868.68K
Категория: ЛитератураЛитература

Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». К урокам литературы в старших классах

1.

Поэма Н.В.Гоголя
«Мёртвые души»
К урокам литературы в
старших классах
Автор презентации учитель русского языка и
литературы
Сысоева О.П.

2.

Авторский замысел
Н.В. Гоголь за работой
(рисунок)
В 30-е годы Гоголь пришел к выводу,
что настоящий писатель должен не
только
выставлять
на
всеобщее
обозрение все то, что омрачает и
затемняет идеал, но и показывать этот
идеал.
Свою идею он решил воплотить в трех
томах «Мёртвых душ».
В первом томе, по его планам, должны
были запечатлеться недостатки русской
жизни.
Во втором и третьем - показаны пути
воскресения «мертвых душ».
По словам самого писателя, первый том
«Мёртвых душ» – лишь «крыльцо к
обширному зданию», второй и третий
тома – чистилище и возрождение.

3.

О композиции
Гав
ы
Содержание глав
1
Вступление в поэму:
приезд Чичикова в
губернский город,
подготовка почвы для
авантюры
Первый том поэмы имеет кольцевую
композицию.
Она
обрамляется
действием первой и одиннадцатой глав:
Чичиков въезжает в город и выезжает из
него.
2 - 6 Изображение жизни
Каждая глава завершена тематически.
русских помещиков.
Главы, посвященные характеристикам
помещиков, начинаются с описания
7-10 Изображение мира
пейзажа, усадьбы, дома и быта,
чиновников
внешности героя, затем показан обед,
11
Повествование о жизни
где герой уже действует. И завершение
«сюжетообразующего»
этого действия - отношение помещика к
героя поэмы -Чичикова
продаже мертвых душ.
Такое построение глав давало возможность Гоголю показать, как на почве
крепостничества складывались разные типы помещиков.
Как крепостное право во второй четверти XIX века, в связи с ростом
капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и
моральному упадку.

4.

Система образов

5.

Образы помещиков
Единство композиционного плана в изображении помещиков не
производит впечатления однообразия, ибо, рисуя образы помещиков,
Гоголь использует принцип контраста: бесхозяйственного Манилова
сменяет скопидомка Коробочка, расточителя Ноздрева - прижимистый
Собакевич. Этот контраст оттеняет характеры и «собирателей», и
«расточителей». И одновременно каждый новый помещик утрачивает чтото в своем человеческом облике. Это выразительно подчеркивает
сопровождающая их гамма красок, темнеющих с появлением каждого
нового помещика.
Манилов
Ноздрёв
Коробочка
Плюшкин
Собакевич

6.

Манилов
Образ Манилова типичен для своего времени.
Уже в описании деревни и поместья Манилова
проявляется сущность его характера. Дом
расположен на очень невыгодном, открытом всем
ветрам месте. Деревня производит убогое
впечатление, так как Манилов совсем не занимается
хозяйством.
Вычурность, слащавость составляют сущность
характера Манилова, в основе которого
совершенная праздность. Выкуривая трубку, он
предается мечтам, бесплодным и фантастическим,
которые никогда не сможет осуществить, так как
всякий труд, любая деятельность ему чужды.
Его крестьяне живут в нищете, в доме всегда есть недоделки, а он мечтает
о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома
повести подземный ход. Зачем? Для чего?
Обо всех он отзывается благосклонно не потому, что любит людей или
испытывает к ним интерес, а потому что ему так удобно .

7.

Коробочка
Коробочку можно назвать накопительницей,
так как накопительство — это ее страсть.
Она владеет натуральным хозяйством и
торгует всем, что в нем имеется: салом,
птичьим пером, крепостными крестьянами. В
ее доме все устроено по старинке. Она
аккуратно хранит свои вещи и копит деньги,
складывая их в мешочки.
Натура
Коробочки
особенно
ярко
раскрывается в сцене купли-продажи. Очень
боится она продешевить и даже делает
предположение, которого сама пугается:
«вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве
пригодятся?»
Автор подчеркивает типичность этого образа: « Иной и почтенный, и
государственный даже человек, а на деле выходит совершенная
Коробочка». Оказывается, тупость Коробочки, ее «дубиноголовость» не
такое уж редкое явление в русском обществе 19 века.

8.

Ноздрёв
Ноздрев. Кутила, картежник, пьяница, врун и
скандалист .Этот человек имел страсть «нагадить
ближнему, причем вовсе без всякой причины».
Гоголь утверждает, что Ноздревы типичны для
русского общества: «Ноздревы долго еще не
выведутся из мира. Они везде между нами...»
Беспорядочная натура Ноздрева отражается во
всём.
Он показывает гостям конюшню, в которой две
кобылы, жеребец и козел. Потом хвалится
волчонком, которого неизвестно зачем держит
дома. Обед у Ноздрева приготовлен плохо, зато
спиртного в избытке.
Когда Чичиков возмущается нечестной игрой,
Ноздрев зовет слуг, чтобы те избили
несговорчивого гостя. Только появление капитанаисправника спасает Чичикова от физической
расправы.

9.

Собакевич
Образ Собакевича занимает достойное место в
галерее помещиков. «Кулак! Да еще и бестия в
придачу», — такую характеристику дал ему
Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещикнакопитель.
Деревня у него большая, обустроенная. Все
постройки хоть и неуклюжи, но прочны до
крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову
средней величины медведя — большой,
неуклюжий.
В портрете Собакевича совсем нет описания
глаз, которые, как известно, являются зеркалом
души. Гоголь хочет показать, что Собакевич
настолько груб, неотесан, что в теле его «совсем
не было души».
Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами.
А если бы такому дать власть побольше? Как много зла он мог бы
принести окружающим…

10.

Плюшкин
Чичиков
у Плюшкина
Плюшкин являет собой результат праздной жизни
человека, живущего за счет чужого труда. «У этого
помещика тысяча с лишком душ», а выглядит он как
последний нищий. Он стал пародией на человека, и
Чичиков даже не сразу понимает, кто стоит перед
ним — «мужик или баба». А ведь были времена,
когда Плюшкин был бережливым, состоятельным
хозяином, а соседи брали с него пример .
Но ненасытная страсть к наживе приводит его
к полному краху: он утратил реальное
представление о предметах, перестал отличать
нужное от ненужного. Он губит зерно, муку, сукно,
но бережет кусок черствого кулича, тряпки,
черепушки и прочий ненужный мусор.
На примере Плюшкина автор показывает нам
распад человеческой личности. Куча хлама
посреди комнаты символизирует жизнь Плюшкина.
Вот что значит духовная смерть человека.

11.

Чиновники
В «Мертвых душах» тема чиновничества сливается с
темой крепостничества. Блюстители порядка во
многом родственны помещикам.
Рассуждая о тонких и толстых господах, автор поэмы
приходит к выводу: «Наконец толстый, послуживши
богу и государю, заслуживши всеобщее уважение,
оставляет службу… и делается помещиком,
славным русским барином, хлебосолом, и живет, и
хорошо живет…»
В произведении дана злая сатира на чиновниковграбителей и на «хлебосольных» русских бар.
Чиновники в поэме показаны сатирически. Они для
автора, как и помещики, - «мёртвые души».
Оформление купчей
Символический смысл названия произведения
относится и к чиновникам.
Рассказывая о них, Гоголь искусно отображает индивидуальные качества
губернатора, прокурора, почтмейстера и одновременно создает
собирательный образ чиновничества всей России.

12.

Дамское общество города NN
Подробно рассказывается в поэме и о светских дамах губернского города
NN. Эти женщины (например, дама просто приятная и дама, приятная во
всех отношениях) готовы часами беседовать о городских слухах и
современной моде: фестончиках, кружевах, лентах, рюшах…
Гоголь даёт образцы ложного, пустого пафоса речи губернских дам.
Одной из ярких форм этого пафоса являются
горячие, вдохновенные беседы по поводу самого
незначительного
предмета
или
явления,
восторженные рассуждения о пустяках: «Какой
весёленький ситец! <…> «Полосочки узенькие,
узенькие, какие только может представить себе
воображение
человеческое
<…>
Словом,
бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего
ещё не было подобного на свете!».
Приезд в город нового лица – Чичикова – возбудил
в дамах чрезвычайный интерес: каждая пожелала
иметь его своим поклонником, и потому жеманность,
пустословие и сплетни возросли во много раз.

13.

Народ в поэме
Писатель показывает, насколько русский
человек талантлив и богат душою. Образы
замечательных мастеровых, народных
умельцев встают перед глазами читателя,
когда Собакевич расхваливает своих
умерших крестьян:
Каретник Михеев делал отличные экипажи
и работу свою выполнял на совесть.
«А Пробка Степан, плотник? …где сыщете такого мужика? » — убеждает
Чичикова Собакевич, как будто мужик этот жив и продолжает работать…
Кирпичник Милушкин «мог поставить печь в каком угодно доме».
Максим Телятников шил прекрасные сапоги, и «хоть бы в рот хмельного».
Не был пьяницей русский мужик, -говорит Гоголь. Эти люди привыкли
хорошо работать, знали свое ремесло.
Любовь к народу-труженику, мужику-кормильцу слышится в каждом
авторском слове. Но все таланты и достоинства простого народа еще
сильнее оттеняют его тяжелое положение.

14.

Повесть о капитане Копейкине
В понимании замысла, в композиции и
развитии сюжета «Мёртвых душ» большое
значение имеют лирические отступления и
вставные новеллы.
Очень важную роль играет «Повесть о
капитане Копейкине». Не связанная по
своему
содержанию
с
основным
сюжетом, она продолжает и углубляет
основную тему поэмы - тему омертвения
души, царства мёртвых душ.
В других лирических отступлениях перед
нами появляется писатель-гражданин,
глубоко понимающий и чувствующий всю
силу своей ответственности, страстно
любящий свою Родину, и страдающий
душой от безобразия и беспорядков,
которые творятся повсюду на его любимой
и многострадальной Родине.
В целом «Повесть о капитане
Копейкине» звучит как упрёк
государству, которое терпит
приобретателей, подобных
Чичикову, и не желает
помогать истинным героям,
благодаря которым Россия
сохранила свою свободу и
независимость.

15.

Первоначальное
представление о Чичикове
Гоголь был обеспокоен тем, что будет представлять из себя человек
новой экономической формации. Показать его, нового, пока еще
набирающего силу, — вот важнейшая задача в создании образа Чичикова.
Начинается поэма с появления Чичикова, главного ее героя, в губернском
городе NN. «Въезд его не произвел в городе совершенно никакого
шума и не был сопровожден ничем особенным».
Каждый из помещиков имеет свою яркую
индивидуальность, потому что это сложившиеся
образы, а Чичиков – пока лишь «тип», поэтому
обрисован весьма неопределёнными красками:
«Не красавец, но и не дурной наружности, ни
слишком толст, ни слишком тонок, нельзя
сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы
слишком молод». Внешне он самый заурядный,
средний человек и ничем не выделяется из гущи
городских обитателей. Но это лишь внешне.
У него коренным образом изменены менталитет и
система ценностей.

16.

«Копейка» в судьбе Чичикова
Наказ отца:
«Смотри же, Павлуша, учись, не
дури и не повесничай, а больше
всего
угождай
учителям
и
начальникам.
Коли
будешь
угождать начальнику, то хоть и в
науке не успеешь и таланту бог не
дал, все пойдешь в ход и всех
опередишь …, а больше всего
береги
копейку:
эта
вещь
надежнее всего на свете… Все
прошибешь копейкой».
Копейка, возведённая в идеал!
Копейка – золотой телец!
Копейка – залог счастья!
Главная ценность всего класса,
всего поколения!
Деньги! Цель и средство - в
одном!
Универсальное мерило всех ценностей! Олицетворение благополучия,
стабильности, надежности, безопасности, гарант общественной любви и
уважения! Вот что такое копейка для Чичикова и миллионов Чичиковых,
идущих ему вслед.

17.

Делец и подлец в одном лице
Беспринципный, ни с чем не считающийся,
преодолевающий и моральные, и физические преграды
в погоне за копейкой – вот Павел Иванович Чичиков.
Ему не тошно прислуживаться, льстить, давать и
брать взятки, помыкать и быть помыкаемым.
Это — рабская психология.
Он самовлюблен. Достаточно вспомнить эпизод,
когда, разглядывая себя в зеркале, Чичиков, не
сдержав умиления, потрепал себя за подбородок и
ласково сказал: «Ах ты мордашка эдакой!»
Он умен, изобретателен, находчив. Но весь свой ум
использует крайне однобоко, идя по пути обогащения.
Он крайне беден духовно, не имеет никаких
моральных принципов, но достаточно силен, чтобы
устранить со своего пути любое препятствие.
Вот он, новый человек. Таким рисует его Гоголь.
«…мордашка
эдакой…»

18.

Возможно ли возрождение
Чичикова?
Сцена из
спектакля
«Мёртвые
души» – арест
Чичикова
Гоголь отмечал, что главный герой поэмы –
единственный персонаж, способный на проявление
движений души. «Видно, и Чичиковы на несколько
минут обращаются в поэтов», – говорит автор.
Но душевность, искренность и бескорыстие
являются самыми опасными качествами в мире, где
царят цинизм, ложь и нажива, поклонение копейке.
Автор перенес своего героя во второй том
поэмы, потому что он верил в его духовное
возрождение.
Во втором томе писатель планировал «очистить»
Чичикова и поставить его на путь воскрешения.
Воскрешение «героя времени» должно было
стать началом воскрешения всего общества.
Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был
сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем
лишь предполагать, как происходило и произошло
ли нравственное возрождение Чичикова.

19.

Русь- «птица-тройка»
Русь – «птица-тройка»
(миниатюра Валерия
Таирова)
Из огня, сжигающего 2-ой том поэмы,
вылетела птица-тройка Гоголя, олицетворяющая
образ Родины, образ Руси:
«…И какой же русский не любит быстрой
езды? Его ли душе, стремящийся
закружиться, загуляться, сказать иногда:
«чёрт побери всё!» - его ли душе не любить
её? Её ли не любить, когда в ней слышится
что-то восторженно чудное? Её ли не
любить, когда в ней слышится что-то
восторженно чудное? Кажись, неведомая
сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам
летишь, и всё летит: летят вёрсты, летят
навстречу купцы на облучках своих кибиток,
летит с обеих сторон лес с тёмными
строями елей и сосен, с топорным стуком и
вороньим криком, летит вся дорога невесть
куда в пропадающую даль…»
English     Русский Правила