2.71M
Категория: КультурологияКультурология

Головной убор Рогатая кичка (кика рогатая)

1.

2.

В архаичные времена
головной убор наших
далеких предков
служил показателем
социального статуса и
символом ауры.
В древних религиях
верхняя часть
головного убора
ассоциировалась с
мистическим
духовным центром,
поэтому удлинялась,
украшалась шпилями,
делалась в виде
конусов или колпаков.

3.

Макошь
Велес
Рогатая кичка в виде луны
показывала связь
женщины с языческой
Макошью, Великой
Богиней Судьбы, которая,
как верили древние
славяне, воплощала в себе
всю силу женской энергии.
Так же считалось, что
Макошь жена Велеса – бога
плодородия, который
изображался с рогами.
Именно эти символы
воплощает в себе этот
головной убор.

4.

Рогатую кичку носили
молодые замужние русские
женщины, меняя её в
старости на безрогую. У
славянских замужних
женщин и поныне
сохранился способ
повязывания платка, когда
его угловые концы торчат
на лбу в виде маленьких
рожек.

5.

Кика представляла собой
открытую корону,
украшенную жемчугом,
бисером и другими
драгоценными камнями.
Передней части убора с
помощью вставок из
твёрдых материалов,
например бересты,
придавалась форма рогов,
копытца или лопатки.
Сзади надевался бисерный
позатыльник, а сверху —
нарядная сорока.

6.

Кика двурогая встречалась в
древнеславянских головных
уборах очень часто. Рога кички
достигали 20 см и более. Иногда
кончики кички связывали
шнурками с
украшениями. Чтобы
удерживать массивный убор,
женщине приходилось высоко
поднимать голову. Так
появилось слово «кичиться» ходить, задрав нос.

7.

Впервые «чело
кичное» упоминается в
документе 1328 года.
Кика была атрибутом
наряда новобрачной и
замужней женщины,
так как она, в отличие
от девичьего «венца»,
полностью скрывала
волосы. Всвязи с этим
кика стала
именоваться «короной
замужества».

8.

В XIX веке ношение кики
стало преследоваться
духовенством — от крестьянок
требовали ношение кокошника.
Женщинам запрещалось
посещать церковь в рогатых
кичках. Рога символизировали
образ дьявола.
В связи с этим к началу XX
века головной убор почти
повсеместно сменился
повойником или платком, кику
же лишь изредка можно было
встретить в южных областях
России.

9.

Чтобы носить кичку
рогатую и не испытывать
на себе гнев духовенства,
женщины придумали
кику копытообразную.

10.

Твёрдое очелье (налобная
часть) обтягивалось богато
украшенной материей, часто
шитой золотом. Крепилось
оно поверх «шапочки» с
помощью шнура или лент,
повязанных вокруг головы.
Подобно подкове,
подвешенной над входной
дверью, этот убор был
призван защищать от дурного
глаза. Носили его в
праздники все замужние
женщины. Ну а рога
прятались под «подкову», и
их не было видно
окружающим.

11.

12.

Источники информации:
1 http://www.diary.ru/~Adelina3/p195363996.htm?oam
2 http://www.liveinternet.ru/users/2964668/post116662633/
3 http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/ruskii-narodnyikostyum/iz-istori-ruskogo-kostyuma-kika-rogataja.html
English     Русский Правила