Женские образы в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон».
«Тихий Дон»
«Тихий Дон»
«Тихий Дон»
«Тихий Дон»
Аксинья гордится своей любовью, она, наконец, почувствовала себя счастливой. До этого видела она в жизни только горе.
«Тихий Дон»
«Тихий Дон»
«Тихий Дон»
Я несла свою Беду    по весеннему по льду –                    Обломился лёд – душа оборвалася –                              
«Тихий Дон»
«Тихий Дон»
«Тихий Дон»
«Тихий Дон»
1.03M
Категория: ЛитератураЛитература

Женские образы в романе - эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон»

1. Женские образы в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон».

2. «Тихий Дон»

Цель:рассмотреть женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Задачи:
Образовательная: познакомить обучающихся с главными женскими образами
в романе; формировать умение определять место и роль литературных
героев в произведении; научить характеризовать их, сравнивать поведение
персонажей в рамках эпизода; формировать умение определять роль
определенного персонажа в системе всего произведения; формировать
умения обучающихся отбирать нужный материал, сравнивать и сопоставлять
на его основе образы разных литературных персонажей.
Воспитательная: приобщить обучающихся к общечеловеческим духовнонравственным ценностям.
Развивающая: развивать самостоятельное мышление, правильную речь;
развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять
главное из прочитанного.

3.

Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова
в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены
широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко,
Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать
мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых
казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько
ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под
ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших
и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни
голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер
криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков
братских могил!»
На женщинах держится мир. Именно они дают жизнь, создают дом,
семью, заботятся, жалеют, выхаживают больных, в тяжкие военные
годы выполняют всю мужскую работу. Поэтому в романе гибель
пулеметчицы Анны Погудко, матери Кошевого, Натальи, Аксиньи
осмысливается как обвинение жестокому, безумному веку. В их лице
война уничтожает саму жизнь.

4. «Тихий Дон»

Аксинью Астахову автор выделяет
особо. Он описывает героиню как
женщину с сильным характером,
цельную в своих чувствах,
бесстрашную в любви и в жизни.
Своей всепоглощающей любви она
отдается без остатка, не боится
людской молвы. Честность и
открытость, чувство правоты и
собственного достоинства
отталкивают от нее всякую грязь.

5. «Тихий Дон»

«Так необычайна и явна была
сумасшедшая их связь, так
исступленно горели они одним
бесстыдным полымем, людей
не совестясь и не таясь, худея
и чернея в лицах на глазах у
соседей». Односельчане, со
злорадством ожидавшие
развязки, застывшие «в
поганеньком выжиданьице»,
поняли, что «вязало их что-то
большое, не похожее на
короткую связь».

6. «Тихий Дон»

В ответ на упреки она с вызовом
кричит Пантелею Прокофьевичу,
отцу Григория: «За всю жизнь за
горькую отлюблю!.. А там хучь
убейте! Мой Гришка! Мой!» За
свою любовь Аксинья готова
вынести любые мучения: побои и
ревность Степана, злые сплетни,
домогательства Листницкого,
разлуку с Григорием и тяжелую
болезнь, смерть дочки,
постоянные скитания, всеобщее
осуждение.

7. Аксинья гордится своей любовью, она, наконец, почувствовала себя счастливой. До этого видела она в жизни только горе.

8. «Тихий Дон»

Она следует за любимым по
дорогам войны, вместе с ним
терпит лишения. Смертью на
руках Григория заканчивается
ее скорбный и счастливый
жизненный путь.

9. «Тихий Дон»

Желая прекратить порочную
связь Григория с Аксиньей,
Пантелей Прокофьевич женит
сына на Наталье Коршуновой.
Шолохов представляет ее
молодой, красивой,
сдержанной девушкой,
которая будет хорошей женой,
хозяйкой и матерью

10.

«Жить без любви, быть может, просто, но
как на свете без любви прожить».
Григорий не любит ее, и сам
говорит ей об этом. Не
выдержав разлуки с Аксиньей,
Григорий бросает жену.
Вернувшись к отцу, в дом
родителей, Наталья тоскует по
мужу. Она решает ждать, пока
Григорий сам не вернется к
ней, хотя бы ради детей.
Родители Григория прекрасно
относятся к невестке, любят
внуков.

11. «Тихий Дон»

Наталья пробует договориться
с Аксиньей, повлиять на нее,
но слышит в ответ: «В силах
ты будешь – возьмешь его, а
нет – не обижайся. Добром я
от него тоже не откажусь.
<…> У тебя хоть дети есть, а
он у меня один на всем белом
свете! Первый и последний…

12. Я несла свою Беду    по весеннему по льду –                    Обломился лёд – душа оборвалася –                              

Я несла свою Беду
по весеннему по льду –
Обломился лёд – душа оборвалася –
Камнем под воду пошла, а беда – хоть тяжела,
А за острые края задержалася…
Наталья окончательно понимает,
что счастья с мужем ей не будет.
Она проклинает его, а затем
неудачно избавляется от ребенка и
от этого умирает. Сына она просит
передать отцу, чтобы жалел детей.
Григорий, сумевший приехать
только через три дня после
похорон, узнает от матери, что
Наталья перед смертью простила
его, но его не отпускает чувство
вины в ее смерти.

13. «Тихий Дон»

Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова,
старшего брата Григория.
Ленивая и циничная женщина, она, в то же
время, очень обаятельна. Д. все время достается
от Ильиничны за лень и неряшество. Но героиня
никогда не унывает, пропуская все замечания
мимо ушей.
Кроме всего прочего, Д. распутна. В отсутствие
мужа она не брезгует изменять Петру.
Гражданская война повлияла на судьбу и этой
женщины. Она потеряла мужа, которого убил их
сосед, большевик Мишка Кошевой. Да и самой Д.
пришлось стать убийцей. Героиня хладнокровно
убивает своего кума Ивана Алексеевича
Котлярова, а после, осознав содеянное,
напивается и валяется в полном беспамятстве.
Несмотря на все отрицательные качества, Д. не
лишена нравственности. Заразившись сифилисом,
она заплывает на середину реки и сознательно
тонет.

14. «Тихий Дон»

Ильинична, мать Григория,
показана как оплот казачьей
семьи. На ней держится весь
дом. Ильинична сумела стать
матерью всем невесткам. Ее
авторитет в семье
непререкаем. Это
основывается на глубоком
знании жизни, мудрости и
справедливости советов и
решений. Запутавшийся в
круговороте войны Григорий не
раз вспоминал слова матери:
«Ты Бога-то… Бога, сынок, не
забывай

15. «Тихий Дон»

Ильинична всеми
силами пытается
сохранить брак
Григория с Натальей.
Она надеется, что
детская любовь
примирит родителей.
Так и получилось:
будущее Григорию –
детей – оставила
Наталья.

16.

Множество смертей близких людей выпало пережить Ильиничне.
Погибли старший сын, две невестки, муж. Эта мужественная
женщина никогда не жаловалась, переживала горе в собственной
душе. Она была потомственной казачкой, знала, что их мужчины –
воины и почти в каждой семье – горе. Когда у нее остался на войне
один Григорий, она говорила: «А я не верю! Не может быть, чтобы
лишилась я последнего сына! Не за что Богу меня наказывать».
Старая и больная, изломанная горем и непосильной работой, она по
вечерам ходит на гумно и, вглядываясь в сгущающуюся темноту,
негромко зовет своего сына. Зов материнской души обязательно
найдет сердце ребенка, где бы он ни был, притянет его к дому,
напомнит об осторожности. Любовь матери совершает чудеса.

17. «Тихий Дон»

После смерти
Ильиничны
хозяйкой
мелеховского
куреня становится
Дуняшка.

18.

Благодаря Шолохову весь мир узнал, какие
сильные, красивые, яркие и мужественные
женщины у казаков, откуда черпает
внутреннюю силу этот талантливый народ.
English     Русский Правила