ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФИИ КИТАЯ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
1.00M
Категория: ФилософияФилософия

Прагматический характер философии Китая

1. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФИИ КИТАЯ.

АКШАЛОВА КАРЛЫГАШ
МО-22

2.

• Китайская философия сложилась в XI—IIIвв. до н.э. Свое начало
китайская философия ведет от первых мифологических представлений,
изложенных в древних книгах: «Книга песен», «Книга истории», «Книга
перемен», «Книга обрядов», которые вместе с Летописью составляли
китайское пятикнижие – основу мировоззрения образованного китайца..
• Для мифологии Китая характерно представление о первоначальном
состоянии мира как первобытном хаосе и двух противоположных
упорядочивающих началах – небесного «ян» и земного» инь». Именно
они учредили порядок на Земле.

3.

• Особенно волнует древнего китайца проблема зла. Откуда оно? Кто его
виновник? Бог или человек? И почему зло терпят по большей части
невиноватые? В «Книге истории» говорится о пяти началах мира: воде,
огне, дереве, металле и земле, – а также о пяти явлениях природы:
дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Причиной зла в мире и
страданий человека является неблагоприятное сочетание этих начал и
явлений. Главная нравственная заповедь для достойной жизни и
поведения человека – всемерно поддерживать постоянную гармонию,
осуществляя разумное сочетание начал в пище. поведении, ритуале.
Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского
мировоззрения представление о «дао» («путь») как безличном мировом
законе, которому подчиняются и природа, и люди .

4.


«Дао» – и космический и нравственный закон. Древнекитайская
нравственность связана с такими представлениями, как «ли» –
почтительность, церемониал, ритуал, «сяо» – почитание родителей,
«ди» – почитание старшего брата. Почитание родителей означало и
культ предков, и почитание властей – для психологии древних китайцев
характерно чувство покорности нижестоящих вышестоящим.
Древнекитайская пред философия включала в себя и зачатки наук:
математики, астрономии, медицины. Уже 18-12 вв. до н.э. умели считать
до 30.000. Наблюдение за небесными явлениями позволило
предсказывать затмения Луны и Солнца, связать астрономические
явления с земледельческим циклом, создать календарь,
времяисчисление.

5.

• Свой наивысший расцвет китайская философия получает в период V—
IIIвв. до н.э. , его называют золотым веком китайской философии. В те
времена существовало шесть основных школ: 1) конфуцианство, 2)
моизм, 3) школа закона (фа-цзя), по-европейски – легизм, 4) даосизм, 5)
школа «инь-ян»(натурфилософия), 6) школа имен («мин-цзя»).

6.

• В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная
с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления.
Древнекитайская философия была мало системна. Это было связано с
тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала
в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. Сам
древнекитайский язык затруднял выработку абстрактного философского
языка, а ведь философия – мировоззрение, пользующееся
философским языком. Основными философскими школами Древнего
Китая считаются: конфуцианство, моизм и даосизм.

7.

• Основные философские школы древнего Китая.
• Конфуцианство. Основоположником этой школы является
родоначальник древнекитайской философии Кун Фу-цзы (по -русски –
Конфуций) жил в 551-479 гг. до. н.э Главное его сочинение «Беседы и
высказывания» – произведение совершенно несистематическое и часто
противоречивое, сборник нравственных поучений, в котором трудно
увидеть философское сочинение. В центре философии Конфуция
проблемы воспитания, нравственные ценности и искусство управления
государством. Высшая моральную заповедь Конфуция : «не делай
другим того, что не желаешь себе». Основные этические понятия,
составляющие правильный путь дао – человеколюбие, золотая
середина, взаимность, сыновья почтительность. Этика конфуцианства
основывается на принципе «золотой середины, состоящей в том, что,
для того чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно прежде всего
найти согласие с собой. Главный метод управления народом – сила
примера и убеждения. Если верхи будут следовать дао, то народ будет
их уважать и любить.

8.

• Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти
Конфуция . Он выступил против конфуцианской школы. Моисты
отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не
предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг
друга. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в
жизни принцип всеобщей любви. В соответствии с этим «небесный
владыка» награждает или наказывает его. Отсутствие всеобщей любви
– причина беспорядков. Народ моисты почитали высшей ценностью и
любовь к народу провозглашали, как волю небес. Были противниками
войн. Всеобщее благо, согласно моистам, является высшим принципом
политического действия. Моисты разрабатывали главным образом
логику и теорию познания. Они признавали объективное существование
вещей вне нашего сознания.

9.

• Даосизм. Важное значение в философии древнего Китая имел даосизм
–учение Лао-цзы(VI—Vвв. до н.э.) о «дао» – пути вещей. «Дао» –
всеобъемлющее мировоззренческое понятие. Это первоначало,
первооснова и завершение всего существующего и происходящего в
мире. Даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины
мира, проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п.
Основная идея Лао-цзы – жизнь природы и людей не управляется
«волей неба», а протекает по определенному естественному пути- –
«дао». «Дао» – это естественный закон самих вещей, которые вместе с
субстанцией Ци(воздух, эфир) составляют основу мира. В мире все
находится в движении и изменении, в результате чего все вещи
необходимо переходят в свою противоположность. Лучший правитель
тот, кто ни во что не вмешивается и не мешает дао.

10.

• Китайская философия создала самобытное представление о человеке и
мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского
мышления, подобно тому, как это было позже в Древней Греции, уходит
своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии
мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как
реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой
мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который
правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда
понимается персонифицировано как наивысший правитель (шан-ди), но
чаще он представляется словом “небо” (тянь).

11.

• Вся природа одушевлена — каждая вещь, место и явление имеют своих
демонов. Таким же образом обстоит дело и с умершими. Почитание душ
умерших предков привело впоследствии к образованию культа предков
и содействовало консервативности мышления в Древнем Китае. Духи
могли открыть человеку завесу над будущим, воздействовать на
поведение и деятельность людей. Корни древнейших мифов уходят в
глубь 2-го тысячелетия до н. э.

12.

• Философ учит людей жить в гармонии с миром и самим собой, быть
добродетельным и благополучным, но не стремится логически
обосновывать посылки собственных рассуждений. Обоснование
достигается другим путем, посредством ссылки на авторитет наследия,
волю Неба и деяния предков. Для всей китайской философии
характерна приверженность традициям. Незыблемой нормой поведения
является сыновняя почтительность к старшим и святость любого
начинания, предпринятого предками. Накопленная в прошлом мудрость
берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только
в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное
прочтение традиции. На протяжении более чем двухтысячелетней
истории китайская философия пребывала в одной и той же системе
идей и категорий. Таким же консервативным оставалось китайское
письмо, иероглифы, обозначающие древние философские понятия,
практически не менялись вплоть до современной эпохи.

13.

• Для древнекитайской философии был характерен светский
рационализм. Религиозность китайцев имела специфические
особенности, в китайской культуре в принципе отсутствовала
религиозная со териология. Религиозность китайцев не связана с верой
в Бога – абсолютную личность, трансцендентного творца мироздания
(подобно христианскому Богу), и не подразумевает под божеством некое
духовное, субстанциальное начало космоса, присутствующее в каждой
вещи (подобно древнеиндийскому Брахману-Атману).

14. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!

English     Русский Правила