ЭТИКА
ЭТИКА
Бенедикт Спиноза (1632-1677)
Иммануил Кант (1724-1804)
Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия
3.04M
Категория: ФилософияФилософия

Слово «этика»

1. ЭТИКА

Слово «этика» исторически происходит от
древнегреческого слова «ěthos», которое
означало совместное жилище, привычное
место обитания (человеческое жилище,
логово зверей).
Позже появились новые смыслы: обычай,
темперамент, характер.

2. ЭТИКА

• это практическая философия, наука о
морали и нравственности как
специфических способах гармонизации
отношений социальных субъектов в целях
сохранения общественного целого как
необходимого условия их
жизнедеятельности и обеспечения
общественного и личного блага.

3.

ЭТИКА
В этической традиции с
Аристотеля – против
обоснования действий
политическими
авторитетами и
религиозными традициями
В новоевропейской
философии
- автономия морали как
следствие секуляризации и
ценность гражданского
общества
= ПРАКТИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
широкое понимание этики
включает экономику и
политику, нравственнопрактический интерес
= ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ,
узкое понимание этики
личная сторона правильного
действия, исключает
социальные и политические
аспекты

4.

Добродетель как высшее нравственное качество в
античной этике
Арете – др. греч. «добродетель», первонач. значение: «собранность»,
«слаженность», пригодность (однокоренное с гармонией).
«Порок достичь легко, а овладеть арете трудно» (Гесиод).
Через доблесть у героя арете получает значение нравственного качества.
Воздержность.

5.

ПЛАТОН (посл. четв. V – перв. пол. IV вв.)
«нет арете ни от природы, ни от учения, и если
она кому достается, то по божественному
уделу, помимо разума» (Диалог «Менон»).
Природные задатки в сочетании с правильным
обучением в правильно устроенном обществе
воспитывают добродетельного человека
(Государство Кн. IV).
Четыре основных добродетели у Платона
Мудрость
Мужество
Воздержность
Справедливость
Человеческая душа: разумное, пылкое и вожделеющее начала;
Три класса в государстве: философы-правители, воины и производители

6.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). считается отцом-основателем
этики как самостоятельной области знания.
Он считал этику практической, прикладной философией, частью
политики.
Цель этики: «не познание, а поступки». Она учит тому, как стать
добродетельным.
Сократ
Платон
Аристотель

7.

Аристотель давал следующее определение:
«Этика – наука о добродетелях, ведущих к счастью». Важнейшим в
определении добродетели оказывался принцип «золотой середины»,
«разумной меры»: «добродетель есть некое обладание серединой между
пороками избытка и недостатка».
(Порок)
Избыток
ДОБРОДЕТЕЛЬ
(среднее)
(Порок)
Недостаток
Отважность
Мужество
Трусость
Невоздержанность
Умеренность
(в наслаждениях)
Бесстрастность
Чванство,
напыщенность
Великолепие
Мелочность
Гневливость
Кротость
Смирение
Хвастовство
(Преувеличение)
Правдивость
(Истинность)
Ироничность
(умаление)
Несправедливость
Избыток присвоения
Выгода
Справедливость
как общая добродетель,
Как уравнивающая/разделяющая
Несправедливость
Недостаток
Ущерб
Тщеславие
Великодушие
(почести и бесчестия)
Малодушие

8.

Киники (греч. kynikói; лат. cynici — циники), одна из так называемых
сократических философских школ Древней Греции.
Не создание законченной теории бытия и познания, а отработка и
экспериментальная проверка на себе определённого образа
жизни.
Примитивность кинического философствования— лишь оборотная
сторона стремления всецело сосредоточиться на одной и притом,
возможно, более простой идее.
Мыслить по-кинически — только средство; цель — жить покинически.
• «переоценка ценностей» общества;
• антигедонизм;
• выбор природы, а не закона;
• аскетизм (апатия);
• безумие (парресия – грубая речь).

9.

Диоге́н Сино́пский (412 до н. э. — 323 до н. э?) — самый яркий представитель
школы киников.
В молодости Диоген получил пророчество от дельфийской пифии
«переоценивать ценности», которое вначале принял буквально и стал
фальшивомонетчиком. После того, как его уличили в преступлении, был
вынужден бежать из родного города. Диоген прибыл в Афины и стал учеником
основателя школы киников Антисфена. Вскоре стал знаменитым благодаря
своей мудрости, стилю жизни и эпатажным выходкам.

10.

Этика Эпикура
• Натуралистическая мораль - нравственность
связана с потребностью человека в удовольствии;
• Индивидуализм;
• Добродетельны удовольствия, сообразные с
природой (благоразумие как результат выбора):
• Безмятежность (атараксия) и отсутствие страдания
как наслаждения покоя;
• «Поступай так, как будто на тебя смотрит Эпикур»;
• Справедливость – следствие общественного
договора;
• Эскапизм.

11.

СТОИКИ
• Автаркия добродетели, соединенной со счастьем;
• Антигедонизм – удовольствие не природная цель, а
удовлетворение «первичной склонности» человека –
эгоизма;
• «Жизнь согласно с природой» (Зенон);
•Благо, зло и безразличное - нет среднего между
пороком и добродетелью;
• Здравомыслие, мужество, справедливость –
проявления разумности;
• «Надлежащее» (катекон) как целесообразное для
организма, но лишенное нравственного характера;
• Мудрец как нравственный идеал человека;
•Стойкость пред лицом испытаний;
• Справедливость – долженствование согласное с
природным достоинством человека;
• учение о космополисе.

12.

Средневековое этическое мышление основой для толкования
нравственности в ней выступает религиозная вера.
Идея Бога как морального образца в средневековой этике
задает строгие границы для интерпретации всей нравственной
проблематики.
Христианский тезис: так как высшее благо — это Бог как
реальность, то высшее благо существует ради славы
самого Бога.

13.

Жизнь человека и ее ценности обретают смысл лишь в
соотнесении с божественными заповедями.
Таким образом, Бог выступает как объективный,
безусловный, единственно правильный источник
морали.
Ключевой проблемой христианской этической концепции
становится идея любви к Богу.
Любовь при этом понимается как своеобразный
универсальный принцип нравственности, морали. Она
определяет нравственное отношение к ближнему, делает
возможным придание морали общечеловеческого статуса,
освящает все существующее.

14.

В средние века появляется классификация религиозных
добродетелей. Нравственные добродетели античности (мудрость,
благоразумие, справедливость и др.) дополняются
теологическими – верой, надеждой, любовью, терпением.
богословы сосредотачивается на проблемах:
теодицеи -необходимость оправдать управление Вселенной
В так
добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире:
называемая проблема зла;
первородного греха;
свободы воли человека и искупления;
«поступок» и «интенция» поступка;
«добродетель» и «грех»;
«порок» и «вина».

15.

Свобода воли и моральный закон
в этике Фомы Аквинского (1225-1274)
Единство интеллекта
(побуждаемого волей) и
воли (разумного
стремления) перед Богом
как фундамент
нравственной жизни.
Знание Бога – мотив для
доброй воли,
стремящейся к
блаженству (идеал).
Высшее Благо - это цель необходимого
стремления воли, для выбора частных благ воля
действует без принуждения.
Свободный выбор совершается в зоне
познавательной неопределенности (греха).
Интенция (нацеленность) поступка – определяет
его нравственное качество.
Моральное добро как мера.
Нравственные добродетели
дают желание подобающей
цели, а рассудительность
(prudentia) осуществляет
выбор средств.
Ограничение добродетелями
страстей вожделения и гнева,
но идеал умной любви,
объектом которой выступает
само Благо (Бог).
Теологические добродетели –
вера, надежда, любовь –
благодатные дары Бога.
Моральный закон тяготеет к
божественному,
естественному закону, а не к
законам человеческим. Это
требование долга творить
Добро, и относится к
воспитанию привычки к добру
или «складом души».

16.

Хозяйственная этика в католицизме и
протестантизме (XVI-XVIII вв.)
Католические страны Европы
(Испания, итальянские государства,
Франция и др.)
Страны с преобладанием
протестантизма (Северная Европа,
Голландия, Англия, США и др.)
Рациональность и мера как
принципы этики (Фома Аквинский).
Человек в экономике рационален,
подчинен разделению труда и
складыванию органической
солидарности.
Генезис капитализма связан с
трудовой этикой кальвинизма (М.
Вебер).
Следование трудовой аскезе.
Бережливости, скромности и
нахождение в своих материальных
успехах признака угодности Богу.
Стихийное формирование
капиталистической экономики и
попытки поднять ее до религиозноэтических идей.
Рутинизация идей протестантской
секты, искавшей спасение в условиях
разрушения правил средневековой
жизни, и противопоставление себя
стяжательству Южной Европы.

17. Бенедикт Спиноза (1632-1677)

«Этика…» - главное
произведение Б.Спинозы, в
котором голландский
философ систематически
изложил свою философию.
Впервые опубликована
после смерти философа в
1677 г. в Амстердаме в
составе "Opera Posthuma"
("Посмертные сочинения").

18.

Этика существования в метафизике Баруха Спинозы
Учение Спинозы предшествует морали обязательства, его этика –
это «этика желания быть, или этика усилия, направленного на
то, чтобы существовать» (Поль Рикер, 1996)
• Рационализм, пантеизм – Бог в мире, Бог-природа;
• Бог как причина самого себя и материя образуют единую
субстанцию;
• Воля человека определяется Богом и не является свободной;
• Аффекты (удовольствие, неудовольствие, желание) и страсти;
• воля воздействует не на поступки, а на их осознание;
• Осознанная необходимость избавляет человека от страстей;
• Моральная оценка состояния души – отчетливость идей и познание
Бога есть абсолютное благо;
• Свобода противостоит принуждению, для обретения свободы
человек должен познать внешний мир и свои аффекты;
• Принцип морального поведения в упорядочении аффектов;
Свобода – познанная необходимость

19.

В XVI-XVII вв. формируется новый способ мышления,
снижающий или отрицающий роль религии в
понимании мира. Это создаёт проблему для
философов-моралистов: если религия не была
основой, придававшей моральным убеждениям их
обоснованность, то какая еще основа могла быть?
«Проблема просвещения»: Если Бога нет — и,
следовательно, нет гарантии космической
справедливости, гарантирующей, что люди
поступающие хорошо будут вознаграждены, а плохие
— наказаны, - зачем кому-то утруждать себя
попытками быть хорошим?
Решение проблемы: создание светского
(нерелигиозного) определения того, что такое мораль
и почему мы должны стремиться быть
нравственными.

20.

Три ответа на проблему Просвещения
Теория общественного договора — английский философ Томас
Гоббс (1588-1679), утверждал, что мораль - это, по сути, набор
правил, которые люди согласовали между собой, чтобы
сделать возможным сосуществование друг с другом.
Если бы у нас не было этих правил — многие из которых
приняли форму законов, исполняемых правительством, —
жизнь была бы абсолютно ужасной для всех.

21.

Три ответа на проблему Просвещения
Утилитаризм— Дэвида Юма (1711-1776) и Джереми
Бентама (1748-1842) утверждали, что удовольствие и
счастье обладают внутренней ценностью. Это то, чего
мы все хотим, и это конечные цели, к которым направлены
все наши действия. Что-то хорошо, если способствует
счастью, и плохо, если причиняет страдание. Наш основной
долг - пытаться делать то, что увеличивает количество
счастья и / или уменьшает количество страданий в мире.

22.

УТИЛИТАРИЗМ В ЭТИКЕ
Точка зрения пользы – целью поступков должна быть
польза, благополучие в отношении индивида или
общества. Социальный эвдемонизм Бентама
(стремление к возможно большему счастью
возможно большего числа людей);
Предельный утилитаризм разрушает этику!
Три положения классического утилитаризма:
1. Действие является правильным или неправильным
по его последствиям.
2. Благо или зло последствий измеряется счастьем
или несчастьем, к которому ведут действия,
поэтому правильные суть те действия, которые
ведут к наибольшему счастью (принцип полезности
Милля).
3. В противоположность этическому эгоизму
утилитаризм утверждает, что для человека
одинаково значимы личный интерес и интересы
других.
Джереми
Бентам
(1748-1842)

23.

•Симпатия – средство достижения личного практического
блага, а на следующем шаге – источником удовольствия.
Отсюда альтруизм связан с выгодой, получаемой человеком от
самоограничений в пользу других людей; Эволюционная этика;
•Утилитаризм действия полагает, что действие является в
моральном отношении правильным, если нет другого
действия, которое могло бы принести большую пользу;
•Утилитаризм правила утверждает:«Моральный субъект
должен поступать в соответствии с правилом, которое,
если бы оно повсеместно соблюдалось, производило бы
наибольший баланс добра над злом, приняв все во внимание».

24.

Три ответа на проблему Просвещения
Кантовская этика— Иммануи́ л Кант (1724 —1804)
считал, что основой нашего представления о том,
что хорошо или плохо, правильно или нет,
является наше осознание того, что люди являются
свободными, рациональными агентами, которым
следует оказывать уважение, подобающее таким
существам.
«Единственное, что безусловно хорошо, - это добрая воля».

25. Иммануил Кант (1724-1804)

«Этика – учение о долге и
должном».
Деонтология
«…Давно задуманный план
относительно того, как нужно
обработать поле чистой философии,
состоял в решении трёх задач:
1) что я могу знать? (метафизика);
2) что я должен делать? (мораль);
3) на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была
последовать
4)четвёртая задача — что такое
человек? (антропология, лекции по
которой я читаю в течение более чем
двадцати лет)…».
Иммануил Кант
(1724-1804)

26. Немецкая классическая философия

Этика
Иммануил Кант
(1724—1804)
В мире явлений –
несвободен
В мире вещей в себе –
свободен
Этика возможна

27. Немецкая классическая философия

Этика
Иммануил Кант
(1724—1804)
Лишь добрая воля добра сама по себе;
всё прочее, считающееся благом, может
быть и вредным, будучи соединено со
злой волей.
Внешне «хорошие» поступки
И.Кант
Легальные
Моральные
по субъективным мотивам
только из чувства долга

28. Немецкая классическая философия

Этика
Иммануил Кант
(1724—1804)
Лишь добрая воля добра сама по себе;
всё прочее, считающееся благом, может
быть и вредным, будучи соединено со
злой волей.
Нравственные предписания
И.Кант
Максимы
личные принципы
поведения
Императивы
требования, повеления,
общезначимые
предписания

29. Немецкая классическая философия

Этика
Иммануил Кант
(1724—1804)
Лишь добрая воля добра сама по себе;
всё прочее, считающееся благом, может
быть и вредным, будучи соединено со
злой волей.
И.Кант
Категорический императив
2. Поступай так, чтобы ты всегда относился
к человечеству и в своём лице, и в лице
всякого другого также как к цели и
никогда не относился бы к нему
только как к средству.

30.

•Что я должен делать? – основной вопрос моральной
философии; мораль основана не на религии, а на понятии
о свободном человеке;
• первенство справедливости над состраданием,
гражданской порядочности над добродетелями сообществ
и патриотизма – дань цивилизационным истинам 18 века;
• Абсолютность морали: моральный закон в человеке –
категорический императив в отличие от императивов
умения, поступков для достижения счастья;
• «Поступай только согласно такой максиме,
руководствуясь которой ты в тоже время можешь
пожелать , чтобы она стала всеобщим законом» универсализация максим – это акт законоустановления.

31.

Теория справедливости Джона Ролза
•Позиция этического натурализма – чувство
справедливости присуще человеку от природы;
• В концепции «справедливость как честность»
Ролз использует понятие равенства;
• Два принципа:
1) равной свободы граждан, обеспечивающий
свободы и права;
2) общество не может существовать без неравного
распределения материальных благ, что связано с
различием между людьми.
• Неравенство есть условие, которое служит благу
каждого, оно должно вести к выгоде каждого и
распространяться на все должности, в равной мере
доступные гражданам.
•Неравенство обусловлено природой человека и
поэтому справедливо в обществе.

32.

•Первичность понятия справедливости по отношению к добру;
добро как «успешное осуществление человеком рационального
плана жизни» в соответствие с принципами рационального
выбора концепции справедливости в исходном состоянии
неведения; Обращение к теории решения и игры;
•Основная идея кооперации граждан по взаимному согласию
признающих себя свободными и равными личностями; идея
основных общественных ценностей (права, свободы, шансы,
власть, доход, самоуважение)
English     Русский Правила