1.44M
Категория: ЛитератураЛитература

М. Шолохов “Судьба человека”

1.

2.

Задание к уроку
1 группа. В чём же видит своё счастье Соколов в
довоенной жизни?
Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?
2 группа. Анализ эпизода в церкви.
Какие варианты человеческого поведения изображает
Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв,
взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?
3 группа. Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с
лагерфюрером Мюллером.
О чём думает Соколов, готовясь к смерти?
Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского
солдата во время торжественного ужина?
Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает
ритуал с выпивкой?
Какое место в композиции рассказа занимает этот
эпизод?
Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём
смысл этой победы?

3.

Задание к уроку
4 группа. Что пришлось пережить Соколову после бегства из
плена?
Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого
война отняла всё?
5 группа. Встреча Соколова с Ванюшкой. (Анализ эпизода).
Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в
их судьбе? Какую роль в рассказе “Судьба человека” играют
описания природы, образ дороги, портретные описания?
6 группа. В чем смысл названия и финала рассказа “Судьба
человека”? Почему писатель обращается здесь к языку
публицистики? Перечитайте финал рассказа.
1. Почему рассказ заканчивается описанием душевного
состояния автора?
2. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти»,
охватившей его под влиянием услышанного?
3. В чем разница между «грустью легкой» и «грустью
тяжелой»?
4. Финал рассказа оптимистичен или трагичен?

4.

Понятие
судьбы
Миллес «Рука Бога»
Толковые словари трактуют понятие «судьба» таким
образом:
1. Стечение жизненных обстоятельств; не зависящий
от воли человека ход событий (по суеверным
представлениям - воля Бога, предопределяющая все,
что происходит в жизни).
2. Участь, доля, жизненный путь. Обстоятельства,
условия дальнейшего существования развития чеголибо; будущность.

5.

История замысла и создания
М. Шолохов написал рассказ «Судьба человека» в
поразительно короткий срок — всего лишь за несколько
дней. Непосредственным поводом к возникновению
замысла была встреча Шолохова с прототипом Андрея
Соколова в 1946 году. Но понадобилось десять лет для
претворения замысла в жизнь. Рассказ был опубликован в
«Правде» 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года, во
время хрущевской «оттепели».
Тема – человек на войне – широко освещена в литературе,
но автор нашел свой подход в решении этого вопроса,
Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое
повествование о нескольких эпизодах из жизни героя.
Большой материал об этой жизни – от рождения до
возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель
вместил в рамки рассказа.

6.

Проблематика
1. Шолохов раскрыл трагедию нашего народа в годы
войны, показал бедствия и страдания, выпавшие
на долю человека.
2. Проблема патриотизма, защиты Отечества.
3. Проблема бесчеловечности войны.
4. Проблема судьбы человека.
5. Проблема русского национального характера.
6. Проблема добра и зла. Проблема жизни и смерти.
7. Проблема дома и семьи (довоенная жизнь,
прощание с семьёй, смерть сына, встреча с
Ванюшкой).

7.

Проблема человеческого
достоинства, силы духа
(поединок с Мюллером).
Проблема
общечеловеческих
ценностей (жена, дети,
дом, работа).
Проблема совести,
внутреннего суда над
собой (не может простить
себя за то, что оттолкнул
жену в минуту прощания).
Проблема милосердия,
сострадания к ребёнку.
Проблема выбора между
жизнью и смертью,
между честью и
бесчестием.

8.

Композиция произведения
В начале рассказа дается описание первой
послевоенной весны: «Первая послевоенная весна
была на Верхнем Дону на редкость дружная и
напористая».
Потом автор говорит о встрече с неизвестным
человеком, который рассказывает о своей судьбе.
Основная часть этого произведения – это рассказ
в рассказе. Повествование идет от первого лица.
Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды
своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ,
потому что переживает все прожитое. Это создает
эмоциональность, убедительность и
достоверность повествованию.
В конце описывается расставание со своим новым
знакомым, который был «чужим, но ставшим
близким человеком», и автор думает о
дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются
чувства и эмоции самого автора.

9.

Что же представляет собой
композиция произведения?
Она достаточно традиционна. Это
рассказ в рассказе. Кроме того, можно
говорить о двух "планах"
повествования: голосе героя и голосе
автора. Дело в том, что повествователь
становится здесь слушателем, в то
время как центральное место в "Судьбе
человека" отведено рассказу Соколова
о себе.

10.

Экспозиция рассказа Человек и
природа
Перечитайте начало рассказа, где дается пейзажная
зарисовка. Как мотив борьбы зимы и весны, жизни и смерти
соотносится с событиями и судьбами героев рассказа, с
авторским отношением к жизни? Приведите примеры,
показывающие, что пейзаж служит одним из средств,
помогающим показать борьбу добра и зла, нового и старого,
неостановимое движение жизни.

11.

Таких примеров в тексте очень много. Обратимся
строчке, с которой начинается рассказ: «Первая
послевоенная весна...» О весне, а значит, о жизни,
радости, тепле в тексте говорит очень многое:
«теплый ветер», «утренний свежий воздух»; «а в
полдень солнце светило горячо, как в мае»; и
недаром в портрете мальчика обращается
внимание на глаза («светлые, как небушко»).
Пейзаж в начале рассказа воспринимаешь всеми
органами чувств: слышишь тишину начала весны,
словно ощущаешь горечь кустарников и сырость от
воды. Так бывает только весной, когда вся
природа готовится к новой жизни.

12.

«Первая послевоенная» весна
• Но весна эта «первая послевоенная». Как-то все еще
сложится в этой новой жизни? Роль экспозиции
заключается в том, чтобы показать искренность исповеди
героя в такой размягчающий сердце день. Рассказ от
первого лица создает впечатление необыкновенной
достоверности и документальной точности.

13.

В чём же видит своё счастье Соколов в
довоенной жизни?
Довоенная жизнь героя
небогата событиями.
Гражданская война,
голодная юность, работа в
плотницкой артели, а
потом на заводе и за
баранкой машины,
женитьба, дети, домишко о
двух комнатах — всё это
приметы самой обычной
биографии человека того
поколения, к которому
принадлежал Андрей
Соколов. Но именно в этой “Чего ещё надо? дети кашу
хоть и небогатой, но
едят с молоком, крыша над
вполне устроенной жизни головою есть, одеты, обуты,
видит герой простое
стало быть, всё в порядке”.
человеческое счастье:

14.

На фронте Андрей Соколов —
шофёр, возит снаряды для
артиллерийской батареи. В мае
1942 он едет на передовую,
торопится, потому что его
товарищи погибают без снарядов.
На минном поле его грузовик
подрывается, Соколова контузило.
Когда он очнулся, то оказался в
тылу у немцев. Так он оказался в
плену.

15.

Анализ эпизода в церкви
Какие варианты человеческого поведения
изображает Шолохов в этой сцене (солдат —
христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)?
Какая позиция ближе Соколову?
В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает
возможные типы человеческого поведения в
бесчеловечных обстоятельствах. Разные
персонажи здесь воплощают разные жизненные
позиции. Но только позиция доктора, “который и в
плену и в потёмках своё великое дело делал”,
вызывает у Соколова искреннее уважение и
восхищение. В любых условиях оставаться самим
собой, не изменить своему долгу — это и позиция
самого Соколова.

16.

Ни покорности, ни
противопоставления
своей жизни чужим
герой не приемлет.
Потому и решается
он убить Крыжнёва,
чтобы спасти
взводного. Нелегко
даётся Соколову
убийство, тем более
убийство своего.
Тяжко у него на
душе. Но не может он
допустить, чтобы
один человек спасал
себе жизнь ценой
гибели другого, ибо
только в единении
людей он видит
спасение.

17.

Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с
лагерфюрером Мюллером
• Диалог с Мюллером —
это не вооружённая
схватка двух врагов, а
психологический
поединок, из которого
Соколов выходит
победителем, что
вынужден признать и сам
Мюллер. Комендант
лагеря хотел повторения
Сталинграда, он получил
его в полной мере.
Победа советских войск
на Волге и победа
Соколова — события
одного порядка, так как
победа над фашизмом –
это, прежде всего, победа
нравственная.

18.

• Так обыкновенный
человек становится
у Шолохова
воплощением
народного
характера. Фашизму
противопоставляет
герой и великую
силу терпения,
столь
свойственному
русскому народу.
Готовность
выстоять,
“выдюжить”
становится
жизненным кредо
“На то ты и мужчина, на то ты и
Соколова:
солдат, чтобы всё вытерпеть, всё
снести, если к этому нужда позвала”.

19.

Как автор раскрывает душевное состояние
героя, у которого война отняла всё?
• Что пришлось пережить
Соколову после бегства
из плена?
• Самым страшным стала
для Соколова потеря
близких. Дважды он
прерывает свой рассказ,
и оба раза — когда
вспоминает с погибшей
жене и детях .Именно в
этих местах Шолохов
даёт выразительные
портретные детали и
ремарки: “Искоса
взглянул я на
рассказчика, но единой
слезинки не увидел в его,
словно бы в мёртвых,
потухших глазах.

20.

• Он сидел, понуро
склонив голову,
только большие,
безвольно
опущенные руки
мелко дрожали,
дрожал подбородок,
дрожали твёрдые
губы”; “Рассказчик
на минуту умолк, а
потом сказал уже
другим,
прерывистым
голосом: “Давай,
браток, перекурим, а
то меня что-то
удушье давит”.

21.

Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной».
Портретную характеристику Соколова мы
видим не сразу. Шолохов дает её деталями.
Сначала он выделяет «большую, черствую
руку», потом «глаза, словно присыпанные
пеплом, наполненные такой неизбывной
смертной тоской». Образ Андрея Соколова
дополняется речевой характеристикой. В речи
героя часто можно услышать
профессиональные слова: «баранка», «дуй на
всю железку», «последний перегон», «шел на
первой скорости», «браток». Соколов –
воплощение национального русского характера,
поэтому его речь образна, близка к народной,
разговорной. Андрей использует пословицы:
«табак моченый, что конь леченый». Он
употребляет сравнения и поговорки: «как конь с
черепахой», «почем фунт лиха стоит».

22.

“За что же ты, жизнь, так покалечила?
За что так исказнила?”
Сколь велика, должна быть боль,
которую испытывает этот человек,
если он, не раз, глядевший в лицо
смерти, никогда не пасовавший
перед противником, говорит: “За
что же ты, жизнь, так покалечила?
За что так исказнила?” Сердце
героя “окаменело от горя” на
столько, что даже плакать он не
способен, хотя слёзы, может быть,
и принесли бы ему облегчение
(“...А мои невыплаканные слёзы,
видно, на сердце засохли.” Всё
отняла война у Соколова. Нет
семьи, дом уничтожен. Родной
город стал чужим. И отправился он
куда глаза глядят, в Урюпинск, с
засохшим сердцем, одинокий.

23.

Встреча Соколова с
Ванюшкой
- Почему Соколов
решается усыновить
Ванюшку? Что общего в
их судьбе?
- После встречи с
мальчишкой, у которого “
глазёнки — как звёздочка
после дождя”, у Соколова
“сердце отходит,
становится мягче”, “на
душе стало легко и как-то
светло” Как видите,
отогрел Ваня сердце
Андрея Соколова, его
жизнь вновь обрела
смысл”.

24.

Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой
трагедийности и человечности. Война, утрата семьи,
потеря сына, муки, которые пришлось перенести в
немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного
героя Андрея Соколова - не убило в нем "человека".

25.

Финал рассказа
1. Почему рассказ заканчивается описанием душевного
состояния автора?
2. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти»,
охватившей его под влиянием услышанного?
3. В чем разница между «грустью легкой» и «грустью
тяжелой»?
4. Для вас финал рассказа оптимистичен или трагичен?
Свою точку зрения обоснуйте.
Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не
поможет забыть пережитое, не возместит его страшные
потери. В то же время он, простой человек, не только не
сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе —
живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг
в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг
друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно
было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем
будет он жить дальше. Замечательно цельный характер
создан М. Шолоховым — характер, и сегодня помогающий
понять, каким быть человеку.

26.

Трагический финал?
В конце рассказа М.А. Шолохов выступает с
публицистическим фрагментом. Он акцентирует
внимание читателя на трагическом финале “И
хотелось бы думать, что этот русский человек,
человек несгибаемой воли, выдюжит…” Это
“хотелось бы” означает “не думаю, но очень хочу,
чтобы эти мысли пришли”.
Впечатления автора от встречи с Андреем
Соколовым приводят автора к реальному
ощущению: у народа хватило сил победить и
выжить, ещё есть силы работать, но мало силы
жить. Потому и Андрей Соколов, и Ваня в конце
рассказа удаляются, а Ваня машет ручкой на
прощание.

27.

Герои идут в будущее, словно на войну, готовясь
преодолевать. Значит, война не кончилась для
них, мирная жизнь не наступила, а смерть
приближается.
Мотив дороги делает рассказ «Судьба человека»
произведением трагического звучания.
English     Русский Правила