150.36K
Категория: ЛитератураЛитература

Пейзаж и его функции в произведении

1.

ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В
ПРОИЗВЕДЕНИИ

2.

Пейзаж (от франц. paysage — букв, страна, местность) — один из содержательных, а
также композиционных компонентов художественного произведения. Пейзажная
зарисовка связана с изображением любого незамкнутого пространства — природы
(включая космический пейзаж) или города (в этом случае принято говорить об
урбанистическом пейзаже). Пейзаж является не только самоценным объектом
изображения, но и определенным средством воплощения замысла произведения. Силы
природы способны выступать в качестве своеобразного действующего лица,
персонифицироваться, принимать участие в судьбах героев, что характерно для древнего
эпоса, фольклора.
Пейзажная зарисовка может выполнять в художественном произведении
многообразные функции. Помимо воссоздания фона действия, введение пейзажа в ряде
случаев является способом обозначения авторской позиции, своеобразным критерием
верности выбранного героем пути или решения (вспомните сцену из романа Л. Н.
Толстого «Война и мир»: разговор князя Андрея и Пьера у парома). Наше представление
о Печорине было бы неполным, если бы мы не увидели природу его глазами, не
почувствовали способность героя ценить красоту. «Какое-то отрадное чувство разлито во
всех моих жилах, — пишет Печорин в своем журнале. — Воздух чист и свеж, как поцелуй
ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти,
желания, сожаления?..»

3.

Пейзажная зарисовка выявляет авторское отношение к персонажу, углубляет
представление читателя о характере героя, позволяет понять его внутреннюю сущность,
отрешившись от наносного. Используя прием психологического параллелизма, писатель
может уподоблять внутреннее состояние человека жизни природы или, напротив,
выявлять их отчуждение, несовместимость. Вспомним, как отстраненно воспринимает
Обломов прекрасный осенний день в Летнем саду, где Ольга назначила ему свидание: «Листья
облетели, видно все насквозь; вороны на деревьях кричат так неприятно. Впрочем, ясно, день
хорош, и если закутаться хорошенько, так и тепло». Для Обломова, отрекшегося от любви,
природа поблекла, он не способен увидеть мир счастливыми глазами Ольги, воскликнувшей:
«Ах, как здесь хорошо: листья все упали...» Пейзаж позволяет создать элегическое или
драматическое настроение, передать атмосферу тайны, психологическую напряженность,
трагизм бытия, настроение тоски или абсолютного счастья. В финале первого тома «Мертвых
душ» автор словно вырывается из плена затхлого, душного мира своих героев и говорит о
подлинном ощущении чистого и прекрасного мира: «А ночь! Небесные силы! какая ночь
совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей,
так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!..» Воссозданная писателем картина природы
может тяготеть к символическому обобщению, вводить в скрытый подтекст произведения, быть
проводником авторской идеи. В эпилоге романа Ф. М. Достоевского знаком воскрешения героя
станет прекрасная панорама, увиденная глазами Раскольникова: «С высокого берега
открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня.
Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые
юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое
время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его».

4.

Часто пейзаж формирует философский контекст произведения, является средством
погружения в раздумья о тайне мироздания и предназначении человека, о жизни и смерти, о
величии и ничтожности человека, о дисгармоничности человеческой жизни на фоне жизни
природы... А. П. Чехов, один из лучших мастеров пейзажного письма, однажды с горечью
подчеркнул: «...Все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем,
когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».
Функции «пейзажного» текста, несущего в себе целый комплекс художественных задач,
формировались веками. Пейзаж, выражающий эстетическое отношение к воспроизводимому
предмету, возник в литературе сравнительно поздно. На ранних стадиях существования
словесности упоминания и даже описания окружающей местности не имеют самостоятельного
значения. В древнем эпосе природные образы были связаны, прежде всего, с мифологией, в
фольклоре обращение к образам природы создавало антропоморфную картину мира природы. В
античной литературе картины природы включались в повествование для обозначения фона, на
котором разворачивалось действие. Эти особенности нашли отражение и в литературе
средневековья, в том числе в произведениях Древней Руси: природные реалии выступали в них
как символы, вся природа в целом осознавалась как Божье творение, которое свидетельствует о
сокровенном смысле бытия, природа воспринималась как сила, способная помогать или мешать
человеку в его деяниях, подсказывать верный путь или воздвигать препятствия к достижению
целей. В произведениях данного этапа развития литературы природные реалии, как правило,
воспроизводятся, но не складываются в цельный, зрительно представимый образ.

5.

XVII—XVIII века — время активного формирования новых подходов к
созданию пейзажной зарисовки. Русская литература осваивает этот
важнейший компонент литературного произведения начиная с XVIII в. в
связи с завоеваниями такого литературного направления, как
сентиментализм: пейзаж становится средством отображения внутренней
жизни человека, способом передачи эстетического отношения к природе.
В XIX в. благодаря художественным достижениям В. А. Жуковского, А. С.
Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и других классиков отечественной
литературы искусство словесного пейзажа поднимается до эталонных
образцов. Высочайшее мастерство художника проявляется в его
способности зримо воссоздать картину, передать глубокие мысли и
тончайшие эмоции, с ней связанные.

6.

А. С. Пушкин начинает свое знаменитое стихотворение «19 октября» с
описания осени: «Роняет лес багряный свой убор, / Сребрит мороз
увянувшее поле...» И совершается чудо, наше воображение оказывается во
власти поэта: пронзительное ощущение знакомого, лично пережитого,
благодарно принятого мира, в котором «проглянет день как будто поневоле
/ И скроется за край окружных гор».
Ф. И. Тютчев то заставляет вглядеться в «клокочущий котел» моря, то
позволяет почувствовать «ветра теплые порывы» и увидеть «синей молнии
струю», то дает испытать тоску по «тихому сумраку и росе».
А. А. Фет властно останавливает мгновение: «Постой! Здесь хорошо!
Зубчатой и широкой / Каймою тень легла от сосен в лунный свет...» Поэт
открывает нам тайны «храмины ночи» с ее «призраками звезд», заставляет
пережить восторг весеннего чувства: «Опять весна! Опять дрожат листы / С
концов берез и на макушке ивы».

7.

Вопросы и задания
1. Назовите имена русских писателей — признанных мастеров пейзажной
лирики и прозы.
2. В чем вам видится разница между двумя читательскими задачами:
анализ пейзажа в художественном произведении и анализ авторской
концепции природы в художественном произведении?
3. Сравните две приведенные ниже пейзажные зарисовки, опираясь на
предложенные вопросы, и оцените их с точки зрения писательского
мастерства.

8.

И он [Николай Петрович] посмотрел кругом, как бы желая понять, как
можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за
небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без
конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой
лошадке по темной узкой дорожке вдоль самой рощи: он весь был ясно
виден, весь, до заплаты на плече, даром что ехал в тени; приятно-отчетливо
мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу
и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что
они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею
поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумянен- ное зарей. Ласточки
летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо
жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко
протянутою веткою. «Как хорошо, боже мой!» — подумал Николай
Петрович...
(И. С. Тургенев. Отцы и дети)

9.

1) Как Тургенев запечатлел живой мир, пребывающий в постоянном
движении?
2) Почему писатель включает в пейзажную зарисовку прозаические
подробности?
3) Как в зарисовке передается свет и цвет?
4) В чем особенность авторской интонации?
5) Какова логика завершения этого фрагмента романа?

10.

Золотистым отливом сияет нива; покрыто цветами поле, развертываются
сотни, тысячи цветов на кустарнике, опоясывающем поле, зеленеет и шепчет
подымающийся за кустарником лес, и он весь пестреет цветами; аромат
несется с нивы, с луга, из кустарника, от наполняющих лес цветов; порхают по
веткам птицы, и тысячи голосов несутся от ветвей вместе с ароматом; и за
нивою, за лугом, за кустарником, лесом опять виднеются такие же сияющие
золотом нивы, покрытые цветами луга, покрытые цветами кустарники до
дальних гор, покрытых лесом, озаренным солнцем, и над их вершинами там и
здесь, там и здесь, светлые, серебристые, золотистые, пурпуровые,
прозрачные облака своими переливами слегка оттеняют по горизонту яркую
лазурь; взошло солнце, радуется и радует природа, льет свет и теплоту, аромат
и песню, любовь и негу в грудь, льется песня радости и неги, любви и добра из
груди — «О земля! о нега! о любовь! о любовь, золотая, прекрасная, как
утренние облака над вершинами тех гор!»
(Н. Г. Чернышевский. Что делать?)

11.

1) В чем проявляется избыточность изобразительных средств,
использованных во фрагменте?
2) Каковы особенности синтаксиса приведенного фрагмента? Какие
обороты можно отнести к разряду шаблонных?
3) Какое соединение слов можно считать неудачным?
4) Заражает ли вас патетика финала фрагмента?

12.

А. П. Чехов, говоря об искусстве пейзажа, особое внимание обращал на лаконизм
прозы и выпуклость художественной детали: «В описаниях природы надо хвататься за
мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы при прочтении, когда закроешь
глаза, давалась картина». Проанализируйте с этой точки зрения пейзажную зарисовку из
рассказа Чехова «Волк»:
На дворе давно уже кончились сумерки и наступил настоящий
вечер. От реки веяло тихим, непробудным сном.
На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени; на
середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки. Два
колеса мельницы, наполовину спрятавшись в тени широкой ивы,
глядели сердито, уныло...

13.

5. Прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Природа» и стихотворение Ф. И. Тютчева
«Природа — сфинкс. И тем она верней...». Выявите общее и различное в образном строе и
проблематике этих произведений.
ПРИРОДА
Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю
наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет.
По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета.
Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу.
Я тотчас понял, что эта женщина — сама Природа, — и мгновенным холодом внедрился в мою
душу благоговейный страх.
Я приблизился к сидящей женщине — и, отдав почтительный поклон:

14.

- О наша общая мать! — воскликнул я, — о чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества
размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?
Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись и
раздался зычный голос, подобный лязгу железа.
— Я думаю о том, как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было
спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено... Надо его восстановить.
— Как? — пролепетал я в ответ. — Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои
дети?
Женщина чуть-чуть наморщила брови:
— Все твари мои дети, — промолвила она. — и я одинаково о них забочусь — и одинаково их
истребляю.
— Но добро... разум... справедливость... — пролепетал я снова.
— Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум
мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим,
червям или людям... мне все равно... А ты пока защищайся — и не мешай мне!
Я хотел было возражать... но земля кругом глухо застонала и дрогнула — и я проснулся.

15.

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
1869

16.

Материал для работы дома
1. Проанализируйте рассказ И. А. Бунина «Смарагд», выполняя предложенные ниже задания.
1) Почему рассказ открывается пейзажной зарисовкой?
2) Докажите, что И. А. Бунин запечатлевает не статичную картину летней ночи, а мастерски
передает впечатление от живого, постоянно изменяющегося мира. В чем заключается
парадоксальность созданной картины движения неба?
3) Проанализируйте цветовую палитру пейзажа. В чем точность выбора эпитетов и метафор,
использованных при создании пейзажной зарисовки?
4) В записях И. А. Бунина есть рассказ его гувернера о Н. В. Гоголе: «Я его однажды видел. Это
было в одном московском литературном доме. <...> Он что-то говорил, и все его почтительно и
внимательно слушали. Я же слышал только одну его фразу — очень закругленное изречение о
законах фантастического в искусстве. Точно этой фразы не помню. Но смысл ее был таков, что,
мол, можно писать о яблоне с золотыми яблоками, но не о грушах на вербе!»
Сохранил ли Бунин мысль Гоголя, включая в «Смарагд» фразу о «грушах на вербе»? Почему
после этой реплики Толи утрачивается надежда на взаимопонимание между героями?

17.

5) Какие реплики героини рассказа указывают на ее особую близость автору?
6) Как проявляется несовместимость натур двух героев рассказа? В каких подробностях
текста эта несовместимость проявляется особенно резко?
7) С какими философскими вопросами связана тема природы в рассказе Бунина?
Объясните смысл названия рассказа.
8) С какими функциями связаны пейзажные зарисовки в рассказе?
9) Как в рассказе соотнесены человек, природа, космос?
10) Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем:
♦ Картина ночного неба в рассказе И. А. Бунина «Смарагд» и ее связь с идейным
содержанием произведения.
♦ «Он» и «она» в рассказе И. А. Бунина «Смарагд»: драма непонимания.
♦ Логика начала и финал рассказа И. А. Бунина «Смарагд»: искусство сюжетосложения.

18.

2. Проанализируйте стихотворение А. А. Фета с точки зрения мастерства пейзажной зарисовки.
Как здесь свежо под липою густою —
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал.
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко-сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
1854
English     Русский Правила