26.93M
Категория: ЛитератураЛитература

Шуман. Гофман. «Крейслериана» и «Житейские воззрения кота Мурра»

1.

ФГБОУ ВО «Московская государственная академия хореографии»
Подготовил студент 2 курса кафедры концертмейстерского мастерства и музыкального образования Барсумян Эдуард
Руководители реферата:
декан педагогического факультета, профессор, кандидат филологических наук, доцент Куракина Елена Борисовна;
зав. кафедрой, профессор, концертмейстер, кандидат педагогических наук, доцент Буланкина Марина Константиновна
Москва, 2024

2.

В данной работе я бы хотел рассказать о взаимосвязи творчества двух гениев эпохи романтизма, о
Роберте Шумане и Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане. Один – гениальный композитор, второй не менее
гениальный писатель. Шуман, как композитор, не мог жить без литературы, основав литературный
журнал, а в будущем и музыкальную критику.
Гофман – величайший писатель, который с самого детства не мог жить без музыки и одно из
доказательств – он обожал музыку и Моцарта, благодаря чему взял его имя Амадей.
В данной работе я хотел рассмотреть влияние литературы и музыки на примере произведений Э.Т.А.
Гофмана и Р. Шумана. Для этого взял литературное сочинение «Житейские воззрения кота Мурра» и
музыкальное произведение Шумана «Крейслериана».

3.

Музыка и литература взаимно существовали и влияли друг на друга на протяжении всего
человечества, но именно в эпоху романтизма это взаимодействие двух искусств стало видно.
«Взаимодействие художественной литературы и музыки давно было предметом размышления и
исследований композиторов, певцов, писателей, историков литературы и музыки… Связь между
звуком и словом возникла еще в те времена, когда люди создавали звучащую речь как средство
общения, но тогда это была не связь, а единство».
«Влияние музыки на литературу и литературы на музыку может быть столь индивидуальным,
неожиданным и неповторимым, что всякий раз оно требует особого к себе подхода, новых
вспомогательных материалов и, следовательно, новых приемов исследования».
Это можно связать ещё с наукой и астрономией, которая была связана с математикой, литература и
музыка, но со временем они разделились, но связь осталась.

4.

Эрнст Гофман и Роберт Шуман
«Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822), вошедший в историю мировой художественной культуры
преимущественно как величайший немецкий писатель-романтик, с юных лет считал себя, прежде
всего, музыкантом, упорно пытался сделать «искусство дивное» своей профессией, тайнами которой
он овладел как композитор, оперный и симфонический дирижер, органист, скрипач, певец, педагог и
критик».
Роберт Шуман (1810 – 1856), известный композитор, жизни которого огромное место занимала
литературная деятельность и интерес к литературе, в особенности произведения немецких
писателей-романтиков. «Неразрывность литературных и музыкальных образов является одной из
самых характерных черт шумановского искусства».
Э.Т.А. Гофман
Р. Шуман

5.

В мае 1819 года Гофман начал писать свой последний и самый знаменитый роман «Житейские
воззрения кота Мурра», который можно «считать высшим этапом развития немецкой романтической
литературы».
Этот роман представляет собой автобиографическую работу, где Гофман идентифицирует себя с его
главным героем - Иоганнесом Крейслером. Он берет некоторые события из своей собственной жизни и
использует их в повествовании о своем герое.
Пейзажи, описываемые главным героем, уподобляются музыке - великолепный способ передать их
восхитительность. Он погружает нас в мир природы, используя звуки музыки. Прекрасный Гофман
создает образы природы, в которых элементы звука органично сочетаются с его рассказом. Здесь не
музыка сравнивается с природой, а наоборот, природа сравнивается с музыкой:
"Луна поднялась, и под ее волшебным светом деревья и кусты зашумели, зашелестели, словно
исполняя тысячи мелодий, которые ласкает ночной ветерок"
Мурр не выдуманный персонаж, а настоящий кот, который был принят писателем еще котенком и
получил имя Мурр.

6.

Сборник эссе "Крейслериана" стал кульминацией творчества писателя. В нем Гофман объединил 13
статей, отрывков и новелл, где постепенно раскрывается образ Крейслера - выражение его мыслей и
переживаний.
Главные герои произведений Гофмана - музыканты, художники, поэты, которые с помощью своего
таланта и воображения создают новый мир, более совершенный, чем тот, где они обречены
существовать повседневно. Особое отношение автора сформировалось к музыке, которая, по его
мнению, не связана с окружающим миром и выражает его стремление к прекрасному, чувственному и
бесконечному.
Герои Гофмана разделены на две группы: хороших людей (филистеров), не обладающих внутренней
силой и энергией, и ограниченного кругозора, и музыкантов, которые противостоят им, стремясь
выбраться из этого порочного круга. Филистеры у Гофмана подвергаются острой сатире, автор
высмеивает их нежелание жить и развиваться, их жизнью руководят деньги и бытовые потребности.

7.

В период своей академической жизни, Роберт Шуман испытывал глубокое восхищение
произведениями Гофмана, которые олицетворяли его дух.
Роберт Шуман был заинтересован творчеством Э.Т.А. Гофмана, хотя не все его взгляды были ему
близки. Творчество Шумана строго следовало романтической эстетике, призывая даже безобразное
преобразовывать в прекрасные формы. Многие циклы и отдельные пьесы композитора рождались под
непосредственным воздействием литературы.
В 1838 году Роберт Шуман написал свою "Крейслериану" — одну из наиболее личных лирических
композиций композитора. Это произведение могло бы быть названо "Шуманианой" в силу его
индивидуального стиля.
"Крейслериана" - цикл из восьми пьес, связанных общим духом и стремлением к возвышенному, к
преодолению обыденности. Музыкально-психологическое содержание произведения пронизано
романтическим порывом Флорестана.

8.

Роберт Шуман. «Крейслериана» I. Äußerst bewegt / Чрезвычайно тронут
Исполняет Даниил Трифонов

9.

II. Sehr innig und nicht zu rasch / Очень интимно не слишком быстро

10.

III. Sehr aufgereg / Очень взволнован

11.

IV. Sehr langsam / Очень медленно

12.

V. Sehr lebhaft / Очень нервно

13.

VI. Sehr langsam / Очень медленно

14.

VII. Sehr rasch / Очень быстро, стремительно

15.

VIII. Schnell und spielend / Быстро, загадочно, страстно и безжиненно

16.

Главная идея поэтики Гофмана заключается в принципе романтического синтеза искусства, а «Житейские
воззрения кота Мурра» можно смело называть «музыкальным романом-фантазией».
Гофман был первым великим критиком искусства в Германии, он был невероятным знатоком музыки,
обладал тонким вкусом и острым критическим умом, оказал влияние на многих композиторов, на театр, т.к.
видел синтез музыки и драмы как новое воплощение жанра оперы.
Гофман видел симпатии и антипатии в музыке. Его «Крейслериана» звучит и в наши дни страстным гимном
художнику и искусству.
Творчество Шумана – одна из вершин мирового музыкального искусства, сочетание протеста и фантазии. В
его музыке отражены стремление людей к прекрасному, к идеалу, но и понимание невозможности его
достижения.
Шумановские статьи и рецензии очень похожи на произведения Гофмана по структуре и их очень часто
сравнивают.
Гофман и Шуман испытывали неприязнь к филистерам, тем, кто ничего не хотел менять в своей жизни и
были против любого прогресса и технологий.
Истинные музыканты – романтические мечтатели, существа не от мира сего. Им приходилось двигаться
между двум мирами – реальным и иллюзорным, между страданием и блаженством.
Весь мир для Гофмана – музыка, вся природа – живое воплощение музыки: «Взгляните на солнце – оно
трезвучие, из него, подобно звёздам, сыплются аккорды и опутывают вас огненными нитями».
English     Русский Правила