798.27K
Категория: ЛитератураЛитература

Жанровое своеобразие романов Ф.М. Достоевского

1.

Жанровое своеобразие романов
Ф.М. Достоевского
Среди обширной
литературе о Достоевском
создаётся впечатление, что
дело идёт не об одном
авторе-художнике,
писавшем романы и
повести, а о целом ряде
выступлений философских
авторов-мыслителей –
Раскольникова, Мышкина,
Ставрогина, Ивана
Карамазова…
М. Бахтин

2.

«Пятикнижие Ф.М. Достоевского»
Преступление и наказание» - 1866
«Идиот» - 1868
«Бесы» - 1871
«Подросток» - 1875
«Братья Карамазовы» -1880

3.

Что объединяет?
«Фантастический реализм»
Соединение философской основы с детективом
Принцип резких сдвигов
Полифонизм романов
Концепция нравственного возрождения человека
и общества

4.

«Фантастический реализм»
«У меня свой собственный взгляд на действительность, и
то, что большинство называет фантастическим и
исключительным для меня иногда составляет саму
сущность действительности»
Ф.М. Достоевский
Сочетание несоединимых явлений: реальность и вымысел, черты
детектива и философские теории, евангельские мотивы и анекдоты ,
бытовой натурализм и мистика, комическое и трагическое.

5.

Евангельские мотивы
Князь Мышкин из романа «Идиот» – В рукописи Достоевский
называет его «князь Христос».
Его возвращение в Петербург напоминает «пришествие» Христа
людям.
Старец Зосима и «смиренный послушник» Алеша в «Братьях
Карамазовых».
Легенда о Великом инквизиторе, сочинённая Иваном Карамазовым.
Степан Трофимович Верховенский («Бесы») умирает в крестьянской
избе на руках примчавшейся за ним Варвары Петровны. Перед
смертью случайная попутчица, которой он рассказывает всю свою
жизнь, читает ему Евангелие, и он сравнивает одержимого,
из которого Христос изгнал бесов, вошедших в свиней, с Россией.
Этот пассаж из Евангелия взят хроникёром одним из эпиграфов
к роману.

6.

Мистическое
Мистическое число «три» и «семь» в романе «Преступление и
наказание»
Соня приносит 30 целковых мачехе и даёт отцу на
похмелье 30 копеек
Марфа Петровна даёт Дуне в приданое 3000 и выкупает
Свидригайлова за 30 000. Три раза приходила во сне
Свидригайлову.
Дуня стреляет в Свидригайлова с трёх шагов, а Разумихин
три раза приходит к Раскольникову;
Раскольников три раза звонит в колокольчик, три раза
встречается с Порфирием Петровичем; думает, что у Сони
три дороги, когда стоит в трёх шагах от стола
Семь глав, семь часов вечера, семь лет каторги, семь лет
прожил Свидригайлов с Марфой Петровной, Раскольников
видит себя во сне перед убийством семилетним.

7.

Бытовой натурализм
«Немецкая шляпа» Раскольникова ( влияние немецкой
философии на идеи Раскольникова или терновый венец
Христа).
Разумихин называет шляпу «пальмерстоном», имея ввиду
английского государственного деятеля, намекая на её ветхость
и устарелость.
Описание домов-колодцев, квартир и комнат жителей
Петербурга.

8.

Сюжетное время в романах Достоевского не выверено «по
календарю», как у Пушкина. Оно ускоряется или
замедляется произвольно (неравномерное течение).
Действие происходит в течение нескольких недель, в отличие от
романов Л.Н. Толстого, но, кажется, что проходит целая жизнь.
Сцена убийства старухи-процентщицы как будто в замедленном
действии.
Такая же картина в диалогах Раскольникова и Порфирия Петровича
По ускоряющей спирали действие в романе «Бесы» и «Подросток»

9.

Полифонизм романов
Понятие ввёл М. Бахтин и означает «многоголосье»
Он утверждал, что каждый герой Достоевского имеет свою точку зрения, не
зависящую от точки зрения автора.
Даже поступки героев часто оказываются неожиданными для автора и для
них самих.
Диалоги в романах Достоевского отражают несколько точек зрения.
Раскольников разъясняет свою теорию, его слова сопровождаются
репликами Заметова, Разумихина, Порфирия Петровича, каждый из которых
высказывает свою точку зрения, свое понимание « права на преступление».
В сцене покаяния Раскольникова, когда он становится на колени и целует
землю, со всех сторон раздаются голоса людей, обсуждающих это
происшествие

10.

Каждый герой противоречив и имеет «двойника»,
который как бы материализует вторую сторону героя.
Раскольников и Свидригайлов
Иван Карамазов и чёрт, Иван Карамазов и
Свидригайлов
Христос и князь Мышкин

11.

Концепция нравственного возрождения человека
Всё «пятикнижие» Достоевского отражает его теорию
«почвенничества».
Достоевский не принимал теорию Чернышевского о
«разумном» эгоизме, по которой движущей силой
общественного развития является стремление к
удовольствию. По Чернышевскому «разумный эгоист»
получает удовольствие, принося пользу ближнему.
По мнению Достоевского, формула «нет никакой
разницы между пользой и добром» цепляются такие
циники как старый князь Валковский в «Униженных и
оскорблённых» и Лужин в «Преступлении и наказании»

12.

Достоевский не согласен и с социалистами, которые к
идее братства, заимствованной у христианства, решили
прийти к нему слишком лёгким путём: нравственное
совершенствование общества поставили в прямую
зависимость от экономического строя.
Достоевский видит достижение братства в стремлении
приблизиться к идеалу (Христу).
Нравственное возрождение человека – процесс
рассчитанный не на одно десятилетие.

13.

«Идиот» - роман о «положительно
прекрасном человеке»
Главный герой – князь Мышкин,
возвращается из Швейцарии,
где находился на лечении
(душевная болезнь). Образ –
переродившегося
Раскольникова. Едет «лечить»
души.
В поезде знакомится с купцом
Рогожином, они рассказываю
другу, первый – историю жизни,
другой – историю любви к
Натстасье Филипповне.

14.

Князь Мышкин появляется
в семействе генерала
Епанчина, имеющего
трёх дочерей, младшая
из которых (Аглая)
испытывает к князю
сначала интерес, затем
чувство.
В порыве ревности Аглая
плохо и с ненавистью
говорит о Настасье
Филипповне. Князь
понимает, что Аглая
вовсе не «невинная»
овечка.

15.

Мышкин делает предложение
Настастасье Филипповне. Та,
сначала принимает
предложение, но потом
понимает, что князь предлагает
ей стать женой из жалости.
Настасья Филипповна уходит к
Рогожину, который в приступе
ревности убивает любимую.
В финале оба героя Мышкин и
Рогожин опять вместе: возле
трупа Настасьи Филипповны.

16.

Здесь происходит осознание
того, что это они оба виновны в
ее смерти, они оба убили ее
своей любовью.
Все
просветленное
и
человеческое в князе исчезает,
он превращается в настоящего
сумасшедшего идиота.
Достоевский объясняет свое
пессимистическое
видение
мира, показывая, что в романе
происходит торжество эгоизма,
демоническое
начало
побеждает, изгоняя светлое,
что
несет
образ
князя
Мышкина.

17.

Красота
мира
и
добро
проигрывают
и
гибнут.
Несмотря
на
мрачное
окончание
произведения,
финал
не
производит
впечатление
мрачного,
безнадежного.
Князь Мышкин смог оставить
в сердцах людей доброе,
чистое,
своей
духовной
смертью он пробудил людей
к жизни, дал веру в хорошее
и подвигнул, к стремлению к
идеалу.
В противном случае
способен погибнуть.
мир

18.

«Бесы» Спор с нигилизмом
Спор с современными социалистами, мечтающими
обновить мир революционным насилием, продолжается в
романе «Бесы».
Толчок – нашумевшее «нечаевское дело».
В процессе работы замысел приобрёл философский
смысл: катастрофические последствия революционного
отрацания.
Социалистическая идея равенства и братства, не
освещённая верой в Бога, неизбежно вырождается в
страшный и кровавый деспотизм.

19.

« …каждый член общества смотрит один за другим и обязан
доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и
в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а
главное равенство. Первым делом понижается уровень
образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов
доступен только высшим способностям, не надо высших
способностей! Высшие способности всегда захватывали власть
и были деспотами. Высшие способности не могут не быть
деспотами и всегда развращали более, чем приносили пользы;
их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику
выкалывают глаза. Шекспир побивается каменьями... Рабы
должны быть равны: Без деспотизма еще не бывало ни свободы,
ни равенства, но в стаде должно быть равенство.
.

20.

Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит
материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию.
В мире одного только недостает, послушания. Жажда
образования есть уже жажда аристократическая. Чутьчуть семейство или любовь, вот уже и желание
собственности. Мы уморим желание: мы пустим пьянство,
сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы
всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному
знаменателю, полное равенство. "Мы научились ремеслу, и
мы честные люди, нам не надо ничего другого" -- вот
недавний ответ английских рабочих. Необходимо лишь
необходимое, вот девиз земного шара отселе. Но нужна и
судорога; об этом позаботимся мы, правители. У рабов
должны быть правители. Полное послушание, полная
безличность.
Шигалёв

21.

Действие произведения происходит в одном из
губернских городков.
Роман «начинается с описания идеалиста Степана
Трофимовича Верховенского и его платонических
отношений с некоей Варварой Петровной
Ставрогиной.
Вокруг главного героя романа вьется либерально
настроенная молодежь, восхищенная «позами» и
«фразами» идеалиста.

22.

В это время ожидается приезд разжалованного гвардейца
Николая Ставрогина, который является для многих
«загадочной» личностью. Он известен своими кутежами и
разнузданным поведением.
Его мать Варвара Петровна Ставрогина мечтает женить
его на Лизе Тушиной – дочери своей приятельницы.
А своего подопечного Степана Трофимовича она желает
видеть мужем ее воспитанницы Дарьи Шатовой. Но вскоре
оказывается, что сын Ставрогиной, который неожиданно
приехал, уже женат на Хромоножке – Марье Тимофеевне
Лебядкиной. Когда об этом стало известно, Шатов – брат
Дарьи - дает сыну Ставрогиной пощечину.

23.

Сын либерала старинного
образца Степана Трофимовича
Верховенского Пётр
Верховенский — главный
идейный вдохновитель
революционной ячейки.
Он пытается вовлечь в
революционное движение
Николая Всеволодовича
Ставрогина, сына помещицы
Ставрогиной. Верховенский
собирает «сочувствующую»
революции молодёжь:
философа Шигалева,
Толкаченко («знаток народа»),
чиновника Виргинского и
других.

24.

В это время ожидается приезд разжалованного гвардейца
Николая Ставрогина, который является для многих
«загадочной» личностью. Он известен своими кутежами и
разнузданным поведением.
Его мать Варвара Петровна Ставрогина мечтает женить его
на Лизе Тушиной – дочери своей приятельницы.
А своего подопечного Степана Трофимовича она желает
видеть мужем ее воспитанницы Дарьи Шатовой. Но вскоре
оказывается, что сын Ставрогиной, который неожиданно
приехал, уже женат на Хромоножке – Марье Тимофеевне
Лебядкиной. Когда об этом стало известно, Шатов – брат
Дарьи - дает сыну Ставрогиной пощечину. -

25.

Дабы связать кровью
созданную им ячейку,
Верховенский
замышляет убийство
бывшего студента
Ивана Шатова,
собирающегося
порвать с
революционерами и
донести на них из-за
увлечения идеей
народа-«богоносца».

26.

Дальше в городе события развиваются по
спирали с ускорением.
Заговор против губернатора, поджоги, пожары,
предательство.
Смерть мальчика Илюши, насилие над 10летней девочкой…
Толпа, растерзанная толпой девушка …
Скрепить братство кровью…
Ко всему этому причастны революционеры…

27.

«Подросток». Роман о русских теперешних детях
Проблематику романа Достоевский обозначил в письме жене:
«О будущем России –детях».
События каждой части Достоевский «сжимает» в три дня. Из
драматического конфликт перерастает в трагический.
Аркадий Долгорукий – носитель идеи «стать Ротшильдом».
Хочет накопить миллион, чтобы раздать людям.
Интриги, письма, завещания, обманутые женщины,
самоубийство, – страсти кипят.
В конце третьей части «идея Ротшильда» заменяется «идей
Христа». Именно он становится идеалом ПОДРОСТКА,
ставшего взрослым.

28.

«Братья Карамазовы».
Синтез художественных исканий Достоевского
Семья Карамазовых под пером Достоевского – Россия в
миниатюре.
Глухая вражда между отцом и его сыновьями: Дмитрием
(распущенные страсти), Иваном (распущенный ум),
Алексеем (послушник монастыря) и внебрачным
Смердяковым, рождённым от Лизаветы Смердящей
(юродивой).
Вражда завершается отцеубийством.
Достоевский показывает, что каждый по своему в этом
виноват. В тои числе и сам отец.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Современное общество, по мнению Достоевского,
заражено «карамазовщиной».
Суть её – отрицание всех святынь.
Связь Фёдора Павловича (старшего Карамазова) с
Лизаветой Смердящей – циничное надругательство над
святыней любви.
Фёдор Павлович намеренно устраивает скандал в келье
старца Зосимы: «давай-ка я им наплюю ещё для
бесстыдства!»

35.

Мир Карамазовых един , но «единство» удерживается
не добром, а взаимной ненавистью, тщеславием.
Только в финале читатель узнаёт, кто убил Фёдора
Павловича. Это Смердяков, но он лишь доводит до
конца мысли, брошенные Иваном, и страсти,
бушующие в озлобленной душе Дмитрия.
В финале романа Иван предлагает Алёше
неопровержимые, по его мнению, аргументы,
направленные против «мира Божьего»: страшные,
потрясающие факты страдания детей.

36.

Именно Иван задаёт Алёше вопрос о цене
будущей «мировой гармонии», о том, стоит ли она
хотя бы одной слезинки ребёнка.
«Смиренный послушник» Алёша не выдерживает
рассказов о страданиях детей и в гневе шепчет:
«Расстрелять».
Достоевский солидарен с Иваном, но он не
отрицает протест против страданий детей, а
отрицает то, во имя чего этот протест
осуществляется.
English     Русский Правила