1.64M
Категория: ФилософияФилософия

Вера и ее значение по И.А. Ильину

1.

Вера и ее
значение по
И.А.Ильину
«Скажи мне, что для тебя самое важное в
жизни, и я скажу, во что ты веришь»
Презентацию подготовила
Кононова Алина, ИГНб-22-1

2.

Введение. Немного об
Ильине
Иван Ильин - известный российский философ, публицист,
мыслитель, один из ярких деятелей русского религиозного
возрождения первой половины ХХ в.. Его идеи имели большое
влияние на духовную и общественную жизнь России.
В своих работах Ильин обращался к философии и религии, к
проблемам духовного развития и моральных ценностей. Его
высказывания о вере и ее значении имеют особую ценность и
актуальность в современном обществе.
Нравственная концепция И.А. Ильина базируется на главных
заповедях Православия. Изложение своей нравственно-этической
концепции он начинает с определения категорий добра и зла.
2

3.

Мы все верим
Люди считают, что образованный человек не верит и что вера уступает перед просвещением. Но это
не значит, что они живут без веры. Они могут верить во что-то другое, что для них является важным.
Мы уверены во многих вещах, таких как таблица умножения или химические формулы, но это не то
же самое, что и вера. Вера исходит из глубины души и определяет наши ценности. Человек верит в то,
что считает важным для своей жизни.
Верить – значит принимать что-то как главное и существенное, что движет душу и сердце. Бывают
истины, которые мы просто принимаем холодно, не волнуясь о них особо. Наша душа не
воспламеняется ими. Вера не возникает от простого признания или сомнения в истине, это что-то
большее. Вера отражает глубину нашей души, откликается на сердце и определяет центр нашей
жизни. Верить каждому приходится во что-то, ибо вера является ведущим тяготением, которое
определяет наши поступки и стремления. Даже если мы ошибаемся в вере или меняем ее, мы не
можем жить без нее.
3

4.

Мы все верим
«Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь».
Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни. Душа человека
прилепляется к тому, во что он верит. Человек желает предмета своей веры, он ищет его. Этот
предмет становится источником радости и остается им даже тогда, когда человеку его не хватает.
Простым словом, это является реальным центром жизни: тут человек любит, служит, идет на жертвы.
Не существует человека который ни во что не верил бы. Все люди верят. Бывают случаи, когда тяжело
установить к чему «прилепляется» душа человека. Может быть и так, что человек сам этого и не знает.
Такую веру у людей называют «дремлющей». Но жизненная буря может изменить всю эту картинку: в
определенный момент душа пробуждается ото сна и собирается с силами, совершает свой выбор и
после этого следует поступок за поступком, решение за решением – и жизненный корабль,
руководимый верою, плывет на всех парусах.
4

5.

Вера и жизнь
Ильин считает, что человек, считающий себя неверующим, своим высказыванием лишь
подчеркивает, что он не принадлежит ни к какому определенному исповеданию, кроме
собственного, разделяемого им самим,что он не входит ни в какую церковную общину, кроме своей
собственной общины, которую он не хочет называть «церковью» (обычно такие люди обозначают её
как «партию», «орден» или «международное сообщество»). Да, они не верят в Бога, но это не
означает, что они верят не в Бога, а во что-то иное.
Большинство верит в чувственные наслаждения, во все, что к ним ведет и с ним связано. Это для них –
важнейшее в жизни, это их цель и их путь.
5

6.

Вера и жизнь
Однако, есть такие люди, которые признают и выговаривают это открыто:
«Я хочу земного счастья, наслаждения и
спокойствия – ибо это главное в жизни»
Гедонизм
«Все дело в том, чтобы дерзновенно
завладеть земными благами и безоглядно
наслаждаться ими»
Большевизм
«Я ищу в жизни денег и власти»
Главное в том, чтобы все люди несли
одинаковую работу и имели одинаковые
права, ибо только тогда они смогут
одинаково наслаждаться жизнью, быть
равно счастливыми»
Маммонизм
Социализм
«Главное в том, чтобы дать массам земные
блага и удобства, а для этого надо у всех
все отнять»
Всеобщая
пролетариза
ция
«… и всех подчинить монопольному
работодателю»
Коммунизм
6

7.

Вера и жизнь
Однако наряду с этими течениями (с пред.слайда) есть немало таких людей, которые не
выговаривают вслух своей веры и не признаются, в чем же она собственно состоит.
Иные ссылаются на свое неотъемлемое право – оставаться «безразличными», и на свою
обязанность – относиться терпимо ко всякому чужому верованию; иные же отступают в
сферу проблематического «свободомыслия»... В известном смысле они правы: верить
можно только искренно и свободно, а свобода требует веротерпимости; нельзя
принудить человека к той или иной вере и никто не обязан рассказывать другим людям
вслух, во что именно и как именно он верит... Но видимое «безразличие» и явное
умолчание, действительная скромность и насмешливая мистификация – не
освобождают человека от неизбежности верить. Нельзя человеку не иметь
определенной жизненной цели и жизненной ценности, в которые он верит и которым
он служит.
7

8.

Не всё заслуживает
веры
Вера указывает человеку его жизненный путь, она определяет его отношение к себе, к
людям, к природе и ко всему священному в жизни человека. Жить стоит только тему и
верить стоит в то, за что стоит бороться и умереть, ибо смерть есть истинный и высший
критерий для всех жизненных содержаний. Смерть ставит перед нами вопрос о самом
главном, об основах нашего земного существования, о личной жизни в ее целом. Смерть
есть та сила, которая обрывает поток повседневных обстоятельств и впечатлений и
выводит человека из него. Она ставит нас перед основным вопросом: «Ради чего ты
живешь? Во что веришь? Чему ты служишь? В чем смысл твоей жизни? Верен ли твой
выбор, или ты до сих пор даже и не удосужился выбрать что-нибудь? Стоит ли жить тем,
чем ты живешь, и верить в то, во что ты веришь?Если стоит, то за это стоит бороться и
умереть, ибо то, что не стоит смерти, то не стоит ни жизни, ни веры!»
8

9.

Знание и вера
В наши дни есть еще один предрассудок в отношении к вере, согласно которому
«знание» есть нечто достоверное, доказательное, истинное, а «вера» есть в конечном
счете не более чем «суеверие». Доказанное и обоснованное не приемлется на веру:
оно познается и знается, оно мыслится. Верить же можно лишь в то, что не
обосновывается и что поэтому не имеет за себя ничего достоверного. Поэтому здесь
только и можно «верить» или «веровать».
9

10.

В чем разница между верой
и верованием?
Верить (вера):
Эмоциональный аспект: Это понятие
связано с эмоциональным состоянием, с
духовной стороной человека.
Личный опыт и внутреннее убеждение:
Верить - это вера на уровне личного опыта и
внутреннего убеждения. Это основано на
внутреннем чувстве и интуиции.
Пример: Когда человек говорит "Я верю в
Бога", он выражает свое внутреннее
убеждение и духовную связь с высшей
силой.
Веровать
(верование):
Объективный аспект: Это понятие связано с
объективным миром, с религиозными
учениями.
Соблюдение
формальных
установок:
Веровать - это соблюдение определенных
формальных установок, ритуалов или учений,
часто
связанных
с
религиозными
практиками.
Пример: Когда человек говорит "Я верую в
Бога, какого представляет моя религия", он
подчеркивает
свое
следование
определенным религиозным учениям и
практикам.
10

11.

Источник
веры
Итак, знание и вера совсем не исключают друг друга. С одной стороны,
потому что положительная наука, если она стоит на высоте, не
преувеличивает ни своего объема, ни своей достоверности и совсем не
пытается судить о предметах веры: она не судит о них ни положительно
(«есть Бог», «жизнь человека имеет высший священный смысл»), ни
отрицательно («Бога нет», «человек не выше обезьяны» и т.п.). Ее граница –
чувственный опыт, ее метод – объяснять все явления естественными
законами и стараться доказать каждое свое суждение. Она держится за
этот опыт и за этот метод, отнюдь не утверждая, что они всеобъемлющи и
исчерпывающи, и отнюдь не отрицая того, что можно достигнуть истины в
другой области при помощи другого опыта и другого метода.
11

12.

Источник
веры
Помимо внешнего (чувственного) опыта человеку дан еще внутренний
(нечувственный) опыт. И вот этот внутренний духовный опыт и есть
истинный источник и истинная область веры, религии и всей культуры
вообще.
Воспитать человека значит, прежде всего, пробудить в нем эти духовные
переживания и открыть ему доступ к этому духовному опыту. Только в
этом духовном опыте человек может постигнуть, что такое любовь, какова
ее глубина и сила и в чем ее священное значение. Только здесь он может
отличать добро от зла, услышать в самом себе голос совести.
Через духовный опыт человек сообщается с божественной стихией мира и
входит в живое соприкосновение с Богом. Отсюда возникает «верующая»
вера.
12

13.

Основные концепции
Иван Александрович Ильин рассматривал
веру
какИльину
ключевой аспект
веры
по
человеческого бытия и моральной жизни. В его работах можно выделить
несколько основных концепций веры:
1) Вера как основа морали:
• Ильин считал, что вера является основой моральных принципов и нравственных
ценностей.
• Он утверждал, что без веры в высшие идеалы человечество теряет ориентацию и
моральные основы.
2) Вера как основа смысла жизни:
• Для Ильина вера придает смысл жизни человеку и помогает ему находить свою миссию
и цель.
• Он считал, что вера в Бога и духовные ценности наполняет жизнь смыслом и
направлением.
13

14.

Основные концепции
веры
по
Ильину
3) Вера как источник надежды и утешения:
• Ильин подчеркивал, что вера дает человеку надежду в трудные времена и
утешает его в страданиях.
• Вера в высшие силы помогает преодолевать трудности и сохранять душевное
равновесие.
4) Вера как основа духовного развития:
• Для Ильина вера играет важную роль в духовном развитии личности.
• Он придавал большое значение духовной практике и религиозной вере как
способу достижения гармонии и внутреннего покоя.
14

15.

Основные концепции
веры по Ильину
5) Вера и разум:
• Ильин отстаивал идею о том, что вера не исключает разума, а
наоборот, может быть согласована с ним.
• Он признавал значение рационального мышления, но считал, что
вера расширяет границы человеческого познания и понимания мира.
Эти концепции И.А. Ильина о вере показывают ее центральное значение в
его философии и мировоззрении. Он видел веру как ключевой элемент
человеческого бытия, который придает жизни смысл и направление.
15

16.

Заключение и выводы
Изучив взгляды Ильина на веру и ее значение в жизни человека, можно сказать, что многие из его идей остаются актуальными и
имеют резонанс в современном обществе. Например, его подход к роли веры как основы моральных принципов и ценностей, а
также как источника смысла и надежды в жизни, может быть по-прежнему актуальным для многих людей. Также его убеждение в
необходимости согласования веры и разума в условиях научно-технического прогресса сохраняет свою актуальность.
С другой стороны, некоторые аспекты взглядов Ильина могут вызывать вопросы и критику в современном контексте. Например,
его религиозные взгляды и утверждения о роли православия как основы российской идентичности могут вызывать споры в
современном многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Таким образом, взгляды Ивана Ильина на веру в современном мире остаются объектом обсуждений и интерпретаций. Вопрос о их
актуальности зависит от контекста, ценностей и убеждений конкретного общества и индивида.
Основные выводы:
1.
Вера - это неотъемлемая часть человеческой жизни, определяющая его взгляды и действия.
2.
Не существует человека который ни во что не верил бы. Все люди верят.
3.
То, что не стоит смерти, то не стоит ни жизни, ни веры.
4.
Человек может заблуждаться, разочаровываться, отходить от веры, но одного не может: жить без веры.
16

17.

Список используемой
литературы
1. Ильин И.А. Путь духовного обновления. - 3-е изд. - Казань: Даръ, 2022. - 473 с.
2. Биография Ивана Ильина // Литрес URL: https://www.litres.ru/ (дата обращения:
05.04.2024).
3. Ильин И.А. Россия. Путь к возрождению. - М.: Рипол-Классик, 2022. - 768 с.
4. Зубков, А.Н. "Иван Ильин: традиции и современность". М.: Российская
политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 10 с.
5. Дерябин, А.М. "Иван Ильин: жизнь и философия". М.: Канон+, 2010. – 121 с.
17
English     Русский Правила