1.90M
Категория: ЛитератураЛитература

Андрей Болконский: поиски смысла жизни

1.

Андрей
Болконский: поиски
смысла жизни

2.

«…Перечитываю “Войну и мир”. Как хорошо старик
знал эпоху, как изумительно знал подноготную
человеческих отношений, чувств, ход душевных
движений».
В.Я. Шишков
«…Толстой умеет проникнуть в глубь характеров…Он
очерчивает с несравненной силой их достоинства и
недостатки, колебания и противоречия. Это – страшный и
неумолимый психолог, от наблюдательности которого
ничего не скроется и для которого человеческая натура,
столь изменчивая и разнообразная, не имеет тайны».
Альфред Бадэн

3.

1. БОЛКОНСКИЙ В САЛОНЕ ШЕРЕР.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЕРОЙ ОТ ЛЮДЕЙ СВОЕГО КРУГА?
(ТОМ I, ЧАСТЬ I, ГЛАВЫ III—IV)?
Независимость
и сухостьсповедения
• Первая встреча
контрастирует
с поведением
Андреем в салоне
остальных гостей Шерер.
Шерер.
« •Гостиные,
сплетни, балы,
Непохожесть
на тщеславие,
ничтожество — вот заколдованный круг, из
окружающих: «эта
которого я не могу выйти», — говорит
жизнь
не по
мне!»
Болконский
Пьеру
Безухову
Аустерлицким
сражением я
•«Перед
Мечты
о личной
предчувствовал, что смогу показать все то,
о своем
что я славе,
могу сделать.
Мне представилась та
счастливая
минута, тотувлечение
Тулон, которого я так
«Тулоне»,
долго ждал. Я хочу славы, хочу быть
идеями Наполеона.
известным людям, хочу быть любимым
ими… я не виноват, что я хочу этого, для
одного этого я живу».

4.

Говоря о себе и своем
месте в светском
обществе, князь
Андрей восклицает:
«Во мне нет… этой
известной
добродушной и
озабоченной
пошлости,
которая нужна
для этого».

5.

2. КНЯЗЬ АНДРЕЙ
В ЛЫСЫХ ГОРАХ
ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ В АРМИЮ.
Старый князь Болконский,
его отношение к сыну, его
семье. Каковы его наказы
(том I, часть I, главы
XXIII—XXV)?
«…Я ничего не люблю, как
только славу, любовь людскую.
И как ни дороги, ни милы мне
многие люди – отец, сестра,
жена, - самые дорогие мне люди,
- но , как ни страшно и ни
неестественно это кажется, я
всех их отдам сейчас за минуту
славы, торжества над людьми,
за любовь к себе людей».
Андрей Болконский не умеет жить
«умом сердца». Толстой его
наделяет пристрастием к логике
суждений, умственной
холодностью, «гордостью ума».

6.

3. ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. АНДРЕЙ НА БАТАРЕЕ ТУШИНА.
Что удивляет и
возмущает Болконского,
наблюдающего сражение
(том I, часть II, глава XX)?
«Я не могу бояться», - подумал
он и медленно слез с лошади.
Он передал приказание, но не
уехал с батареи.
«… успехом дня мы обязаны
более всего действию этой
батарее и геройской стойкости
капитана Тушина…»
«Князю Андрею было грустно и
тяжело. Все это было так
странно, так не похоже на то,
чего он надеялся».

7.

4. АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ. ПОДВИГ БОЛКОНСКОГО, ЕГО
РАНЕНИЕ.
Почему Толстой несколько
иронизирует над действиями
князя во время сражения и каким
мыслям его после ранения
сочувствует (том I, часть III, главы
XVI— XIX)?
Русские проигрывали в Аустерлицкой баталии. Князь
Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступившие
«Как
тихо,
спокойно
и торжественно,
к горлу,
уже соскакивал
с лошади и совсем
бежал к не
• ему
Аустерлицкое
так,
как я бежал, - –подумал князь Андрей, - не
знамени.
сражение
- Ребята,
вперед!
– крикнул
он детски
пронзительно.
так,
как мы
бежали,
кричали
и –дрались;
совсем
переломный момент в
не так, как с озлобленными и испуганными
жизни героя.
“Что это? я падаю? У меня ноги подкашиваются”, -
лицами тащили друг у друга банник француз и
подумал он и упал
на спину.не
Он так
раскрыл
глаза…Но
он по
артиллерист,
- совсем
ползут
облака
ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме
этому
высокому,
бесконечному
небу. Как же я не
• неба,
Очищающая
сила
- высокого неба, неясного,
но все-таки
видал
прежде
этогос тихо
высокого
неба?
неизмеримо
высокого,
ползущими
по нем И как я
природы.
серыми облаками.
счастлив,
что узнал его наконец. Да! Все пустое,
все обман, кроме этого бесконечного неба.
пустое,
обман,
Ничего.«Все
Ничего
нет,все
кроме
его.кроме
Но иэтого
того даже
бесконечного
нет,
ничего нет,
кроме тишины,
• Разочарование
внеба».успокоения. И
слава
богу!...»
прежних
устремлениях.
Князь Андрей осознал великую истину —
жизнь есть абсолютная ценность, он
ощутил свою связь с бесконечностью.

8.

5. ЖИЗНЬ БОЛКОНСКОГО ПОСЛЕ КАМПАНИИ
1805 ГОДА. СОМНЕНИЯ И РАЗОЧАРОВАНИЕ. В
ЧЕМ?
Вернувшись домой, Андрей Болконский решил
больше никогда не служить в войсках и стал
уповать на спокойную семейную жизнь. И все же
понятия чести и благородства, живущие в душе
Болконского, не позволяют ему оставаться
равнодушным наблюдателем окружающей
жизни.
• Семейная драма
героя.
• Духовный кризис.
Его духовный мир претерпел значительные
изменения. Изменились его взгляды на жизнь.
Изменилась и сама жизнь.
Практическая
Он• живет
в замкнутом мире, не хочет
деятельность
в находится за
интересоваться
тем, что
пределами
дома. И он страдает.
деревне.
(том II,
часть II,
главы
VIII—IX)

9.

Занятия Андрея Болконского:
- строительство;
- воспитание сына с отцом и княжной
Марьей;
- служба по сбору ополчения под
началом отца.
Открытие богатства мирной жизни –
без честолюбивых планов, в семье, доме,
среди любимых людей. Приходит счастье
(неполное – угрызения совести перед
умершей в родах женой). Князь Андрей
оказывается внимательным, мягким и
трогательным в общении с отцом, сестрой,
сыном Николенькой. В душе у него таятся
естественные потребности любви и добра.
Но активный, деятельный по натуре
князь Андрей живёт в замкнутом мире.
Поэтому он страдает. «Потухший, мёртвый
взгляд», в улыбке «сосредоточенность и
убитость».
9

10.

6. ВСТРЕЧА БОЛКОНСКОГО И ПЬЕРА В
БОГУЧАРОВЕ. РАЗГОВОР О СМЫСЛЕ
ЖИЗНИ.
Что
изменилось
в самочувствии
«Я
знаю
в жизни
только два
Андрея (том II, часть II,
главы XI—
действительные
несчастья:
XII)?
угрызения совести и болезнь. И
«Взгляд
былтолько
потухший,
счастье
есть
отсутствие
мертвый…»
этих
двух зол», — говорит
Болконский Пьеру.
«Я жил для других и не почти, а
совсем погубил свою жизнь. И с
тех пор стал спокоен, как живу для
одного себя…» Сын, отец, сестра
– «это все тот же я, это не
другие…»
«Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь
получше, никому не мешая, дожить до смерти».

11.

7. КНЯЗЬ АНДРЕЙ В ОТРАДНОМ.
(том II, часть III, главы II—III).
«Весною 1809-го года князь Андрей поехал в рязанские именья своего сына, которого он был
опекуном … По опекунским делам рязанского именья князю Андрею надо было видеться с
уездным предводителем . Предводителем был граф Илья Андреевич Ростов, и князь Андрей в
середине мая поехал к нему…»

12.

"Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб. - И как не
надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все
одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья.
О чем думал кн. Андрей, глядя
на дуб?
"Да, он прав, тысячу раз прав этот
дуб, - думал князь Андрей, пускай
другие, молодые, вновь
поддаются на этот обман, а мы
знаем жизнь, - наша жизнь
кончена!"
«…и пришел к тому же прежнему
успокоительному и безнадежному
заключению, что ему начинать
ничего было не надо, что он
должен доживать свою жизнь,
не делая зла, не тревожась и
ничего не желая».

13.

Какую роль играет дуб
в эпизоде?
Дуб является символом.
Л. Н. Толстой с помощью этого
образа передал внутренние
переживания Андрея Болконского,
его состояние на определенный
момент. Сравнивая героя с
природой, писатель показал то, что
чувствовал и переживал князь
Андрей.
Данный эпизод является лирическим отступлением, позволяющим остановить
действие в романе. Разговор с дубом помогает читателю облегчить восприятие
того, что происходит в душе Андрея Болконского.
Именно судьба старого дуба сравнима с жизнью Андрея Болконского. Жизнь
для него кончена – так думал главный герой. Душа героя была, как кора
дерева, покрыта «старыми болячками».
Жизнь князя Андрея не сулила ему счастья. Поэтому он приходит к
«успокоительному и безнадежному» выводу: «Пускай молодые вновь
поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!».

14.

8. СЛУЖБА У СПЕРАНСКОГО.
В чем сказалось увлечение
деятельностью Сперанского и
последующее разочарование в ней и в
самом Сперанском (том II, часть III, глава
VI)?
В 1809 году князь Андрей появляется в столице с репутацией либерала, созданной
отпущением на волю крестьян. В кругу молодого поколения, примыкающего к
реформационной деятельности Сперанского, князь Андрей сразу занимает
видное место. Прежние знакомые находят, что за пять лет он изменился к
лучшему, смягчился, возмужал, избавился от прежнего притворства, гордости и
насмешливости. Самого князя Андрея неприятно поражает презрение одних
людей к другим, что он видит, например, у Сперанского. А между тем
Сперанский для него почти то же, что Наполеон до Аустерлица, и князю Андрею
кажется, что он опять как будто перед сражением, но только уже гражданским.
Он с увлечением принялся за работу над частью гражданского уложения,
помолодел, повеселел, похорошел, но потерял всякое уменье обращаться со
светскими дамами, очень недовольными, что он «связался со Сперанским».

15.

9. ВСТРЕЧА С НАТАШЕЙ НА БАЛУ.
«Никогда не испытывал ничего подобного, — признается он
Безухову. — Я влюблен, мой друг».
Весь мир разделился теперь для Андрея Болконского на две
половины: «одна — она, и там все счастье, надежда, свет; другая
половина — все, где ее нет, там уныние и темнота».

16.

• https://yandex.ru/video/preview/1656834845406338
2133

17.


Характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир»
Андрей Болконский, один из любимых персонажей Льва Толстого, предстает перед читателем практически в начале
романа. Характеристику Болконскому в романе «Война и мир» Толстой дает как одаренной натуре с богатым
внутренним миром и обостренным чувством чести. Болконский – человек незаурядного ума, склонного к постоянному
анализу как внешних, так и внутренних, душевных, событий. Не чуждый эгоизма вначале произведения, князь Андрей
тяготеет к государственной деятельности, он жаждет славы и признания – но не для себя, а для блага русского народа.
Этот запутавшийся, потерявший внутренний ориентир, но глубоко честный патриот и настоящий дворянин на
протяжении всего произведения ищет себя самого, смысл жизни, ответы на те непростые вопросы, которые ставит
перед ним текущая ситуация.
Первое описание Болконского в романе «Война и мир» говорит разом и о внешности, и о внутреннем мире героя: «…
Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами.
Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую
противоположность с его маленькою оживленною женой…». Однако он не вписывается ни в светское общество, ни в
собственную семью. А все потому, что Андрей, как человек чести, не может стать частью мира, которым правят
притворство, наигранность и ложный патриотизм. В отличие от окружающих его «манекенов» в красивых нарядах.
Жену свою, которую наши современники назвали бы «светской львицей», он считает куклой без души и мозга.
Болконский - гордый и жесткий человек. Однако после смерти жены Лизы и ранения под Аустерлицем он становится
несколько мягче, по мнению окружающих:
"По нем теперь все с ума сходят. И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел..." (том 2 часть 3 глава XVI) "...он
много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства,
гордости и насмешливости и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им
интересовались, и все желали его видеть..." (том 2 часть 3 глава V)
Большинство знакомых считает князя Андрея надутым, холодным и неприятным человеком, но сам Болконский умеет
заставить их себя уважать и бояться. Остальные же люди считают его особенным и замечательным, подражают и
восхищаются им, и с этими людьми Болконский ведет себя просто и приятно.
Андрей Болконский является атеистом, он не верит в Бога:
"...он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея..." (том 2 часть 2 глава XII)
Умный и начитанный князь Андрей любит философа Монтескье - сторонника демократии и разделения власти:
"Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей..." (том 2 часть 3 глава V)
Болконский любит и умеет танцевать и является одним из лучших танцоров своего времени:
"Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени..." (том 2 часть 3 глава XVI) "Князь Андрей любил
танцевать..." (том 2 часть 3 глава XVI)
Князь Андрей умеет хорошо рассказывать о чем-то. Обычно говорит легко и хорошо:
"Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал)..." (том 2 часть 3 глава XXIV)
"Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо ..." (том 2 часть 3 глава V)
Болконский с самого начала хотел славы. Он оправился на войну, где мечтает стать героем. Его кумиром становится
Наполеон. Он даже пытается во всем ему подражать. Именно на поле в сражении под Аустерлицем Андрей,
раненый, упав, замечает то, что раньше не видел. Синее небо для него становится переосмыслением его взглядов на
жизнь. Оказывается, все то, ради чего он раньше жил, это пустяк. Есть более важное. Его мысли переносят в родной
дом, к семье. Да и война, оказывается уже не такой, какой он себе представлял. Смерть, кровь повсюду представили
ему войну страшной и ужасной.
Когда Болконский вернулся домой, то его ждет испытание-смерть супруги. После этого он сильно замкнулся в себе. И
только вторая встреча с Безуховым возродила его к жизни вновь. Вскоре он знакомится с Наташей Ростовой, которая
пробудила в нем любовь. Отъезд в Петербург и вовлечение его в политические действия на время оторвали его от
девушки. Вернувшись, он узнает, что Наташа флиртовала с Курагиным. Его гордость не позволяет ему продолжать
дальше их отношения. Полученное ранение в Бородинском сражении отрезвляет Андрея, и он прощает и Ростову и
Курагина. В последние минуты жизни, князь понимает, что к нему вернулось чувство любить и прощать. И именно в
конце жизни он понял, что истинное счастье - жить для других.

18.

ЧИТАТЬ.
• http://rushist.com/index.php/rus-literature/7050andrej-bolkonskij-na-pole-boya-pod-austerlitsemchitat-otryvok

19.

Домашнее задание
1. Ответить письменно на вопросы:
1) Отчего Андрей Болконский испытывает душевный кризис после
возвращения домой? Что тревожит его?
2) Что изменилось в настроении князя Андрея после встречи с
Пьером в Богучарове?
3) Чем привлекла князя Андрея Наташа?
4) Как рождалось чувство любви к ней? Выпишите цитаты (по гл. 1619).
English     Русский Правила