7.18M
Категория: ИсторияИстория

Русские земли в XI - XIII вв.: политика, общество, культура. Семинар 7

1.

Русские земли в XI – XIII вв.:
политика, общество, культура
Семинар 7

2.

1-й модуль
древнерусская культура
Готовит группа 5-6 человек. Каждый готовит сообщение по какой-либо
теме. Выступление до 5 мин:
Темы:
Древнерусская письменность и книжность. Дохристианская
письменность. Возникновение славянской письменности. Берестяные
грамоты.
Летописи
Древнерусское искусство. Зодчество.
Иконописание. Фресковая живопись. Мозаика.
Декоративно-прикладное искусство.
При подготовке можно пользоваться презентацией начиная с 9 слайда
В заключении группа должна сформулировать особенности
древнерусской культуры.

3.

Доклады и рефераты
1-ая конференция. Русь и Восток. Тезисы
5-7 мин.
1. Политеистические религии на территории современной
России: тенгрианство народов Степи, шаманизм, даосизм
и тенгрианство государства Бохай
2. Распространение монотеистических (нехристианских)
религий на территории современной России.
3. Кочевой мир Евразии как социокультурный и
политический феномен. Русь и Степь. Рассматриваются
«русско-половецкие отношения втор. полов. XI–XII вв..
Надо дать ответ на вопрос, что это было солидарный
отпор врагу или симбиоз со “своим”?»
В заключении обсуждаются социокультурные и
политические особенности евразийского мира.

4.

Доклады и рефераты. 2-ая конференция.
Политический стиль Рюриковичей в источниках
X — начала XIII вв.
Тезисы 5-7 мин.
1. Матримониальные союзы Рюриковичей X —
начала XIII вв.: Византия, Западная и Восточная
Европа, кочевой мир
2. Тема княжеских крамол в древнерусской
книжности.
3. Образ идеального князя в «Поучении»
Владимира Мономаха.
В заключении формулируются черты политического
стиля Рюриковичей: дипломатия, внешние связи,
принципы, идеалы, нравы, традиции

5.

2-й модуль
«Причины распада единой Руси в XII веке».
Дискуссия
Готовит группа из 4-х человек. Каждый готовит сообщение по каколибо причине распада Руси. Выступление до 5 мин:
а) нарушение родового («лествичного») принципа наследования
великокняжеского престола;
б) падение международной роли торгового пути «из варяга в греки»,
который был своеобразным экономическим обручем всех русских
земель;
в) завершение долгого процесса «оседания» княжеской дружины на
землю и создания боярского вотчинного землевладения;
г) окончательное превращение большинства древнерусских городов в
полноценные центры ремесла и торговли
После выступлений идет дискуссия с остальной группой.
Предлагается выделить главную из перечисленных причин и доказать
свою позицию, опираясь на эмпирический материал, логику и здравый
смысл. Участие в дискуссии также оценивается 3 баллами

6.

3-ий модуль
Русь Удельная
Готовит группа из 7-ми человек. Каждый по сообщению до 5
минут
1. Киевская земля
2. Черниговская земля /
3. Смоленская земля
4. / Галицкая и Волынская земли /
5. Суздальская земля /
6. Рязанская земля /
7. Новгород: особенности социально-экономического и
политического развития в XII – начале XIII вв.
В заключении участники должны сформулировать три
политических модели сложившихся в русских княжествах в
удельный период в результате борьбы боярства с
великокняжеской властью

7.

4-й модуль. Практическое задание.
Выполняется на паре. До семинара
предварительно посмотреть источники по
ссылкам
Составьте таблицу «Категории
зависимого населения Древней Руси».
Задание представляет собой вид самостоятельной работы студента с особым историческим источником –
памятником раннего феодального права. Наиболее удобным для использования можно считать пособие М. Н.
Тихомирова.
Таблицу предваряет введение, в котором содержится информация по истории памятника, в том числе о
датировке его редакций. Заполнение колонок таблицы можно производить синхронно знакомству с текстом
источника и комментариями к статьям. Некоторые замечания следует высказать по поводу заполнения пятого
столбца. Под «содержанием» категории понимается вывод о соотношении правового и социального статуса
объекта. Например, тиун, как представитель княжеской администрации, был ограничен в своих правах, но его
социальный статус был высок и определялся основным видом занятия – управлением княжеским хозяйством.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4946
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4947
Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. - М., 1953.

8.

Источники и литература:
1) Полное собрание русских летописей. Том I. Лаврентьевская летопись. Л.: Академия наук СССР, 1926–
1928. 379 с.
2) Полное собрание русских летописей. Том II. Ипатьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1998.
648 с.
3) «Поучение» Владимира Мономаха // Полное собрание русских летописей. Том I. Лаврентьевская
летопись. Л.: Академия наук СССР, 1926–1928. Стб. 240–255.
4) Слово о полку Игореве / Под ред. чл.-кор. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л.: Академия наук
СССР, 1950. 484 с.
***
1) Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков XII XIV вв. Курс лекций. М.:
Аспент-Пресс, 2001. 157 с.
2) Егоров В. JI. Русь и ее южные соседи в X–XIII вв. // Отечественная история. 1994. № 6. С. 184–203.
2) Инков А. А. Еще раз о так называемом «симбиозе» Руси и половцев // XV Международная научная
конференция. Доклады и материалы. В 2-х частях. Под общей редакцией И. М. Ильинского. Часть 2. М.:
Московский государственный университет, 2019. С. 565–571.
3) Литвина А.Ф., Успенский Ф. Б. Династический мир домонгольской Руси. СПб.: Издательство Олега
Абышко, 2020. 304 с.
4) Лихачев Д. С. Национальное самосознание Древней Руси. М.-Л.: АН СССР, 1945. 120 с.
5) Мавродина Р. М. Древняя Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы): Историогр. очерк. Л.: Наука,
1983. 86 с.
6) Мамонтов, А. Е. Походы русских князей на половцев среднего течения Северского Донца В XI–XII вв. в

9.

Древнерусская культура
Презентация к теме

10.

С принятием христианства стали открываться школы (при монастырях) для
«книжного учения». Грамотных людей было довольно много свидетельством тому берестяные грамоты XI-XII вв., которые содержат частную переписку, деловые
документы, ученические записи.

11.

Архитектура IX-XIII вв.
Десятинная церковь - первое каменное сооружение (989-996гг.). название
получила от того, что на ее содержание выделялась 1/10 часть княжеских
доходов. Археологические раскопки показали, что Десятинная церковь
представляла собой крестово-купольное сооружение

12.

Архитектура XI вв. Софийские соборы
13-купольный собор Святой Софии в
Киеве 30-е гг. XI века. Убран
мозаиками и фресками. В 17 веке
был перестроен, что изменило его
первоначальный облик.
Софийский собор в Новгороде 40-е гг. века. Построен
из местного белого камня. Имеет 5 глав и мощные
стены. Только фрески. Киевская София нарядна –
Новгородская сурова и лаконична. Софийский собор
был построен одновременно и в Полоцке, что
символизировало единство трех частей Руси –
южную Киев, западную Полоцк и северную Новгород.

13.

Киевская София. Изображение
Богоматери Оранты (так в
греческой иконографии называли
икону с изображением молящейся
Богоматери).
Техника мозаики была
чрезвычайно сложной.
Кусочки смальты,
вносимые в сырую
штукатурку, намеренно
ставились художником
под различным углом
наклона.
Падавший на них свет
создавал искрящееся,
хорошо видимое с
любого места в соборе
мозаичное изображение.

14.

фрески - роспись водяными
красками по сырой штукатурке

15.

Архитектура XI-XII вв.
В 30-х гг. XI в. был построен СпасоПреображенский собор в Чернигове.
В первой четверти XII в. — Георгиевский собор
Юрьева монастыря под Новгородом (летопись
сохранила имя его создателя — русского
мастера Петра).

16.

Продолжалось и деревянное строительство. Многоярусность построек, наличие
башенок и теремов, многочисленные лесенки и переходы, причудливая резьба —
все эти традиционные для деревянной архитектуры элементы использовались и в
каменном зодчестве.
храм Георгия Победоносца 1493 года село Родионово Ленинградской области

17.

Архитектура XII-XIII в.
В условиях распада Русского государства княжества и земли, а нередко и города
соперничали между собой, стремясь различными средствами подчеркнуть свое значение
и особенности. Прежде всего, эти тенденции отразились в архитектуре. архитектурным
постройкам были присущи меньшая масштабность, более простые, но по-прежнему
выразительные формы, скромность внутренней отделки. Имевшие место различия и
особенности прослеживаются в первую очередь в архитектуре Новгородской земли и
Ростово-Суздальского (затем Владимиро- Церковь Спаса на Нередице. Суздальского)
княжества.
Княжеская церковь Спаса
на Нередице 1198 г. близ
Новгорода. Простота
композиции,
однокупольность,
суровость, скупость
декора почти всех
новгородских храмовых
строений во многом
объясняются суровостью
природных условий и
сдержанным характером
самих новгородцев.
В ХII-ХIII вв. широкий
размах получило
строительство в РостовоСуздальском Княжестве.
1160-х гг. по приказу
князя Андрея
Боголюбского был
построен храм Покрова
Богородицы на Нерли. В
XII в. церковь имела один
шлемообразный «верх»,
то есть купол (сегодня
барабан венчает
«луковка»). Одинокая и
печальная стоит весной
церковь посреди
полноводья вот уже
девятое столетие.
English     Русский Правила