4.41M
Категория: ЛитератураЛитература

Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1.

Мир «униженных и
оскорбленных» в романе
Ф.М. Достоевского
«Преступление и
наказание»

2.

«Униженные и всеми отринутые парии общества».
(Ф. М. Достоевский)
(пария – отверженный, бесправный)
Мармеладов стал как бы символическим
образом, обобщенным выражением опустошения
личности, в обществе денежных отношений».
А. Белкин.
Трагедия маленького человека заключается в том,
что он сознает свою ненужность в
капиталистическом мире, не видит выхода из
существующего положения, чувствует полное
безразличие к себе, ощущает гнет, несправедливого
социального строя.
В. Василовский

3.

Литературоведческие термины
• Литературный тип – художественное воплощение характерных
устойчивых особенностей личности, обусловленных
общественно-исторической ситуацией; изображение типа
поведения человека. Например, «лишний человек»,
«маленький человек», «тургеневская женщина».
• «Маленький человек» - литературный тип человека – жертвы
обстоятельств, государственного устройства, злых сил и пр.
Например, Евгений из «Медного всадника», Самсон Вырин из
«Станционного смотрителя», Акакий Акакиевич из «Шинели»
(Мармеладовы из «Преступления и наказания»).
• Исповедь* 1) обряд покаяния в грехах перед священником и
получение отпущения грехов;
2) (перен.) откровенное признание в чем-либо, чистосердечное
изложение чего-либо.

4.

Основные эпизоды
• 1. ч. I, гл.2 (портрет Мармеладова): "Понимаете ли вы,
милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти?»
(История Семёна Мармеладова)
• 2. ч. II , гл.7 (смерть Мармеладова); ч. I, гл.2: «Я глаз её боюсь…
Красных пятен на щеках тоже боюсь…. И ещё её дыхания
боюсь… Детского плача тоже боюсь…» (История Катерины
Ивановны)
• 3. ч. III, гл.4 (портрет Сони): "Катерина Ивановна… весь вечер в
ногах у неё на коленках простояла, ноги ей целовала… а потом
так обе и заснули вместе, обнявшись…» (Катерина Ивановна и
Соня)
• 4. «С Полечкой, наверное, то же самое будет…» (Почему?)
• 5. Дети Мармеладова ч.5 гл.4. Катерина Ивановна с детьми на
улице.
• 6. Случайно встреченные люди, девушка на бульваре (ч.I, гл.4);
утопленница-мещаночка (ч. II, гл.6).
• 7. Чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)

5.

Семья Мармеладовых в
романе
Ф.М.Достоевского
«Преступление и
наказание»

6.

Семья Мармеладовых
(одна из подобных ей семей бедняков)
Катерина Ивановна
Мармеладова
Семен Захарович Мармеладов
Соня Мармеладова

7.

Семантика имён семьи
Мармеладовых
• Семён (др.евр.) – услышавший (взял вдову
с тремя детьми, болеет душой, «слышит
страдания»)
• Катерина – чистая, непокорная
• Софья – мудрая

8.

Семен Захарович Мармеладов
• « Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и
плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим
от постоянного пьянства… лицом и припухшими веками, из-за
которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные
красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во
взгляде его светились как будто даже восторженность,-пожалуй,
был и смысл, и ум,- но в то же время мелькало как будто и
безумие…»
• «Одет он был в старый, совершенно оборванный черный
фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще
держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо
желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета
торчала манишка, вся скомканная, запачканная и
залитая." "...на его платье и даже в волосах кое-где
виднелись прилипшие былинки сена. Очень вероятно было,
что он пять дней не раздевался и не умывался. Особенно
руки были грязны, жирные, красные, с черными
ногтями..." "...продранные локти..." (на фраке
Мармеладова)"Только встал я тогда поутру-с, одел
лохмотья мои..." "...человек, без чувств по-видимому, очень
худо одетый, но в "благородном" платье..."( Ч.1, гл.2)

9.

Семен Захарович Мармеладов
Мармеладов женат на Катерине Ивановне уже 4 года. Супруга моложе его на 20 лет.
Мармеладов женился на ней из жалости, когда та оказалась в страшной нищете. Для
Мармеладова это второй брак (его первая жена умерла, оставив ему дочь Соню):
"...тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку
свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание...""...возросла и дочка моя,
от первого брака..." "Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше....И
осталась она...в такой нищете безнадежной что я хотя и много видал приключений
различных, но даже и описать не в состоянии..."
Господин Мармеладов - неглупый человек. В его взгляде "светится смысл и ум":
"...во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и
смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие.«
Семен Захарович Мармеладов - добрый, благородный, доверчивый человек:
"...это был человек добрый и благородный, любивший и уважавший семью свою;
одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным
людям и уж бог знает с кем он не пил, с теми, которые даже подошвы его
не стоили!"
"...руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание..."
"Доброй души был человек!" (жена о Мармеладове)
Сам себя Мармеладов считает слабым человеком ("слабеньким"):
"...возглаголет и нам: "Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие,
выходите слабенькие, выходите соромники!" И мы выйдем все, не стыдясь,
и станем."
Мармеладов - скромный, самокритичный человек. Он не считает себя
красавцем и хорошим супругом:
"Ну уж что, кажется, во мне за краса, и какой я супруг?"

10.

Семен Захарович Мармеладов
Сам господин Мармеладов считает себя "свиньей", "зверем", "скотом" и
"подлецом", которого не нужно жалеть:
"Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга
моя, — особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь. Пусть, пусть я
подлец..."
"...я прирожденный скот!..."
"Жалеть! зачем меня жалеть!...Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на
кресте, а не жалеть!…"
По признанию самого Мармеладова, он пьет не для веселья, а с горя:
"Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби
ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!"
"Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби
искал я на дне его, скорби и слез..."
Мармеладов знает, что он неправ. У него болит сердце за то, что он бездельничает, но
при этом не может побороть свой алкоголизм:
"А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне?"
Мармеладов пропивает последние вещи своей жены:
"...знаете ли вы, государь мой, что я даже чулки ее пропил?... Косыночку ее из козьего пуха
тоже пропил..."
Мармеладов "тянет деньги" из своей дочери Сони, которая занимается
"непристойной работой". При этом кроткая Соня жалеет своего отца-пьяницу и не
отказывает ему в деньгах, которые достаются ей ценой унижений:
"А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить!…Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти
копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!…"

11.

Семен Захарович Мармеладов
Пьяница Мармеладов любит и уважает свою семью и предан ей. Он уважает и любит
свою жену Катерину Ивановну.
"...любивший и уважавший семью свою..."
"...эта болезненная любовь к жене и семье..."
"Будьте уверены, что он говорил об вас с восторженным уважением."
"...как он всем вам был предан и как особенно вас, Катерина Ивановна, уважал и любил,
несмотря на свою несчастную слабость..."
Из приемных детей Мармеладов особенно любит самую младшую, Лидочку. Он
обучает приемных детей чтению и грамматике. Приемные дети называют его
"папочкой", "папашей":
"- А папаша вас любил?
- Он Лидочку больше всех нас любил... потому любил, что она маленькая, и оттого еще, что
больная, и ей всегда гостинцу носил, а нас он читать учил, а меня грамматике и закону
божию..." (приемная дочь Поленька о Мармеладове)
"Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашли: мертвопьяный идет, а про детей помнит."
Каждый раз, когда пьяный Мармеладов приходит домой, его жена Катерина
Ивановна бьет его, "дерет ему волосы", "дерет вихры". Однако пьяница смиренно
терпит побои жены, чувствуя свою вину:
"...Я не Катерины Ивановны теперь боюсь...и не того, что она мне волосы драть начнет...."
"А побоев не боюсь…"
"...когда она и вихры мои дерет, то дерет их не иначе как от жалости сердца..."
"...и вдруг, в бешенстве, она схватила его за волосы и потащила в комнату. Мармеладов сам
облегчал ее усилия, смиренно ползя за нею на коленках."

12.

Вывод
• В речи Мармеладова звучит мысль о том, что в нищем никто не
подозревает благородства чувств. А в нем это благородство
есть! Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не
только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое
отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины
Ивановны и Сони.
• Это человек, а в нем не хотят видеть человека!
• При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого
облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова –
боль за то, что его, однажды выгнав из человеческого общества,
уже больше никогда в него не допустят.
• Перед нами оскорбленный человек, но сохранивший чувство
собственного достоинства, глубоко осознавший свое падение,
но не в силах ничего изменить.
• Раскольникову хотелось помочь “Загреб сколько пришлось
медных денег. И примерно положил на окошко. Потом уже на
лестнице он одумался и хотел было воротиться”.

13.

Семен Захарович
Мармеладов
Опустившийся, утративший всякое
человеческое достоинство , отставной
чиновник. Его пьяная исповедь в кабаке
о своей судьбе – это жизненная драма
человека, которого раздавил жестокий
мир. Он любит жену и детей (после
смерти у него в кармане нашли мятного
петушка). Но душа совестливого
человека не может вынести
ежедневных унижений. Мармеладов
знает, что его дочь, чистая и светлая
Соня, живет по желтому билету. Перед
нами – полностью раздавленный
нищетой и собственным бессилием
человек.

14.

Униженные и оскорбленные
• -Чья судьба кажется вам более трагичной:
Катерины Ивановны или Семена Захарыча?
Аргументируйте ваше мнение.

15.

Катерина Ивановна
Мармеладова
До предела измученная женщина –
мачеха Сони. Она благородного
происхождения (из разорившейся
дворянской семьи), поэтому ей гораздо
тяжелее, чем падчерице и мужу. И дело
не в житейских трудностях, а в том, что у
нее нет никакой отдушины (Соня находит
утешение в Библии, в молитвах,
Мармеладов забывается в кабаке).
Катерина Ивановна – натура страстная,
гордая, бунтарская. Все, что ее окружает,
кажется ей адом, и она не умеет
смиряться, терпеть и молчать, как Соня.
Измученная нищетой, она умирает от
чахотки.

16.

Катерина Ивановна Мармеладова
• Катерина Ивановна (Ч.1,гл.2;ч.5, гл.5)
• - На мне нет грехов!.. Бог и без того
должен простить… Сам знает, как я
страдала! А не простит, так и не надо!..

17.

Катерина Ивановна Мармеладова.
«Уездили клячу!... Надорвала-а-сь!»
• «Измучившееся чахоточное
лицо её смотрело
страдальнее, чем когданибудь… Она бросалась к
детям, кричала на них,
уговаривала, учила их тут же
при народе, как плясать…»
• «Это такая несчастная, ах,
какая несчастная! И
больная… Она
справедливости ищет… Она
чистая… Как ребенок, как
ребенок! »

18.

Дети Катерины Ивановны
У Катерины Ивановны есть трое детей от первого брака с мужемофицером:
дочь 10 лет - Поленька
сын 7 лет - Коленька
дочь 6 лет - Лидочка (также зовется Ленечкой)
О детях Катерины Ивановны известно следующее:
"...Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя,
скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее,
весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили.
Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка,
в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на
голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей,
вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до
колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею
своею длинною, высохшею как спичка рукой.
Она... следила за матерью своими большими-большими темными
глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и
испуганном личике..."

19.

Соня Мармеладова
• Соня Мармеладова (Ч.1, гл.2, ч.2, гл.7,
ч.3,гл.4)
• … В лице ее, да и во всей фигуре, была
сверх того одна особенная характерная
черта: несмотря на свои восемнадцать
лет, она казалась почти еще девочкой,
гораздо моложе своих лет, совсем почти
ребенком, и это иногда даже смешно
проявлялось в некоторых ее движениях.

20.

Соня Мармеладова
Софья Семеновна Мармеладова - единственная родная дочь
чиновника Мармеладова. Соне около 18 лет. Это добрая,
отзывчивая, честная, искренняя девушка. Соня
малообразованна, но при этом достаточно умна.
Когда Соне было 14 лет, отец женился на ее мачехе,
Катерине Ивановне. Бедная Соня вынесла много обид от
своей мачехи, но не держит на нее обиды.
Ранее Соня работала швеей, но это занятие не приносило
необходимого дохода. В конце концов бедная девушка, видя
страдания мачехи, пошла "по желтому билету", то есть
занялась "непристойной" работой.
Соня, насколько может, помогает деньгами отцу и мачехе.
При этом она не осуждает отца, который по сути виновен в ее
унижениях. Она отдает отцу последние деньги, зная, что он
потратит их на выпивку.

21.

Соня Мармеладова
Соня – 18-летняя девушка, все
образование которой – несколько книг
романтического содержания. С ранних
лет видела вокруг себя лишь пьяные
ссоры, дрязги, болезни, разврат и
человеческое горе. Соня – «блудница»,
как пишет о ней Достоевский. Она
вынуждена продавать себя, чтобы
спасти от голодной смерти свою
семью. Чтобы помочь мачехе и ее
детям, она фактически убивает себя
как личность, но удивительным
образом сохраняет свою чистоту. Ее
душа переполнена христианской
любовью к людям, готовностью к
самопожертвованию.

22.

Комната Мармеладовых:
«проходной угол»
«Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Маленькая
закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была
отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять
длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в
беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через
задний угол была протянута дырявая простыня. За нею,
вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего
только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед
которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и
ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный
огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов
помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была
проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки... была
приотворена. Там было шумно и крикливо».

23.

Мотив «тупика» в «Преступлении и
наказании»
• Семён Захарович Мармеладов и Катерина
Ивановна Мармеладова- смерть на улице.
• Соня Мармеладова – жизнь по «жёлтому
билету».
• Поленька, Лёня, Коля - помог счастливый
случай, которого могло и не случиться.

24.

Как характеризует Раскольникова эпизод
на бульваре (с девочкой-подростком)?
Чистота и беззащитность, показанные в портрете
обманутой девочки, не соответствуют образу жизни,
который она вынуждена вести, поэтому Раскольникову
страшно и жутко смотреть на такое явление. Он не
проходит мимо, заставляет городового заняться судьбой
девочки. Дает последние 20 копеек. Опять же
наблюдаем непоследовательность в поведении Родиона.
“Да пусть их переглотают друг друга живьем – мне-то
чего? И как я смел отдать эти 20 копеек. Разве они мои?”

25.

Условия жизни "маленьких людей"
• Условия жизни "маленьких людей»
• 1. Квартиры, улицы, дома (жилищные
условия): ....
• 2. Кабаки (атмосфера, разговоры, отношения
людей): ...
• 3. Случайно встреченные люди, прохожие
(одежда, поведение)- девушка на бульваре
(ч.I, гл.4); утопленница-мещаночка (ч. II, гл.6):
...
• Вывод: Мармеладовы – одни из многих.

26.

• Что добавляет встреча с
Мармеладовым к
образу Родиона?
Какой вывод делает
Раскольников после
встречи с
Мармеладовым?
«Ко всему-то подлецчеловек привыкает»

27.

Семья Раскольниковых
• Почему о Раскольниковых читатель узнаёт
не сразу, а из письма?
• Каковы отношения между членами семьи?
• Что мы узнаём о матери Раскольникова?
• Какова судьба Авдотьи Романовны, её
испытания в доме Свидригайлова?
• Как характеризует Дунечку её согласие на
брак с Лужиным?

28.

• Какое впечатление
производит письмо
матери на героя?
«Письмо дрожало в
руках его!», «…ты
один у нас…»
• К какому итогу
приходит Родион?
«Не хочу я вашей
жертвы…Не бывать
тому, пока я жив, не
бывать, не бывать!»

29.

Какое впечатление производит
письмо матери на героя?
• “Письмо дрожало в руках его!”, поднес его к губам, поцеловал...”
“Он медлил: он даже как будто боялся чего-то”.
• “… ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все-вся надежда,
упование наше!
• Письмо матери излечило его.
“На Голгофу-то тяжело всходить.”
“Дунечка многое может сносить и даже в самых кратких случаях
найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей
твердости:
(Ей пришлось снести Свидригалова, а теперь Лужин)
– но не для себя (“Дело ясное: для себя, Для комфорта своего, даже
для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и
продаст!) Для милого, для обожаемого человека продаст!…за брата,
за мать продаст!”
• Раскольников осознает, что Дуня совершает ту же жертву, что и
Соня Мармеладова.
“Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!

30.

Анализ сна Раскольникова
• Родион Раскольников погружается в мир своего
детства. Каким открывается перед нами
душевный мир семилетнего ребёнка?
• Какие события происходят в эпизоде?
• Что необычного находим у кабака?
• О чём говорит этот сон? Почему именно такой
сон, по замыслу Достоевского, приснился
Раскольникову?

31.

Символический смысл сна
• Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой
человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой
думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая
отжила свой век и “заедает” чужой, но после Раскольников
просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне.
• Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая
постоянно происходит в главном герое. Сны не подчиняются разуму,
в них раскрывается натура человека, и мы видим, что убийство
отвратительно душе и сердцу Раскольникова. Но в реальности
мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию
об “обыкновенных” и “необыкновенных” людях на практике
побуждают думать об убийстве и его полезности, заглушать муки
натуры.
• Достоевский вкладывает в первый сон главного героя свои мысли о
причинах преступления и о противоестественности убийства

32.

Что же это за действительность?
Сестра Родиона Дуня сознательно решается отдать себя в жертву
«денежному мерзавцу» Лужину, а мать даёт ей своё благословение. И
всё это ради того, чтобы их брат и сын мог сносно жить и учиться.
Итак, чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву...
Эта страшная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает чувства
униженности и протеста.
Зловонный, жестокий и пьяный город давит на сознание героя
Достоевского, душит его, навязывает ему мысль о том, что выжить
может только сильный... В этом убеждает его судьба невзрачного
чиновника Мармеладова, так и не увидевшего в своей жизни
милосердия; личная драма Сони, которая вынуждена ценой своего
бесчестья добывать средства на жизнь семьи... Не может забыть
Раскольников и многих других «маленьких» людей, оставивших свой
скорбный след в его воспалённом сознании, послуживших зарождению
идеи отстоять своё место под солнцем, право быть человеком...

33.

«Боль о человеке…»
• Достоевского, по его собственному
признанию, волновала судьба «девяти
десятых человечества», нравственно
униженных, социально обездоленных в
условиях современного ему буржуазного
строя. Ужасны и условия, в которых
находятся герои романа, и то, что люди
безразличны друг к другу, подозрительны,
недоверчивы. Поэтому «боль о человеке» основа авторской позиции в романе
«Преступление и наказание»
• Вывод: Достоевский показывает жизнь
униженных и оскорбленных, но очень
благородных, скромных и душевных простых
людей.

34.

Вывод
• Страшная жизнь людей пробуждает у
читателей сочувствие и возмущение, мысль
о том, что так жить человек не может.
• Но герои романа бессильны разрешить
противоречия и «тупики», в которые ставит
их жизнь; безвыходность тупиков, в
которые попадают герои, зависит не от
воли людей, а от состояния общества.
English     Русский Правила