящностью, приблизив его к человеку.
В цветовой палитре стиля рококо светлые,
пастельные тона: розовый, салатный, голубой,
много белых и золотых деталей.
Характеристика стиля

9.

Гостиная в стиле рококо с амурами. Зимний дворец.
Акварель Э.П. Гау. 19 в.

10.

Архитектурный стиль рококо
оставил о себе память в
небольшом количестве
сооружений, поскольку
больше применялся для
оформления интерьеров,
где стиль рококо в своем
стремлении к легкости,
стремился видоизменить
пространство, увеличить
его с помощью больших
окон, зеркал, масштабных
и перспективных росписей
на стенах и потолках.
Малый Трианон в Версале архитектора
Габриеля (1763-1769 гг.).

11.

12.

Наивысшее развитие рококо в архитектуре получил в
Баварии, Австрии, куда он попал из Франции, где в
основном использовался для оформления интерьеров и
достиг своей вершины при Людовике XV.
В Германии стиль рококо называли также «Perückenstil», это
название произошло от напудренных париков характерного атрибута европейской аристократии той
эпохи.
Примером оформления здания в рококо стиле может служить
церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann,
1687 -1753 гг.) в Фирценхайлигене, где масштабность
барокко сочетается с характерным для стиля рококо
богатым скульптурным декором, создавая впечатление
изысканности и лёгкости.
Характеристика стиля

13.

Церковь в Фирценхайлигене. архитектор Нейман.
1743-1772 гг.

14.

В
Англии рококо больше проявлялся в прикладном
искусстве, например в инкрустации мебели и
производстве серебряных изделий, здесь были
известны мастера Хогарт или Гейнсборо, работы
которых соответствует этому стилю.
В Италии в стиле рококо работал архитектор
Тьеполо.
Знаменитые здания в рококо стиле, соединенном с
элементами барокко - Версальский дворец,
Цвингер в Дрездене, Зимний дворец в России, в
Баварии - Амалиенбургский павильон замка
Нимфенбург, Дворец Шарлоттенбург в Берлине,
Малый Трианон в Версале
Характеристика стиля

15.

Дворец Шарлоттенбург(Schloss Charlottenburg) летняя резиденция для прусских королей. Был
построен в 1699 г. королем Пруссии Фридрихом
I для своей супруги Софии Шарлоты

16.

Русское
рококо вошло в моду в годы правления
императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг)
Основоположником стиля русское рококо считают
Франческо Бартоломео Растрелли Младшего
(1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора
Растрелли Старшего.
В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы
были начаты строительные работы под
руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе
и Царском Селе.
Русское рококо

17.

В
Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге
(1741—1744 гг.) созданном Растрелли (на его
месте теперь находится Михайловский замок),
декор включал рокайли, картуши в сочетании с
масками львов с гребешками по краям и другие
мотивы, присущие рококо.
При этом в сооружении присутствуют
архитектурные элементы, характерные и для
барокко: повторены многие детали Версаля,
например, визуальная неровность стен, созданная
с помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз,
статуй.
Русское рококо

18.

Летний дворец Елизаветы Петровны со стороны Летнего сада.
Картина неизвестного художника. 1750 - 1760-е гг.

19.

Воскресенский собор Смольного монастыря представляет собой
соединение рококо, барокко и русского национального зодчества.
Архитектор Растрелли. 1748 – 1757 гг.

20.

В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского
рококо архитектор Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi, 1710
– 1794гг.).
Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт,
дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас
здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно
считать одним из образцов русского рококо.
В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге
углом.
Над центральной дверью расположен балкон с кованой
решеткой.
Благодаря большим окнам второго этажа здание кажется
более высоким, дворец венчает балюстрада. Стены, окна и
двери Каменного дома декорированы лепниной в виде
вьющегося плюща, цветочных гирлянд.
Русское рококо

21.

Дворец Петра III в Ораниенбауме. Архитектор Антонио
Ринальди. 1758 - 1762 гг.

22.

Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме (г. Ломоносов).
Архитектор Ринальди. 1762 - 1768 гг.

23.

По
причине непродолжительной моды на
стиль рококо осталось небольшое
количество архитектурных произведений
этого стиля как в Европе, так в России.
Дворец
Петра III и Китайский дворец
Екатерины — это единственные
сохранившиеся здания в стиле русского
рококо – шедевры российской
архитектуры.
Русское рококо
English     Русский Правила