2.02M
Категория: ФилософияФилософия

Фараби и добродетельное общество

1.

Рудненский индустриальный университет
23.01.2024г.
Тема: аль-Фараби и добродетельное
общество
Занятие № 1 Школы Добропорядочности
Тажибаев Радик Хамитович – старший преподаватель
Высшей Школы Металлургии и Горного Дела

2.

Абу Наср Мухаммад ибн
Тархан ибн Узлаг аль-Фараби
(872-951) – знаменитый
восточный учёный и
философ, теоретик
музыковедения, математик.
Он комментировал труды
Аристотеля, откуда получил
звание «Второй Учитель».

3.

Рождение и образование
•Ввиду того, что проживал великий мудрец слишком давно, достоверных
сведений о его жизненном пути очень мало. Многие даты в его биографии
приблизительны. Недостаточно также сведений, чтобы установить его точную
этническую принадлежность.
•В районе Фараба, в месте соединения реки Арысь с Сырдарьей, в 1-ом веке
нашей эры располагался городок Васидж (сейчас эта территория принадлежит
современному Казахстану). В этом месте в 872 году появился на свет альФараби. Он принадлежал к привилегированным слоям тюркской народности, об
этом можно судить по тому, что в полном прочтении его имени присутствует
слово «тархан».
•Азы образования аль-Фараби получил у себя на родине. В разное время он жил
в таких среднеазиатских городах, как Ташкент (тогда он назывался Шаш),
Самарканд и Бухара, в них юноша обучался и работал. Но ему хотелось видеть
и познавать мир, и аль-Фараби уехал из родных мест.

4.

Жизнь в Багдаде
аль-Фараби принял решение
отправиться в Багдад, который на тот
момент в Арабском халифате был
столицей и считался культурным
центром. Путь его был долгим, за
время путешествия он посетил
несколько иранских городов – Тегеран
(тогда он именовался Рей), Исфахан и
Хамадан. Аль-Фараби добрался в
Багдад в 910 (912) году, поселился в
этом городе и принялся изучать науки,
языки и различные отрасли.
Наибольшее предпочтение отдавал
греческому языку, медицине и логике.

5.

•Основная часть его жизненного и творческого пути прошла в Арабском халифате,
здесь он также много путешествовал, посетил Харран, Дамаск, Каир и Алеппо. В тот
период в Багдаде у власти находился халиф ал-Муктадира, при нём все духовные
течения зарождались в столице, а потом распространялись по Арабскому халифату.
•аль-Фараби в своих трудах называл Багдад счастливым и восхитительным городом,
который внешне походил на яркие цветастые одежды. Его любил каждый, кто сюда
стремился. Люди стекались в Багдад рекой и оседали в нём, тем самым безмерно
увеличивая городские размеры. Здесь жили люди различного воспитания и
происхождения, они вступали в различные браки и половые связи, в результате чего
появлялись на свет различные дети. Если в город приходил иноземец, он быстро
сливался с местной толпой и почти не отличался от неё. Также философ писал, что
пройдёт время и Багдад станет колыбелью очень достойных людей – поэтов, мудрецов
и ораторов. В то же время он называл Багдад невежественным, уж слишком сильно
контрастировали в нём добро и зло.

6.

•Существуют неточные сведения, что до того, как заняться научной
деятельностью, философ работал на должности судьи. Но как-то раз знакомый
дал ему на временное сохранение очень много книг. Иногда аль-Фараби
проводил свой досуг за листанием и чтением этих книг, пока не наткнулся среди
них на трактаты Аристотеля. Они настолько увлекли его, что он оставил работу.
В его судьбе этот случай стал решающим моментом, благодаря которому из альФараби получился великий учёный.
•Интересен факт, что приехав в Багдад, аль-Фараби владел лишь тюркским
языком. Но его тяга к изучению была настолько сильной, что арабский он
выучил уже совсем скоро, а в конце жизненного пути знал более 70 языков.
•Особенно стекались в Багдад интеллектуалы. В то время там работала школа
переводчиков, где занимались переводами текстов Платона, Эвклида, Галена,
Аристотеля. Один из знаменитых переводчиков Абу Бишр Матта переводил на
арабский язык сочинения античных мыслителей, аль-Фараби обучался у него и
считал самым главным своим наставником.

7.

Учитель комментировал трактаты
Аристотеля, а ученик жадно и
тщательно всё записывал за ним. У
Абу Бишр Матты был прекрасный
стиль преподавания, он давал очень
тонкие комментарии к логическому
наследию великого Аристотеля,
умело сочетал простоту изложения
с глубиной мысли. Все
положительные качества и
достоинства от своего наставника
аль-Фараби в точности усвоил и
перенял, а спустя время намного
превзошёл Абу Бишр Матту.

8.

•В Харране в то время проживал христианский мыслитель Йуханна
бен-Хаилан. Прослышав об этом, аль-Фараби отправился в Харран,
чтобы просить мыслителя обучить его некоторым особым
логическим приёмам.
•По возвращении в Багдад аль-Фараби занялся доскональным
изучением трактатов Аристотеля. Один лишь труд «О душе» он
перечитывал около двухсот раз. Ему даже задавали вопрос: «У кого
больше знаний: у тебя или у Аристотеля?» На что он отвечал:
«Живи я в то время и обучайся у Аристотеля, был бы лучшим его
учеником».
•аль-Фараби был очень эрудированным, в характере его
присутствовало величие, он обладал недюжинной силой мысли. Всё
это способствовало тому, что в Арабском халифате он в скором
времени занял самое авторитетное место среди видных учёных.

9.

Жизнь в Дамаске
•В 941 году он принял решение перебраться в Дамаск, где
прожил остаток жизни. Здесь он занялся научной работой и
наконец-то закончил «Трактат о добродетельном городе».
Сначала на новом месте ему было очень сложно, даже пришлось
устроиться на работу садовым сторожем. На деньги, которые
зарабатывал в дневное время, он покупал свечи, а ночью
занимался наукой при этих свечах.
•Но спустя пару лет ему повезло: для аль-Фараби нашёлся
покровитель. Им стал правитель Сайф ад-Даула Али Хамдани,
он уважал передовых мыслителей своего времени, поощрял
искусство с наукой, старался всячески помогать придворным
учёным и поэтам. Но философ всё равно старался жить
уединённо и закрыто, придворная жизнь его мало интересовала,
редко он посещал светские мероприятия.

10.

•В основном день его проходил в тенистом саду или на
краю бассейна, где он писал либо вёл беседы со своими
учениками. Человек он был вовсе не притязательный,
ежедневно из казны Сайф ад-Даула Али Хамдани
выделялось четыре дирхема для философа, этих денег
ему было достаточно на жизненные потребности.
•В 949 году аль-Фараби совершил путешествие в
Египет, которое продолжалось больше года. В 950 году
он вернулся в Дамаск и до конца жизни уже не покидал
это место.
•Умер философ почти в восемьдесят лет. Точных
сведений о том, как это произошло, нет. Есть две версии,
по одной из которых уход из жизни был естественным.
Вторая гласит о том, что во время поездки в Аскалан он
был убит грабителями. Философ скончался в 951 году,
его похоронили у Малых Ворот за стенами Дамаска.
Сам правитель читал молитву по великому учёному,
которая была написана на четырёх папирусах.

11.

Наследие великого философа
•Труд мыслителя продолжили два его
самых лучших ученика – Ибрагим ибн
Ади в Алеппо и Яхья ибн Ади в
Багдаде. Они комментировали труды
наставника, а также трактаты
философов Древней Греции.
•Разносторонние изыскания аль-Фараби
в научной области вылились в «Трактат
о классификации наук».
Существовавшие на тот период науки
он перечислил в строгом порядке и к
тому же определил предмет, который
исследует каждая из них. Такой трактат
был незаменим для тех, кто занимался
научной деятельностью, до аль-Фараби
никто ничего подобного не писал.

12.

аль-Фараби – основоположник мусульманского философского
направления, которое называется восточный перипатетизм и
опирается на авторитет Аристотеля. В своём изучении бытия
аль-Фараби идейно был близок к системе мышления
Аристотеля (аристотелизму) и идеалистическому направлению,
которое опиралось на терминологию Платона (неоплатонизму).
Мыслитель сочинил и оставил потомкам множество трудов по
философии:
•слово о субстанции, о смысле разума, о сновидениях;
•книги о том, что нужно знать для изучения философии, о
разуме юных, о законах, о постоянстве движения вселенной, о
смысле философии;
•трактаты о взглядах жителей добродетельного города и о
сущности души.

13.

Среди его работ имеются труды, которые составляют
всего 2-3 страницы, но есть и многотомные трактаты.
Много трудился философ над изучением общества и
его жизни. Он утверждал, что править
добродетельными городами должны предводители
религиозной общины и одновременно философы. Все
проживающие в добродетельных городах люди
должны иметь стремление постичь истинное счастье.
Зло и несправедливость должны быть осуждены, а
добру и справедливости надо дать господствовать.
Мыслитель говорил о том, что у добродетельных
городов есть противопоставление – города
невежественные. Их народ и правители не имели ни
малейшего понятия об истинном счастье, у них не
было стремления к счастливой жизни, а интересовало
лишь богатство, здоровье тела и наслаждение.

14.

Добродетельный город философ сравнивал
с совершенным здоровым телом, все органы
которого работают слаженно и помогают
друг другу.
Руководить таким городом должен человек,
обладающий всеми добродетелями –
здоровье и знания, совесть и
проницательный ум.
Со своими подданными глава такого города
должен обращаться ласково.

15.

Также увлекался мыслитель астрономией, математикой, филологией и
естественными науками, комментировал сочинения Птолемея и Евклида.
аль-Фараби принадлежат следующие сочинения в этих областях наук:
Наука
Сочинения аль-Фараби
«Руководство по геометрическим построениям»
Математика
«Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд»
Астрономия
Естественные науки «Об органах человека»;
Филология
«Книга высоких рассуждений об элементах науки физики»;
«Об органах животных»;
«Слово о пустоте» (эта работа считается первой в истории о
вакууме);
«О необходимости искусства химии».
«О словарях»;
«Книга о стихах и риторике»;
«Книга об искусстве письма»;
«Книга о каллиграфии»;
«О буквах и произношении».

16.

Значительным считается вклад аль-Фараби в
музыковедение. В этом направлении он создал
«Большую книгу о музыке», в которой
систематизировал сведения о восточной и
древнегреческой музыке. В этом сочинении философ
дал понятию музыки развёрнутое определение,
раскрыл её категории, а также описал составляющие
элементы музыкальных произведений. Также к
музыковедению относятся его работы «Книга о
классификации ритмов» и «Слово о музыке».

17.

Память о мыслителе
• В память о великом мыслителе аль-Фараби
названы несколько казахских улиц. Его имя
присвоено Педагогическому институту культуры
в Шымкенте и Казахскому национальному
университету в Алматы, имеются памятники
философу в казахских городах Алматы и
Туркестан.
• В 2022-м году с международным размахом был
отмечен 1150-летний юбилей со дня рождения
учёного, центром мероприятий стали Москва,
Багдад и Астана.
English     Русский Правила