2.92M

Общество как предмет социальной философии (тема 10)

1.

Тема 10.
Общество как предмет социальной
философии
План:
1.
2.
3.
4.
Общество как предмет философского анализа
Исторические типы философских учений об
обществе
Основополагающие идеи социальной
философии
Общественные отношения и системность
общества

2.

Общество – это
в широком смысле слова
• обособившаяся от природы, но сохранившая с
ней связь, часть объективной реальности,
исторически развивающаяся форма
жизнедеятельности людей - социальное бытие,
подчиняющееся особым законам, обладающее
внутренней структурой, целостностью,
направленностью развития
• совокупность всех форм и способов
взаимодействия людей на определенной
территории, в рамках единой страны, единого
государства

3.

Общество – это
в узком смысле слова
•определенный этап человеческой истории
•конкретный вид общества, соотнесенный с
определенной страной, эпохой
•конкретная группа людей, объединенных по
каким-либо признакам: интересам,
потребностям, ценностям (общество защиты
животных, религиозная община,
политическая партия)

4.

В определении общества присутствуют:
ЛЮДИ
ФОРМЫ ИХ
ОТНОШЕНИЙ
ИСТОРИЧЕСКИЙ
ХАРАКТЕР

5.

В сопоставлении с групповыми формами
жизни животных у общества выделяют
сходство
•общество является частью природы и в своем
развитии подчиняется некоторым фундаментальным
законам, общим всему классу живых существ;
различия
•люди, как члены общества, обладают сознанием,
многообразием потребностей, идеалов и ценностей,
способов деятельности и взаимодействия,
формируемыми в соответствии с личным опытом и
историческими условиями.

6.

Общество – это совокупность людей,
объединенных исторически
сложившимися формами их взаимосвязи
и взаимодействия в целях удовлетворения
своих потребностей, характеризующаяся
устойчивостью и целостностью,
самовоспроизводством и
самодостаточностью, достижением такого
уровня развития культуры, когда
появляются особые социальные нормы и
ценности, лежащие в основе взаимосвязи
и взаимодействия людей

7.

Общество – наиболее крупное объединение людей,
устойчиво связанных между собой разнообразным
взаимодействием, общей территорией, историей и
культурой
Страна - обособленная территория
проживания данного общества со своими
границами и общественным устройством
Государство – политическая организация
данного общества с определенным
режимом власти и органами управления

8.

Социальная философия – это система знания
о наиболее общих закономерностях и тенденциях
взаимодействия социальных явлений,
функционирования и развития общества, целостного
процесса социальной жизни
Как вообще возможно сознательное
упорядочение людьми своих
взаимоотношений в обществе
Задачи
социальной
философии
Какие средства формирования социальных
отношений существовали в разные
исторические эпохи
Как осознаются людьми и проявляются на
практике объективные преграды,
ограничивающие взаимодействие людей

9.

Социальная философия выступает как
общетеоретическая, методологическая и
мировоззренческая основа истории и социологии, дает
им систему наиболее общих концепций социальной
реальности, в своем развитии осмысливает результаты
деятельности социологов и историков
Социология, опираясь на философию,
ориентирована на более конкретный анализ, на
исследование всего комплекса социальных феноменов в
том или ином обществе в настоящее время
История - это наука, изучающая жизнь человека и
общества в прошлом

10.

Специфика социально-философского познания
1. Объектом социально-философского познания
является общество, отличающееся по своим
фундаментальным характеристикам от остального
природного бытия.
2. Субъектом социально-философского познания
является человек, который является представителем
некого общества, личность которого представляет
собой результат социализации, поэтому он не может
быть безразличен к объекту исследования.
3. В обществе одновременно действуют многообразные
социальные и индивидуальные силы, материальные и
идеальные, сознательные и бессознательные,
объективные и субъективные факторы

11.

Философские концепции общества
Идеалистические
концепции
(Августин
Аврелий, Фома
Аквинский, Г.
Гегель)
Ведущая роль
духовного начала
Натуралистические
концепции
(социобиология)
(Ж.-Ж. Руссо,
Чижевский, К.
Лоренц, Э.Уилсон)
Общество
аналогично
природе и может
быть понято по
законам природы
Материалистические
концепции
(К. Маркс, Ф.Энгельс,
В.Ленин)
Ведущая роль
социальноэкономического
начала

12.

13.

Социальный реализм
(К.Маркс, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм)
Общество – есть реальность особого рода,
независимая от реальности составляющих
общество индивидов, а порой даже
противостоящая им. Возникая в результате
взаимодействия индивидов как некий продукт
этого взаимодействия, общество затем начинает
жить по собственным законам. В итоге оно
представляет структуру более сложную и
содержательно наполненную, чем просто
совокупность составляющих общество отдельных
индивидов

14.

Социальный реализм Э. Дюркгейма
•общество первично по
отношению к составляющим
его индивидам;
•социальные факты
независимы от человеческого
произвола;
•социальные факты оказывают
принуждающее воздействие на
индивида
(1858 – 1917)

15.

Социальный номинализм
(Г. Тард, М. Вебер, Г. Зиммель)
•общество – продукт взаимодействия индивидуальных
сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение
ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д.;
•реальны лишь составляющие общество индивиды, а
само общество в целом не образует никакой
собственной структуры, поскольку ничего нового по
отношению к отдельным индивидам не содержит;
•социальные факты – по сути психологические
(симпатия – антипатия, доминирование – подчинение);
•механизм социализации включает законы подражания,
приспособления (адаптация), противопоставления
(оппозиция)

16.

Социальный номинализм
Габриэля Тарда
•В появлении преступления и преступника
главную роль играют социальные факторы.
Основная социальная причина всех
социальных явлений, в том числе и
преступлений – «закон подражания»,
благодаря действию внушения
•Преступник всегда подражает другим,
даже когда он изобретает; преступник
всегда чувствует потребность во
вдохновении примером и одобрении
группы. Если преступник подражает
обычаям предков, то это преступлениеобычай. Если же он подражает своим
товарищам, то это преступление-мода.
(1843 – 1904)

17.

Социальный номинализм Г.Тарда
Любая эволюция происходит благодаря чередованию двух
процессов: творческого изобретения и массового
подражания
Г. Тард выделяет следующие виды воспринимающих
сообщения социумов:
1. Толпа ( как правило, случайное собрание,
предусматривает контакт людей друг с другом,
физическое сплочение)
2. Публика (основное – общее эмоциональное состояние,
но люди разобщены, контакт не обязателен, может быть
организована при помощи СМИ)
3. Аудитория (основной признак – наличие
коммуникативной цели)

18.

Общество как развивающаяся система
Система – это упорядоченное множество
взаимосвязанных элементов, обладающее структурой
и организацией
Элемент – не разложимый далее (в данной системе
при данном способе рассмотрения) компонент
системы.
Общество – это система, в которой элементы не могут
существовать обособленно.
«Жить в обществе и быть свободным
от общества нельзя»
В.И.Ленин
Структура – относительно устойчивый способ связи
элементов системы

19.

В зависимости от характера отношений системы со средой
выделяют типы поведения систем:
1. Реактивное – определяемое преимущественно средой.
2. Адаптивное – определяемое средой и присущей самой
системе саморегуляции.
3. Активное – в котором существенную роль играют
собственные цели системы, преобразование среды в
соответствии с потребностями системы.
Наиболее высокоразвитые системы являются открытыми
и самоорганизующимися (адаптирующимися и
обучающимися). Их поведение всегда учитывает условия
среды и имеет целесообразный характер.
Анализируя общество как социальную систему, выделяют
социальные действия, социальные связи и социальные
взаимодействия.

20.

Социальная структура – это
исторически сложившаяся, упорядоченная,
относительно устойчивая система связей и
отношений между различными элементами
общества как целого: между индивидами и
социальными общностями, классами,
социальными группами.
Элементами социальной структуры являются:
•индивиды, их статусы и роли;
•социальные общности, большие и малые социальные
группы;
•социальные институты;
•социальная организация – метод управления людьми, их
координации в соответствии с их статусом и ролью;
•социальный контроль – запрет нежелательного поведения,
одобрение желательного поведения.

21.

Социальные действия - это такие действия, цель
которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений
индивидов или общностей.
Любое социальное действие представляет собой систему, в
которой можно выделить следующие элементы:
•субъект действия, воздействующий индивид или общность
людей;
•объект действия, индивид или общность, на которых
направлено действие;
•осознаваемая цель;
•средства (орудия действия) и
методы действия, с помощью
которых осуществляется
необходимое изменение;
•результат действия —ответная
реакция индивида или общности, на которых оно направлено.

22.

Не каждое поведение человека
является социальным действием.
Характерными признаками
социального действия являются
осмысленность и ориентация
на интересы других, их возможности, на варианты и
последствия разногласий.
Социальные действия могут быть как ответственными, так и
безответственными, даже социально опасными.
Социальная связь – это зависимость людей, реализованная
через социальное действие,
осуществляемое с ориентацией на
других людей, с ожиданием
соответствующего ответного
действия партнера или оппонента.

23.

В социальной связи
выделяются
субъекты связи,
• предметы связи,
• механизмы
взаимодействия
Социальные связи делятся
на функциональные
(явление А выполняет для
явления В некую функцию) и
причинные (явление А
является причиной для
наступления явления В).
Анализ связей,
существующих в
обществе, позволяет
выявить его специфику
и определить пути его
развития.

24.

Функциональные связи
1. общество должно уметь приспосабливаться к среде
(функция адаптации – экономика);
2. общество должно уметь достигать поставленных
целей (функция целеполагания – политика);
3. общество должно обладать достаточным внутренним
единством и упорядоченностью (интегративная
функция – институты социального контроля);
4. внутреннее единство должно сохраняться и
воссоздаваться посредством усвоения членами общества
норм системы (функция сохранения порядка – семья,
школа, религия).

25.

Причинно-следственные связи
Причинно-следственные связи в обществе нельзя
свести к простой схеме «Причина
Следствие»
Взаимодействие - это
тип связи, при котором
явление-причина
испытывает обратное
воздействие со стороны
собственного следствия, то
есть оба явления выполняют
практически одновременно
роли и причины, и
«Причина
следствия (экономика –
политика)
Следствие»

26.

При анализе причинно-следственных связей
различают главные причины и второстепенные, а
также условия, поводы, мотивы, интересы, цели,
идеалы, волевые факторы
Условия - это такие внутренние связи и внешние
факторы среды, при которых возможно развитие
причинных явлений, которые обусловливают
превращение заключенной в причине возможности в
действительность.
Поводы - это явления,
которые сами по себе не
вызывают следствия, но
срабатывают как «спусковой
механизм»

27.

Социальное взаимодействие отличается от
социального контакта - простейшего вида
социальной связи, который носит поверхностный,
мимолетный характер, партнер по контакту
непостоянен, случаен, может быть легко заменен. Он
может быть единичным или регулярным, но в нём
отсутствует сопряженное действие.

28.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя
признаками:
1) оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину,
которые являются внешними по отношению к
взаимодействующим группам или людям;
2) оно внешне выражено, а потому доступно для
наблюдения; данный признак обусловлен тем, что
взаимодействие всегда предполагает обмен символами,
знаками, которые расшифровываются
противоположной стороной;
3) оно ситуативно, т. е. обычно привязано к какой-то
конкретной ситуации, к условиям протекания (к
примеру, встреча друзей или сдача экзамена);
4) оно субъективно - выражает намерения участников.

29.

Основными вариантами социального взаимодействия
являются
• социальные отношения
• социальные институты
• социальные общности
Социальные отношения – это относительно
устойчивые связи между индивидами (вследствие чего
они институционализируются в социальные группы) и
социальными группами как постоянными носителями
качественно различных видов деятельности,
различающимися по социальным статусам и ролям в
общественных структурах в условиях данного общества.
Связи, формирующиеся в социальных отношениях
имеют устойчивый, длительный, систематический,
самовозобновляющийся характер.

30.

31.

Социальные институты - это относительно
устойчивые формы социальной практики, посредством
которых организуются общественная жизнь,
обеспечивается устойчивость связей и отношений в
рамках социальной организации данного общества
Виды социальных институтов
(в соответствии с функциями)
• функция материального обеспечения
жизнедеятельности (экономические институты)
• функция интеграции (политические и правовые
институты)
• функция поддержания и сохранения духовных
ценностей (институты культуры)
• функция воспроизводства (семья и образование)

32.

Социальные общности - это относительно устойчивые
совокупности людей, отличающиеся во всех или некоторых
аспектах жизнедеятельности более или менее одинаковыми
чертами условий и образа жизни, массового сознания,
социальных норм, ценностей и интересов.
Социальная общность проявляет себя как коллективный
субъект общественного действия.
Социальные общности делятся на массовые общности
(квазигруппы, социальные круги) и социальные группы.
Социальная группа – это совокупность индивидов,
определенным образом взаимодействующих друг с другом,
осознающих свою принадлежность данной группе («Яфактор» идентичности) и признающихся членами этой
группы с точки зрения других, как «своих» («Мы-фактор»
идентичности), так и чужих («Они-фактор» идентичности).

33.

Социальные общности
Массовые общности
Социальные группы
статистический характер (не
органический характер (наличие
структурно расчлененное, а
внутренней структуры)
аморфное образование)
вероятностная природа (размытые
определенность и устойчивость
границы, неопределенный
границ (относительно высокая
количественный и качественный
стабильность существования)
состав)
ситуативный способ существования способность осуществлять
(неустойчивое, меняющееся от
многообразные виды деятельности
случая к случаю образование)
выраженная разнородность состава, выраженная однородность состава
её внегрупповая (межгрупповая)
(наличие признаков, присущих всем
природа
членам группы)
аморфное положение в составе
Вхождение в более широкие
более широких общностей
общности в качестве их

34.

Виды социальных (массовых) общностей:
1. Социально-демографические (молодежь,
пенсионеры, мужчины, женщины).
2. Социально-политические (граждане России,
коммунисты)
3. Классовые (классы, сословия).
4. Территориальные (сибиряки, москвичи,
европейцы).
5. Этнические
6. Конфессиональные
7. Профессиональные (медики, юристы, офицеры).

35.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самосознанье человека,
Залог величия его
А.С. Пушкин

36.

Социальная структура – это исторически
сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая
система связей и отношений между различными
элементами общества как целого: между индивидами и
социальными общностями, классами, социальными
группами.
Стратификация - совокупность
Элита
расположенных в иерархическом
порядке социальных слоёв.
Богатые
Страта – слой людей, занимающих
одинаковые позиции на шкале
Бедные
неравенства
Экономическая стратификация
Люмпены
Политическая стратификация
Профессиональная стратификация

37.

Социальная мобильность – это возможность для
человека, как члена общества, смены своего
положения в этом обществе, социального слоя, статуса
Социальные институты и организации, посредством
которых человек изменяет свое положение в
общественной иерархии:
•армия;
•образование;
•церковь;
•брак;
•политика;
•искусство;
•бизнес
English     Русский Правила