101.30K
Категория: ЛитератураЛитература

Анализ повествования в художественном тексте. 11 класс

1.

Анализ повествования в
художественном тексте
11 класс

2.

ЧТО ТАКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ ?
Повествование – понятие, которое мы
применяем к эпическому произведении.
(обычно прозаическому, если речь идет о
стихотворном эпосе – скажем, о поэме,
добавляют уточнение: «стихотворное
повествование»). Повествование в эпическом
произведении – это речь автора или
персонифицированного рассказчика, обычно
это весь текст произведения за исключением
прямой речи его героев.

3.

Повествование изображает действия
героев и происходящие с ними события,
разворачивающиеся во времени; его
составляют также описания
обстоятельств действия (пейзажей,
интерьеров, портреты героев),
рассуждения, характеристика героев,
«несобственно-прямая речь».
Повествование – главный способ
изображения героев и событий в
произведении.

4.

Повествование, в отличие от описания,
представляет собой изображение
событий или явлений, совершающихся не
одновременно, а следующих друг за
другом или обусловливающих друг друга.
Самый, по- видимому, краткий в мировой
литературе образец повествования –
знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл,
увидел, победил». Он ярко и точно
передаёт суть повествования – это
рассказ о том, что произошло, случилось.

5.

Повествование раскрывает тесно
связанные между собой события,
явления, действия как объективно
происходившие в прошлом. Именно
поэтому главное средство такого
рассказа – сменяющие друг друга и
называющие действия глаголы
прошедшего времени совершенного
вида. Предложения повествовательных
контекстов не описывают действия, а
повествуют о них, то есть передают
самое событие, действие.

6.

Повествование теснейшим
образом связано с
пространством и временем.
Обозначение места, действия,
название лиц и не лиц,
производящих действия, и
обозначение самих действий –
это языковые средства, с
помощью которых ведётся
повествование.

7.

Стилистические функции
повествования разнообразны,
связаны с индивидуальным
стилем, жанром, предметом
изображения. Повествование
может быть более или менее
объективированным,
нейтральным, или, напротив,
субъективным, пронизанным
авторскими эмоциями.

8.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ
Вести повествование о героях и
событиях произведения возможно
двумя разными способами: от
первого лица и от третьего лица.

9.

Композиционный анализ предполагает
интерес к тому, как организовано
рассказывание. Для понимания
художественного текста важно учитывать, кто и
как ведет рассказ. Прежде всего,
повествование может быть формально
организовано как монолог (речь одного),
диалог (речь двоих) или полилог (речь многих).
Например, лирическое стихотворение, как
правило, монологично, а драма или
современный роман тяготеют к диалогу и
полилогу.

10.

Сложности начинаются там, где теряются
ясные границы. Например, выдающийся
русский лингвист В. В. Виноградов заметил,
что в жанре сказа (вспомним, например,
«Хозяйку медной горы» Бажова) речь
любого героя деформируется, фактически
сливаясь со стилистикой речи
повествователя. Иными словами, все
начинают говорить одинаково. Поэтому все
диалоги органично вливаются в единый
авторский монолог.

11.

Весьма актуальна проблема своего и
чужого слова, когда чужие голоса вплетаются
в монологическую речь повествователя. В
наиболее простой форме это приводит к
приему так называемой несобственноавторской речи.
Например, в «Метели» А. С. Пушкина мы
читаем: «Но все должны были отступить, когда
явился в ее замке раненый гусарский
полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с
интересной бледностию (курсив А. С. Пушкина
– А. Н.), как говорили тамошние барышни».

12.

Слова «с интересной
бледностию» Пушкин не случайно
выделяет курсивом. Ни лексически,
ни грамматически для Пушкина
они невозможны. Это речь
провинциальных барышень,
вызывающая мягкую иронию
автора. Но вставлено это
выражение в контекст речи
повествователя.

13.

В русской традиции наиболее
актуальным признается вопрос о том, кто
является повествователем и насколько он
близок или далек реальному автору.
Например, ведется ли повествование от Я и
кто скрывается за этим Я. За основу берутся
отношения между повествователем и
реальным автором. При этом обычно
выделяются четыре основных варианта с
многочисленными промежуточными
формами.

14.

Первый вариант – нейтральный повествователь
(его еще называют собственно повествователь, а
такую форму часто не очень точно называют
повествование от третьего лица. Термин не очень
хороший, потому что никакого третьего лица здесь
нет, но он прижился, и нет смысла от него
отказываться). Речь идет о тех произведениях, где
рассказчик никак не обозначен: у него нет имени,
он не принимает участия в описываемых событиях.
Примеров такой организации повествования
огромное множество: от поэм Гомера до романов
Л. Н. Толстого и многих современных повестей и
рассказов.

15.

Второй вариант – автор-повествователь.
Повествование ведется от первого лица (такое
повествование называют Я-форма),
повествователь либо никак не назван, но
подразумевается его близость реальному автору,
либо он носит то же имя, что и реальный автор.
Автор-повествователь не принимает участия в
описываемых событиях, он лишь рассказывает о
них и комментирует. Такая организация
использована, например, М. Ю. Лермонтовым в
повести «Максим Максимыч» и в ряде других
фрагментов «Героя нашего времени».

16.

Третий вариант – герой- повествователь.
Очень часто используемая форма, когда
о событиях рассказывает их
непосредственный участник. Герой, как
правило, имеет имя и подчеркнуто
отделен от автора. Так построены
«печоринские» главы «Героя нашего
времени» («Тамань», «Княжна Мери»,
«Фаталист»), в «Бэле» право повествования
переходит от автора-повествователя к
герою (напомним, что вся история
рассказана Максимом Максимовичем).

17.

Смена повествователей нужна
Лермонтову для создания объемного
портрета главного героя: ведь каждый
видит Печорина по- своему, оценки не
совпадают. С героем- повествователем
мы сталкиваемся в «Капитанской дочке»
А. С. Пушкина (почти все рассказано
Гриневым). Словом, геройповествователь весьма популярен в
литературе новейшего времени.

18.

Четвертый вариант – автор-персонаж.
Этот вариант очень популярен в литературе
и весьма коварен для читателя. В русской
литературе он со всей отчетливостью
проявился уже в «Житии протопопа
Аввакума», а литература ХIХ и особенно ХХ
веков использует этот вариант очень часто.
Автор-персонаж носит то же имя, что и
реальный автор, как правило, близок ему
биографически и при этом является героем
описываемых событий.

19.

У читателя возникает естественное
желание «поверить» тексту,
поставить знак равенства между
автором-персонажем и реальным
автором. Но между авторомперсонажем и реальным автором
всегда есть разница, порой
колоссальная.

20.

Схожесть имен и близость
биографий сами по себе ничего не
значат: все события вполне могут быть
вымышленными, а суждения автораперсонажа вовсе не обязаны
совпадать с мнением реального
автора. Создавая автора-персонажа,
писатель в какой-то степени играет и с
читателем, и с самим собой, об этом
необходимо помнить.

21.

ПОВЕСТВОВАНИЕ «ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА»:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, КРАТКАЯ
ИСТОРИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
Когда рассказ ведется «от третьего лица», он
более объективен, что называется, эпически
спокоен; рассказ же от первого лица более
субъективен, лиричен, эмоционален;
рассказчик в нем – и создатель «картины
мира» в тексте, и действующее лицо, и тот, кто
формирует оценки и выводы.

22.

ПОВЕСТВОВАНИЕ «ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА»: ЕГО
СПЕЦИФИКА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
Повествование «от третьего лица» - самая
распространенная форма повествования,
она же – самая древняя, поскольку в далекие
времена, когда только возникало искусство
слова – сказки, легенды, предания – автор как
конкретная личность еще не осознавал себя,
повествование велось как бы с обобщенной
точки зрения «человеческой правды», всего
рода человеческого…

23.

• Структура повествования
прозаического текста,
повествуемого «от третьего
лица», отражает такие его
свойства, как диалогичность и
множественность точек зрения и
«голосов», в нем представленных.

24.

«Точка зрения» и «голос» — не синонимы:
«Решающее различие между "точкой зрения" и
повествовательным голосом в следующем:
точка зрения является "физическим местом",
идеологической ситуацией или практической
жизненной ориентацией, с которой связаны
описываемые события. Голос, напротив,
относится к речи или другим явным средствам,
через которые персонажи и события
представляются аудитории. Например,
говорить о «голосе» персонажа уместно тогда,
когда автор прибегает к форме сказа,
имитируя речь героя, непохожую на авторскую.

25.

Есть ли разница между понятиями «автор»,
«повествователь» и «рассказчик»? В науке не
сложилось единой точки зрения на этот
вопрос. Часто эти термины используют как
абсолютные синонимы. Однако можно
выделить и некоторые нюансы их значения:
- когда мы говорим об «авторе», то обычно
представляется повествование «от третьего
лица», которое ведется подчеркнуто
объективно, как бы с точки зрения
«всевидящего автора», его собственная
биография, личность не ощутимы в таком
повествовании;

26.

- понятия «повествователь» и «рассказчик»
скорее относятся к так называемому
«персонифицированному» автору (то есть
такому, личность которого мы можем себе
представить). Это может быть уместно по
отношению к сказу (например, к
произведению Н.С.Лескова «Сказ о тульском
косом Левше и стальной блохе») или
произведению, в котором позиция
повествователя подчеркнуто индивидуальна,
лирична (см., например, рассказы
И.А.Бунина «Холодная осень», «В одной
знакомой улице», А.П.Чехова «Скучная
история» и т.п.).

27.

ПОНЯТИЕ «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕСТВОВАНИЯ
Филологический анализ текста невозможен без
рассмотрения композиционно-речевой системы
произведения и, соответственно, структуры его
повествования. Понятие «структура повествования»
связано с такими категориями текста, как
повествовательная точка зрения, субъект речи, тип
повествования. Повествование может вестись с разных
точек зрения, причем в прозе XIX — XX вв. все
возрастающую роль в художественном тексте играет
точка зрения персонажа. Часто в произведении
описание строится как бы «увиденным глазами» героя, с
его пространственно-временной позиции.

28.

Установка на передачу субъектно-речевого
плана героя, его точки зрения приводит к
субъективизации авторского повествования,
которая может проявляться в разной степени. В
тексте прозаического произведения в
результате могут быть представлены три типа
контекстов:
1) контексты, содержащие собственно
авторское повествование (одноплановое и
объективное),
2) контексты, включающие разные формы речи
персонажей,
3) контексты, совмещающие план автора и
план персонажа.

29.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Повествование составляет основу
художественного космоса
произведения. Интонация
повествования, его темп, ритм, и
главное – особенности его
субъектной организации определяют
особенности произведения как
органического целого.

30.

анализ структуры повествования
прозаического текста предполагает:
1) определение типа повествования;
2) выявление в тексте субъектно-речевых планов
повествователя и героя (персонажей);
3) выделение точек зрения, организующих
повествование;
4) установление способов их передачи;
5) описание соотношения субъектных планов
повествователя и героя (персонажей) и
рассмотрение их роли в композиции целого.
English     Русский Правила