3.88M
Категория: ЛитератураЛитература

Александр Николаевич Островский. Биография и творчество

1.

Александр Николаевич
Островский.
Биография и творчество
«Склад ума чисто русский, можно сказать, народный, метко и
глубоко понимавший истую, характерную сущность вещи»
Л. Новский

2.

Александр Николаевич
Островский (1823–1886 гг.) –
известный русский писатель и
талантливый драматург.
Основоположник современного
русского театра, основатель
Артистического кружка, членкорреспондент Петербургской
Академии наук и обладатель
премии Уварова

3.

Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Замоскворечье, вблизи
центра Москвы, на Малой Ордынке. Его отец, Николай
Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую
семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал
практиковать как судебный стряпчий, занимаясь
имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина
коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать,
Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла,
когда Александру не исполнилось ещё девяти лет. В семье
было четверо детей (и ещё четверо умерли во младенчестве).
Младший брат — государственный деятель М. Н. Островский.
Благодаря положению Николая Фёдоровича семья жила в достатке;
уделялось большое внимание учёбе детей, получавших
домашнее образование. Через пять лет после смерти матери
Александра отец женился на баронессе Эмили Андреевне фон
Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло
— она окружила их заботой и продолжила заниматься их
обучением.

4.

• Семья
Отец писателя Н.Ф. Островский
Отец — надворный советник и кавалер
Николай Фёдорович Островский, в 1847 году
купил в Московском опекунском совете
имение бывшего губернского секретаря
Александра Сипягина Кинешемского уезда в
сельце Щелыкове и селе Твердове с
деревнями, с крестьянами и дворовыми
людьми в числе 127 душ. Эти места позднее
вошли в Островский район Костромской
области, названный в честь его сына, как и
село Семёновское-Лапотное,
переименованное в 1956 году.
Младший брат — государственный деятель
М. Н. Островский.

5.

Дом ,в котором родился Островский
А.Н.

6.

• Детство и юность
Детство и часть юности Островского прошли в центре
Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано
познакомился с русской литературой и почувствовал
склонность к писательству, но отец хотел сделать из него
юриста. В 1835 году Островский поступил в третий класс
Первой Московской губернской гимназии, по окончании
которой в 1840 году по желанию отца поступил на
юридический факультет Московского университета.
Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав
экзамен по римскому праву, в 1843 году Островский написал
заявление об уходе. Отец определил его на службу
канцеляристом в Совестный суд и до 1850 года будущий
драматург служил в московских судах. Первое его жалование
составляло 4 рубля в месяц, после перевода в Коммерческий
суд в 1845 году оно возросло до 16 рублей. В Коммерческом
суде Островский сталкивался с промышлявшими торговлей
крестьянами, мещанами, купцами, мелким дворянством;
судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих о
наследстве, несостоятельных должников.
Островский в детстве

7.

• Личная жизнь писателя
У Александра Николаевича было глубокое увлечение актрисой Любовью Косицкой, но оба
они имели семью. Однако и став вдовой в 1862 году, Косицкая продолжала отвергать
чувства Островского, а вскоре у неё начались близкие отношения с сыном богатого купца,
который в итоге промотал всё её состояние; Островскому же она писала: «…Я не хочу
отнимать любви Вашей ни у кого».
Драматург жил в сожительстве с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети
умерли в раннем возрасте. Не имея образования, но будучи женщиной умной, с тонкой,
легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и
критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет,
а в 1869 году, через два года после её кончины, обвенчался с актрисой Марией Васильевной
Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.
На старшей дочери драматурга Марии Александровне был женат учёный-электротехник М.
А. Шателен, знакомый с этой семьёй с гимназических лет, поскольку его отчим Александр
Павлович Бахметьев приходился родным единоутробным братом супруге А. Н. Островского
Марии Васильевне.

8.

Любовь Косицкая ,возлюбленная
драматурга
Агафья Ивановна
Островская,
законная жена
драматурга

9.

• Начало литературного пути
К 1846 году Островским уже было написано много сцен из
купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный
должник» (впоследствии — «Свои люди — сочтёмся!»). Первая
публикация — небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и
очерк «Записки замоскворецкого жителя» в одном из номеров
«Московского городского листка» в 1847 году. После чтения
Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года профессор
Московского университета С. П. Шевырёв торжественно
поздравил собравшихся с «появлением нового драматического
светила в русской литературе».

10.

Литературную известность Островскому принесла
комедия «Свои люди — сочтёмся!», опубликованная
в 1850 году в журнале университетского профессора
М. П. Погодина «Москвитянин». Под текстом
значилось: «А. О.» и «Д. Г.». Под вторыми
инициалами скрывался Дмитрий Горев-Тарасенков,
провинциальный актёр, предложивший Островскому
сотрудничество, которое не пошло дальше одной
сцены, а в 1856 году дало недоброжелателям
Островского повод обвинить его в плагиате. Однако
пьеса вызвала одобрительные отклики Н. В. Гоголя,
И. А. Гончарова. Влиятельное московское
купечество, обиженное за своё сословие,
пожаловалось «начальству»; в результате комедия
была запрещена к постановке, а автор уволен со
службы и отдан под надзор полиции по личному
распоряжению Николая I. Надзор был снят после
воцарения Александра II, а пьеса допущена к
постановке только в 1861 году.

11.

Журнал М.П. Погодина,
в котором А.Н.
Островский впервые
опубликовал свою
первую комедию «Свои
люди – сочтёмся!»

12.

Первая пьеса Островского,
которой посчастливилось
попасть на театральные
подмостки, — «Не в свои сани
не садись» (закончена в 1852
г.), впервые поставленная в
Москве на сцене Малого
театра 14 января 1853 г.

13.

В 1859 году при содействии графа Г. А. КушелеваБезбородко было напечатано первое собрание сочинений
Островского в двух томах. Благодаря этому изданию
Островский удостоился блестящей оценки Н. А.
Добролюбова, которая закрепила за ним славу
изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати
появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью
«Луч света в тёмном царстве». Со второй половины 1870-х
годов Островский занялся историей Смутного времени и
вступил в переписку с Н. И. Костомаровым. Плодом
работы стали пять «исторических хроник в стихах»:
«Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса
Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий
Шуйский» и др

14.

15.

В 1863 году Островский был награждён
Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и
избран членом-корреспондентом
Петербургской академии наук.

16.

В 1866 году (по другим сведениям — в 1865) Островский основал
Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих
талантливых деятелей. В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В.
Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, И. Е.
Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. СалтыковЩедрин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.
Артистический кружок А.Н. Островского

17.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных
композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти.
Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального
управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров Российской
империи, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.
В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров
и начальником театрального училища.
Общество русских драматических писателей

18.

• Смерть
Скончался Островский 2 (14) июня 1886 года в своём костромском
имении Щелыково от болезни сердца. Последней его работой стал
перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира — любимого
драматурга Александра Николаевича. Писателя похоронили рядом с
отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая
Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На
погребение Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей;
вдове, нераздельно с двумя детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей,
а на воспитание трёх сыновей и дочери — 2400 рублей в год.
Впоследствии в семейном некрополе были захоронены вдова писателя
М. В. Островская, актриса Малого театра, и дочь М. А. Шателен..
После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню
имени А. Н. Островского.

19.

Имениие в Щелыково А.Н. Островского. Здесь же он и скончалася

20.

Памятник Островскому у Малого театра в Москве

21.

Пьеса «Гроза»
История создания, Сюжет,
Персонажи
«Одной ночью разразилась сильная гроза. Ещё с вечера надвинулись со всех сторон
тучи, которые зловеще толклись на месте, кружились и сверкали молниями. Когда
стемнело, молнии, не переставая, следовали одна за другой, освещая, как днём, и дома, и
побледневшую зелень сада, и „старую фигуру“».
Отрывок из пьесы «Гроза»

22.

• История создания пьесы «Гроза»
История создания пьесы «Гроза» Островского берет своё
начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько
месяцев, уже в начале октября. Известно, что этому
предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом
морского министерства была организована
этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и
нравов коренного населения России. В ней участвовал и
Островский. Прототипами города Калинова были
множество приволжских городков, одновременно похожих
друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь,
Торжок, Осташково и многие другие. Островский, как
опытный исследователь, все свои наблюдения о быте
русской провинции и характерах людей заносил в дневник.
На основе этих записей позже были созданы персонажи
«Грозы».

23.

Долгое время существовала гипотеза, что сюжет «Грозы» был
полностью позаимствован из реальной жизни. В 1859 году, а
именно в это время была написана пьеса, жительница Костромы
ранним утром ушла из дома, а позже её тело обнаружили в
Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова. во
время следствия высинилось, что обстановка в семье Клыковых
была достаточно напряжённой. Свекровь постоянно издевалась
над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог повлиять на
ситуацию. Катализатором такого исхода событий стали
любовные отношения между Александрой и почтовому
служащему.

24.

Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф
развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме
произошёл в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс
пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на
страницах то, чего ещё не совершилось в реальности. Но творческая
история «Грозы» от этого не становится менее интересной. Можно
предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог
предугадать как сложиться судьба девушки в типичных условиях того
времени. Вполне возможно, что Александру, как и Катерину, мучила та
духота, о которой говорится в пьесе. Изживающие себя старые
порядки и абсолютная косность и беспросветность сложившейся
ситуации. Однако не стоит полностью соотносить Александру с
Катериной. Вполне возможно, что в случае с Клыковой причинами
гибели девушки были лишь бытовые трудности, а не глубинный
личностный конфликт, как у Катерины Кабановой.

25.

• Сюжет пьесы
В семействе Кабановых царит домострой, который вершит
мать Тихона Ивановича Кабанова — Марфа Игнатьевна
Кабанова (Кабаниха). Катерина, главная героиня, с детства
жила в обстановке любви и ласки у своей матери, но после
того как вышла замуж за Тихона, её жизнь изменилась, стала
подневольной. Затем она влюбляется в Бориса
Григорьевича — племянника Дико́го (ещё одного самодура,
жадного и жестокого). Борис тоже влюблён в Катерину.
Осознавая всю тяжесть своего положения, влюблённые всётаки тайно встречаются. Затем Катерина, по своей светлой,
богобоязненной натуре, признаётся мужу — в присутствии его
матери — в измене, после чего жизнь молодой женщины
становится совершенно невыносимой. Очень скоро Борис
уезжает по приказу Дикого в Сибирь, а Катерина совершает
самоубийство, бросаясь в Волгу.

26.

• Тема пьесы
В своём произведении Александр Николаевич поднял
множество важных тем, но главной среди них стала тема
конфликта двух эпох – патриархального уклада и
молодого, сильного и смелого поколения, полного
светлых надежд на будущее. Катерина стала
олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая
отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков
темной обывательщины. Она не могла мириться с
лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду
сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и
прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все
её порывы были обречены на неудачу.

27.

Сквозь призму отношений Катерины и её новой семьи
автор пытался донести до читателя сложившуюся
обстановку в обществе, которое оказалось на грани
глобального социального и нравственного перелома. Этой
задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия
пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала
олицетворением краха застойной атмосферы
провинциального городка, погрязшего в суевериях,
предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы
стала тем внутренним толчком, который побудил многих
жителей Калинова к самым решительным действиям.

28.

Основная мысль произведения заключена в
непреклонном отстаивании своих интересов –
стремлении к независимости, красоте, новым
знаниям, духовности. В противном случае все
прекрасные душевные порывы будут
безжалостно уничтожены ханжескими
старыми порядками, для которых любое
отклонение от установленных правил несет
верную гибель.

29.

• Композиция пьесы
Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции
произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая
из пяти действий. В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города
Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией
к описываемым событиям. Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание
конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание
Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности
бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает
муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних
страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем
отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти. Развязка пьесы заключается в
проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

30.

• Главные герои
Катерина Кабанова - молодая женщина,
умная, добрая и открытая натура.
Родители воспитали ее в любви и свободе.
В родной семье она не знала печали.
Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по
любви, Катерина стала очень несчастна.
Свекровь Катерины - злая старуха
Кабаниха - обижает безответную
Катерину. Муж Тихон не заступается за
жену и сам нередко обижает ее. Однажды
Катерина влюбляется в Бориса,
племянника купца Дикого.
English     Русский Правила