31.51M
Категория: РелигияРелигия

Преодолевая границы храма: к постсекулярной географии православных приходских общин

1.

Преодолевая границы храма: к
постсекулярной географии
православных приходских общин
г. Москвы
Куксин Ярослав
Географический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова

2.

Зачем изучать храмы в городе?
Храмы становятся значимым элементом города
Выделяются значительные финансовые средства
Для
сравнения:
другие виды
услуг
271 – библиотека
387 – бассейнов
1900 – мест для досуга с детьми
Источник: https://data.mos.ru
Верующие / Суеверные
Храмы - активные центры социальной работы
Из докладов Патриарха Кирилла:
2012 г. - 894 храмов и часовен в граде Москве
383 храмов и молитвенных помещений, где
богослужения совершаются регулярно и существуют
приходские общины
2022 г. - 1227 храмов и часовен в граде Москве
549 храмов, в которых богослужение совершается не
реже одного раза в неделю
Потрачено на строительство храмов за 2017-2022 гг:
4,17 млрд руб. (собственные средства Московской
Епархии)
Источник: http://www.patriarchia.ru
По данным группы МОСОПРОС. Объем выборки 6301 чел.
Выборочная совокупность - пользователи социальных
сетей районных сообществ

3.

Религиозность москвичей
Если не считать особые случаи, такие как свадьбы или похороны, как
часто в последнее время Вы посещаете религиозные службы и/или
молитесь?
8
4 4
10
6
10
15
Россия
2 4
Последователем какой
религии вы себя
считаете?
10
14
27
20
% ответивших
26
По данным опроса ИС РАН, 2018
«Динамика социальной трансформации
современной России в социальном,
политическом, социокультурном и
этнорелигиозном контекстах» (при
поддержке РНФ, выборка более 4 тыс.
респондентов)
Источник: http://orthodoxmoscow.ru
Москва
2
Москва
26
13
% ответивших
13
13
8
8
6
1
5
66
6
Россия
74
3
3

4.

Философско-теоретическая рамка исследования
Религиозность - социальная норма
Влияние на политику и культуру
Монополия на объяснение мира
Влияние на все сферы жизни
Премодерн
Доиндустриальное общество
«Естественная религия»
Потеря монополии на объяснение
Дифференциация институтов
Упадок верований и практик
Приватизация религии
Модерн
Индустриальное общество
«Секулярный век»
Концепция пост/десекуляризации
Выход за пределы европейского опыта эпохи
модерна и учет роста традиционных религий
Возрождение роли религии и влияния на
общество в отдельных регионах
Реакция на «упрощающую мир» секуляризацию
Размытие границ между сакральным и
профанным и их «взаимопроникновение вплоть
до неразлечимости»
Новые формы религиозности и духовности
2-ая половина конец XX в.
Неявно: с XVII в. Явно:
XIX-XX вв.
Концепция секуляризации
Упадок индивидуальной религиозности, снижение
числа посещений мест поклонения
Приватизация религиозных верований и практик
Религиозная идентичность - лишь одна из многих
Десакрализация политики, обособление религии от
других систем
Замена тоталитарного религиозного тоталитарным
квазирелигиозным
Продукт Просвещения и позитивистской науки
Теории десекуляризации (Бергер, Карпов)
Теории постсекуляризации (Хабермас, Казанова)
Теории секуляризации (Тейлор, Инглхарт)
Постмодерн
Постиндустриальное общество
«Постсекулярная эпоха»
Проблемы: различия в терминологии, тенденциях в разных регионах и
несопоставимость масштабных уровней анализа!
4

5.

Секулярный
дискурс
Новые направления
Приватизация и
индивидуализация религии
«Неофициальные» святые места
наравне с местами поклонения
Дифференциация
масштабов анализа
Телесный дискурс, воплощенная и
гендерная география
Глобализация и рост
мобильности населения
Сообщества мигрантов как новый
очаг религиозности
Постсекулярный
дискурс
«Новая» география религий:
каузальный анализ
Религиозные конфликты в
мультикультурных городах
Новые границы «светского» и
«религиозного»
Влияние религии на другие сферы
жизни в городе
Рост популярности
ислама и евангелизма
Мусульманские общины и
евангелические мегацеркви
Новые формы
религиозного опыта
«Более-чем репрезентативное» и
чувственная география
Идиография
Новые вызовы
5

6.

Как изучать храмы географам?
Социология религии: от приходских общин - их пространственная локализация, поиск факторов
формирования, изучение социальной деятельности (Забаев, Орешина, Пруцкова и др.)
Храмы в пригородах: проблемы транспортной доступности, географического положения, маркетинга
евангелических megachurches (Dwyer, Ley, Diamond и др.)
Sacred place & space: парадигма case-study. Культурная география - метариальное воплощение религии
в ландшафте (Берклийская школа); «новая» культурная география - символическое воплощение религии
в ландшафте, в т.ч. в повседневных локациях за пределами мест поклонения (Cloke, Olson, Bratton, Kong
и др.)
Спиритуализм и более-чем-репрезентативное: субъективный опыт и моральная география (Holloway,
Cloke и др.)
Религиозные конфликты и сообщества мигрантов: специфика и новые очаги религиозного в
мультикультурном городе, горизонтальная мобильность, присвоение пространства и транснациональные
связи и сети (Kong, Kuppinger, Dunn, Cesari, Ley, Tse и др.)
Гендерная география и религиозная идентичность: тело и одежда как индикаторы идентичности, опыт
мусульманских женщин и др. меньшинств (Dwyer, Falah, Aaftaab и др.)
Постсекулярные ландшафты: роль религиозных организаций в достижении социальной справедливости
в городе, критическая география, новые границы сакрального и профанного (Cloke, Williams, Beaumont)
Цель исследования – выявление территориальной организации и
дифферециации приходской жизни православных храмов г. Москвы
6

7.

Основные методы
Включенное и скрытое
наблюдение
Социологический опрос
Контент-анализ ВБД*
ГС - прихожане московских храмов
ВС - прихожане 6 общин в разных
частях города, 248 респондентов
Выборка многоступенчатая целевая,
очно-заочная, стихийный отбор +
«снежный ком»
Критерии отбора храмов:
Тип городской среды
Микрогеогр. положение
«Центр-периферия»
Институциональный ф-р
Выгрузка базы данных
РПЦ
Экспертные интервью
17 интервью, средняя
продолжительность - 52 мин
15 храмов с разными
географическим положением и
институц. принадлежностью
Отсеивание объектов по
критериям доступности и
регулярности работы
Разработка категорий
ВБД*
Анализ сайтов и
соцсетей храмов
Выявление
закономерностей
дифференциации на
городском уровне
* ВБД - внебогослужебная
деятельность

8.

Покровский при
ММОМ
Николая в Кузнецкой
слободе
1995
1997
2005
1992
Число
причастников
600
400
150
200
600
150
700
Объем
выборки
43
35
30
32
27
17
17
Микрогеограф.
положение
В/К
ТР
ТР
КДК
КДК
В/К
ТР
Тип городской
среды
«Районы
потенциальных
изменений»
«Периферия»,
«Семейные
территории»
«Офисно-турист.
территории»
«Офисно-турист.
территории»
Всех Московских
Святых
Георгия Победоносца
в Коптево
Татианы при МГУ
Антипы Пергамского
Косьмы и Дамиана в
Шубине
1991
«Офисно-турист.
территории»
Антипы
Пергамского
Всех Московских
Святых
1991
«Комфортная
Москва»
Покровский при
ММОМ
Косьмы и Дамиана
в Шубине
Год открытия
не
закрыт
в СССР
«Офисно-турист.
территории»
Георгия
Победоносца в
Коптево
Татианы при МГУ
Община
8

9.

Название храма
Викариатство
Специфика храма
Собеседник
Длина
Включенное наблюдение
Флора и Лавра
Центральное
Центр социального отдела МП РПЦ
Настоятель
60 мин
Богослужение; Кормление бездомных
Андрея Рублева
Юго-Западное
Приписной храм при ВАГШ
Молодежный хор (кол.)
35 мин
-
Директор ВШ
48 мин
-
Успения во Вражке
Центральное
-
Активный прихожанин
28 мин
Богослужение; Молитва Тезе
Св. Вмч. Татианы при
МГУ
Центральное
Домовой храм при МГУ им. Ломоносова
Группа активных прихожан,
алтарник
90 мин
Богослужение; Совместная трапеза
Моисея Мурина
Юго-Западное
-
Настоятель
45 мин
-
Помощница настоятеля
75 мин
-
Покрова в Ясенево
Юго-Западное
Приписные храмы при гимназии и центре
отдыха Мореон
Священнослужитель,
ответственный за молодежное
служение
50 мин
Встреча евангельской группы
Храмы Валаамского
подворья
Ставроп.
монастырь
Монастырский
Активная прихожанка
52 мин
-
Храмы Зарядья
Центральное
Одна община = несколько храмов
Активный прихожанин
40 мин
-
Храмы Сретенского
монастыря
Ставроп. монастырь
Монастырский
Студент Сретенской академии
40 мин
-
Антипы Пергамского
Центральное
-
Активная прихожанка
79 мин
Богослужение
Всех Святых в
Новокосино
Восточное
Община слабослышащих
Священнослужитель, ведущий
общину слабослышащих
65 мин
Богослужение; Совместная трапеза;
Катехизаторская встреча для
слабослышащих
Георгия Победоносца в
Коптево
Северное
Приписной храм при ЦИТО им. Приорова
Активная прихожанка
60 мин
-
У Соломенной сторожки
Северное
Приписной храм при Кадетском корпусе
Сестра милосердия
42 мин
Богослужение
Покровский храм
Центральное
При Марфо-Мариинской обители
милосердия
Попадья
53 мин
-
Взыскание погибших
Шоссе Энтузиастов
Восточное
-
Директор ВШ, молодежная группа
(кол.)
52 мин
Психологический киноклуб;
9 Чаепитие
молодежной группы

10.

«Безусловно, успех храма делает не
прежде всего местоположение»
«Самое важное - это сама община!»
«Уже скорее практика такая в
Москве, что люди, верующие
православные, выбирают себе
скорее священника, приход, по
каким-то позициям, соображениям»
Факторы значимости храмов
Сколько времени вы тратите на дорогу до храма || Что для вас
наиболее важно в храме?
Все храмы, N=240
Более часа
45-60 минт
©
30 - 45 минут
15 - 30 минут
Менее 15 минут
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
Атмосфера внутри храма
Близость храма к дому/учебе/работе
Священнослужители
Прихожане
Внутреннее убранство храма
Пение
Особые традиции храма
Намоленность
Расположение в храме святынь
Близость храма к дому – один из наиболее
изменчивых факторов значимости храмов
Значимость близости к дому убывает по мере
увеличения продолжительности пути до храма
100%
Священнослужители, атмосфера и
прихожане - наиболее популярные и
стабильные критерии значимости
храма
Пол, возраст и образование
практически не влияют на
дифференциацию значимости храма
Генезис факторов определяется
негеографическими параметрами
1
0

11.

Храм || Как вы обычно
добираетесь до храма?
Все храмы, N=237
Покровский храм ММОМ
Домовый храм святой…
Николая в Кузнецах
Всех московских святых
Храм Антипы Пергамского
Храм Георгия…
Храм Косьмы и Дамиана в…
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Пешком
На наземном общественном транспорте
На метро
На частном автомобиле
Комбинация разных видов транспорта
Храм || Ваш дом находится в том
же районе, что и храм?
Все храмы, N=241
Сколько времени в среднем у вас занимает дорога до
храма || Как часто вы посещаете храм?
Все храмы, N=244
Покровский храм ММОМ
Более часа
Домовый храм святой
мученицы Татианы при МГУ
45-60 минт
Николая в Кузнецах
30 - 45 минут
Всех московских святых
15 - 30 минут
Храм Антипы Пергамского
Менее 15 минут
0%
20%
40%
60%
80%
Каждый день
Несколько раз в неделю
По воскресеньям
Несколько раз в месяц
100%
«Все-таки, центр – это всегда центр. Это означает, что люди со всего города»
Храм Георгия Победоносца
в Коптево
Храм Косьмы и Дамиана в
Шубине
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Да, в том же районе
Нет, в соседнем
11
Нет, в другом районе
Нет, в другом городе

12.

Центр концентрирует
потоки со всего города;
периферия и
полупериферия преимущественно с
соседних территорий, но
везде - извне
потенциальной зоны
влияния (п. Вороного)
Дифференциация
средств передвижения
Низкая доля выбора
личного автотранспорта
во всех частях города
Сколько времени в среднем у вас занимает дорога до
«Храм
находится
в центре Москвы, и люди идут
храма || Как часто вы посещаете храм?
туда как бы не Все
потому,
что это ближе к дому, а
храмы, N=244
Более часа
люди
прямо вот едут откуда, потому что вот...
минт
Это45-60
важно!»
- 45 минут
«В30 центре,
естественно, поменьше народу, на
будничных
службах никого нет: жилья нету, одни
15 - 30 минут
офисы,
пожилых осталось мало, молодые вес
Менее 15 минут
работают.0%Так что
специфика
такая,
что
служба
20%
40%
60%
80%
100%
наполнена
в основном в Несколько
выходные
дни»
Каждый день
раз в неделю
По воскресеньям
Несколько раз в месяц
«Все-таки, центр – это всегда центр. Это означает, что люди со всего города»
Частота посещений
храмов связана с
временем в пути
(однако не в случае
ежедневного
посещения)
12

13.

Социальный капитал приходских общин
Иерархическая кластеризация
Показатели: обобщенное доверие + число знакомых + частота общения вне храма
3 ТИПА СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА
Показатели
«высокий
бриджинговый»
Тип (кластер)
«средний
бондинговый»
Количество
респондентов
102
79
57
Уровень обобщенного
доверия
59%
49%
38%
21% знает
65% знает
большинство, 42%
Количество знакомых в
большинство, 35%
знает несколько
храме
несколько человек
человек, 37% не знает
никого
18% ежемесячно, 82%
Частота внехрамового 75% еженедельно, 25%
один/несколько раз в
общения
ежемесячно
год
«низкий»
57% знает большинство,
42% знает несколько
человек, 1% не знает
никого
7% раз в год, 93% не
общается вне храма
13

14.

С кем вы обычно ходите в храм|| Сколько времени у вас
занимает дорога до храма?
Чем выше социальный капитал, тем больше
частота посещений храма или наоборот?
Отсутствие связи с временем в пути
Все храмы, N=229
Хожу со знакомыми и друзьями
Тип социального капитала || Сколько у вас занимает дорога
до храма?
Хожу с семьей (без детей)
Все храмы, N=239
Хожу с семьей (с детьми)
«высокий бриджинговый»
Хожу один
0%
«средний бондинговый»
Менее 15 минут
10%
20%
15 - 30 минут
30%
40%
50%
30 - 45 минут
60%
70%
80%
45-60 минт
90%
100%
Более часа
С кем вы обычно ходите в храм || Как часто вы посещаете
храм?
«низкий»
Все храмы, N=230
0%
Менее 15 минут
10%
20%
30%
15 - 30 минут
40%
50%
30 - 45 минут
60%
70%
80%
45-60 минт
90%
100%
Более часа
Тип социального капитала || Как часто вы посещаете храм?
Хожу со знакомыми и друзьями
Хожу с семьей (без детей)
Все храмы, N=238
Хожу с семьей (с детьми)
«высокий бриджинговый»
Хожу один
0%
«средний бондинговый»
Каждый день
«низкий»
0%
Каждый день
10%
20%
Несколько раз в неделю
30%
40%
По воскресеньям
50%
60%
70%
Несколько раз в месяц
80%
90%
100%
Несколько раз в год
10%
Несколько раз в неделю
20%
30%
40%
По воскресеньям
50%
60%
70%
Несколько раз в месяц
80%
90%
100%
Несколько раз в год
Семьи с детьми: тратят больше времени на
дорогу, больше используют частный
автотранспорт, чаще ходят в воскресенье
14

15.

Источники информации о ВБД
Отчеты настоятелей
+ (почти) полный перечень всех видов
деятельности и мероприятий
+ сопоставимость разных отчетов
- неучет неформальных практик
- отсутствие единой методики сбора
- недоступность отчетов для анализа
Прихожане и клир
+ возможность фиксации практик in situ
+ фиксация неформальных практик
+ возможность уточнения данных в общении
+ фиксация территориальных связей
- проблемы сопоставления данных
- невозможность охватить все приходы
База данных по социальному
служению РПЦ
Сайты и социальные сети приходских
общин
+ единые принципы отбора данных
+ доступность базы данных
+ высокий уровень охвата в Москве
- включает только социальную деятельность
церкви
- проблема обновления данных и
представленности всех услуг и храмов
+ полный охват приходов Москвы
+ относительная общность терминологии
+ доступность сайтов для анализа
- неучет неформальных практик
- отсутствие единой методики сбора
- дифференциация сайтов по форме и количеству
15
подаваемой информации

16.

Источники информации о
ВБД

17.

18.

Система различений внебогослужебной
деятельности по качественным признакам
профессионалы
волонтеры
эпизодическая
регулярная
от прихожан
от клира
извне прихода
формальные
по наличию
навыков помощи
по регулярности
деятельности
по источнику
инициативы
по характеру
организации
Внебогослужебная
деятельность
по характеру
локализации
на территории храма
по ориентации
деятельности
по составу
участников
за границами храма
неформальные
на прихожан храма
на людей вне общины
прихожане храма
другие православные
светские люди

19.

Генезис внебогослужебной деятельности
Инициатива создания ВБД
Человек не из прихода
Воскресная
школа
Прихожане
«Приходской
симбиоз»
Священнослужитель
Священноначалие
!
Молодежка
Сестричество
Община
глухих
!
Наличие инициативного
человека и социальный капитал
- ключевые критерии
успешности создания ВБД
Дифференцирующий фактор: контроль со стороны настоятеля → разные модели организации ВБД
Мера контроля
«Да я даже не знаю,
что делают
прихожане, узнаю
только в конце года
из отчета»
«У нас есть встречи с
добровольцами раз в 3-4 месяца,
мы собираемся, пьем чай, кушаем
торт и говорим друг другу, чтобы
хорошо было бы (сделать)»
«Как бы это сверху
руководство, что
обязательно должна
быть молодежь»
19

20.

Факторы формирования специализации ВБД
Профессиональные
навыки актора
Специализация «якорной»
институции
Неординарность
храмового святого
Профессиональные навыки и
бэкграунд человека
Специализация институции, к
которой приурочен храм
Профессия/др. внешние
признаки святого
Специализация ВБД прихода в
этой сфере деятельности
Специализация ВБД прихода в
этой сфере деятельности
«Почему приписной храм при ВАГШ?
Просто у нас вообще все священники
в основном - они бывшие военные»
- «Все-таки пытаюсь понть, откуда у
вас столько всего связанного с
музыкой?
- Ну потому что я сама учитель
музыки, поэтому чем богаты, тем и
рады, как говорится. Я просто сама
это люблю»
Храм при МГУ - лекции,
консультации, языковые курсы и др.
культурно-образовательные виды
деятельности
Храм при ММОМ - медицинское и
социальное служение, поддержка
инвалидов, воинов и заключенных
Храм, где базируется Социальный
отдел Епархии - кормление
бездомных, сбор гуманитарной
помощи, помощь инвалидам
Соответствующая специализация
ВБД прихода
(помимо праздников)
Храм Моисея Мурина - совместные
мероприятия с эфиопской общиной
Храм Флора и Лавра взаимодействие с ветеринарными
клиниками и вузами
Храм Ф.Ушакова - навигационная
школа и взаимодейстие с морскими
вузами
Храм св. Нины - взаимодействие с
грузинской диаспорой, праздники 20
Приписные храмы: минимум вовлечения прихожан, служение священника/сестричества

21.

«Все-таки центр города, Тверская... и кому-то не очень нравилось то, что у нас действительно несколько раз в
неделю длинная очередь из плохо одетых людей, не очень умытых и прочее. И нам делали замечания несколько
раз, и все более и более строго, что мы портим вид центра города, что такого делать нельзя, и вдруг...»
Фактор соседства и географического положения
Привлечение «захожан»
Совместные мероприятия
«Близость, географическая даже, храма при журфаке
важна, преподавателям и студентам два шага дойти!»
→ студенты из ИСАА приходили на киноклуб
молодежки, когда обсуждали Японию
«Это потому что зал просто близок к метро. Удобно
добираться тем, кто не на машине. Ну плюс большая
парковка, рядом еще парковка у Перекрестка. (в
другие храмы) везде идти дольше, чем вот досюда,
поэтому зачастую сюда организуют всякие события,
мероприятия»
«Мне кажется, у нас очень хорошее расположение
территориальное. Действительно, много людей из-за
этого. Потому что у нас такое место проходное. У нас,
скажем так, здесь парк. Люди гуляют, заходят сюда.
Территория, она сделана в стиле парка, поэтому многие
просто заходят, даже не понимая, что они уже на
территории храма
«Кафе тоже очень увлекает много людей, потому что
заходят покушать, потом слово за слово, а что в храме?
А что, как? Там, листовочку возьмут, и все это как-то
потихонечку...»
«В храме Антипы, например, есть дворик. Они его
классно используют. Такого, конечно, не хватает»
«Просто соседство, реально два шага. Часть наших
прихожан работает в Пушкинском музее. Они может и
стали ходить, из-за того, что работают. И например А.,
она работает там, и те, кто ее знают, иногда берут
пропуск и бесплатно проходят в Пушкинский музей. И
она, например, часто зовет на открытие каких-то
выставок. И когда была ночь музеев, что-то на
территории Антипы делали. И помню, что наш хор
выступал в Пушкинском музее. Что-то такое
околодуховное они пели»
«Мы отрезаны дорогой от цивилизации!»
21

22.

Дифференциация ВБД
«Джентльменский набор»: воскресная школа, молодежный
клуб, соц. помошь, катехизация, паломничеств
Популярные: сбор гуманитарной помощи, киноклубы,
театральные студии, помощь нуждающимся и людям с
зависимостями, «борьба с сектантством»
2022-...: плетение сетей + помощь беженцам / на СВО
Уникальные: языковые курсы, юридическая помощь,
благотворительные пробежки, глухой крестно-байкерный ход,
собственный мерч, сурдоперевод, садоводство и др.
Психологическая помощь
Экскурсии по храму
Обеспеченность
прихрамовыми
услугами не связана
напрямую ни с
плотностью
населения, ни с
плотностью храмов
Образовательная деятельность
Приходские встречи
Культурно-творческая…
Катехизация
22
Социальная деятельность
0
50
100
150
200
250
300

23.

Приложение: микрогеографическое положение храма,
тип городской среды и ВБД
«Культурнодуховный
комплекс»
Парковый/
кладбищный
комплекс
Транзитная благоустроенная
(«Комфортная Москва»)
Благоустроенная досуговая с
миграционным приростом («Офиснотурист. территории»)
Неблагоустроенная, низкодосуговая
(«Периферия»)
7,1
5,5
4,9
2,5
3,5
2,5
4,5
3,6
6,8
2,7
5,8
3,8
Внутренне разнородная(«Районы
потенциальных изменений»)
5,3
3,0
4,0
3,8
Внутриквартальные благоустройство и
5,6
3,9
6,1
досуг («Семейные территории»)
Составлено на основании [Пузанов, 2015] и [Саратовская, 2000]
4,0
Тип
городской среды
«Транспортный «Внутрикварузел»
тальный храм»
Среднее число внебогослужебных услуг
Микрогеографическое
положение
23

24.

Цифровизация и приходская жизнь
До Covid-19
Пик Covid-19
Пережитки Covid-19
Отдельные архипелаги
цифровизации, самые
активные приходы
Стремительный рост onlineуслуг при храмах по всей
Москве
Постепенное отмирание, но
самое эффективноеи нужное
сохраняется
Постковидный этап: противоречивое, но чаще негативное отношение к «новым» цифровым
формам церковной жизни
«Трансляция появилась, и, слава Богу, закончилась»
«Онлайн-свечки у нас нельзя, записки можно у нас онлайн. Ну вообще я не сторонник этого. Человек лучше придет в храм, он
побудет в храмовой обстановке, он зайдет, он помолится, то есть свечи мы вообще онлайн не ставим никуда. Это вот у нас
вообще не было и не будет. А что касается записок - да, вот это осталось, но я не считаю это чем-то хорошим. Не считаю, что это
нужно особенно поддерживать, но это есть, уже убирать не будем»
«Честно говоря, сложновато по трансляциям было. Конечно, в какой-то момент я для себя понял, что это, ну, как бы,
невозможно и не замена, то есть одевали маски и шли в храм, старались там на расстоянии стоять, когда это можно стало както»
Сайты - зеркало храма для внешней аудитории, сами прихожане смотрят только расписание
«Большинство приходских сайтов мёртвые, на них можно вычитывать расписание богослужений. Это, собственно, основное,
зачем туда заходят. Вся остальная информация - она не стоит внимания никакого, то есть
Сложности ведения сайта: большие трудозатраты, необходимость создания оплачиваемой
должности, а смысла мало → уход «цифровой жизни» в соцсети: VK, Telegram, WhatsApp
«Вот человека, который бы занимался сайтом, у нас постоянного нет. Там человек начинает что-то делать, его максимально
используют и тут, и там, и сям. А так как в основном это все, скажем так, добровольное, неоплачиваемое,
то могут быть какие-то сбои в плане постоянства»
24

25.

«Дружеские приходы» и сети партнерства
«В общем, отцы дружат, и это круто. А раз отцы
дружат, то и мы все дружим. Поэтому у нас както со всеми приходами, мне кажется, очень
хорошие такие выстроенные отношения. И мы
всегда приезжаем, нам всегда рады. К нам
всегда приезжают, мы всегда им рады. Поэтому
как-то хорошо!»
«Иногда викаратство служит ресурсом, чтобы
сходить в другие храмы»
«У нас есть связь с московскими
приходами: Бирюлево, в
котором я служил. Там с
духовенством прекрасные
отношения. Они приезжают, и
готовят, и сами бездомных
(кормят). То есть у нас есть еще
дни Бирюлева, которые
приезжают из Бирюлева и
кормят
бездомных на своих
добровольцах»
«(Матушка) как научила меня храмовой
флористике, так и к отцу Михаилу, и к
отцу Дмитрию, и к отцу Василию я
поначалу всегда ездила, помогала с
оформлением цветочных праздников. И
одной задачей стояло обучить тех
прихожан, которые потом будут
дальнейшим заниматься на приходе»
Факторы создания сетей
приходских общин
(«дружбы приходов»):
1. Личные связи
священнослужителей
2. Перевод священника в
«Напротив нас, буквально
другой приход
через Тверскую, перейдете
через Тверскую, и там 3. «Политика»
Газетный переулок. Там храм
викариатства по
сразу один из ближайших к
нам. Там священник тоже,
выстраиванию
который лично знал о.
межприходской
Александра Меня, и там
абсолютно также. Мы часто
коммуникации
что-то делаем вместе»
4. Общая духовная
традиция
«Отец И. вырос у них на приходе - связи, часть прихожан общие, ходят то туда, то туда»
Общение, совместные
мероприятия и диффузия
инноваций
25

26.

Сети партнерства «за церковной оградой»
«Сеть - значит, мы
можем зайти в любую
точку (страны)»
Где и как проходят
границы светского и
религиозного???
«Мусульмане приходят кормить бездомных, то есть
это общечеловеческое, это не только храм, храм - это
просто база, площадка. Человек может прийти любой,
то есть любого вероисповедания, если он честно хочет
помогать людям, не заниматься каким-то
прозелитизмом. У нас такого нет. Мы кормим
бездомных, мы не заставляем их креститься. Мы
сегодня познакомим вас с ними (мусульманами),
может, он обратит вас?»
«Вот у нас мы начали кормить пенсионеров, нам одна
компания стала привозить продукты, которая
занимается кейтерами, у них есть фабрика, кухня, они
там готовят, и там какую-то часть они привозят нам.
Мы кормим бездомных. Иногда из соседнего
ресторана приходит управляющий, приносит слайсер,
сам режет, то есть люди подтягиваются сами»
«Сейчас мы сотрудничаем с городской ветеринарной
службой, поскольку день ветеринара — это день
Флора и Лавра 31 августа. Поэтому вот сейчас молебен
был большой для всех учащихся из ветеринарных
вузов. Порядка 150 студентов было у нас у нас,
регулярно мы поддерживаем связь. Дети наши ходили
в музеи в ветеринарии, потом тут вот мы делаем
свечи, льем окопные сетки»
26

27.

Храм в городе:
преломление
теорий

28.

Храм - городской ассамбляж?
Прописанные формы ВБД;
единообразие норм богослужебной
жизни и церковного календаря
Чувство общины; высокий
социальный капитал;
приходская идентичность
Свобода присоединения к приходу и
ВБД; взаимодействие между
приходами и др. институциями
Сети дружеских
приходов - популяции
ассамбляжей (сборка
высшего порядка)
Диаграмма ассамбляжа
[Вахштайн 2021]
Отсутствие жесткой
детерминированности ВБД;
неформальные практики;
вернакулярная религиозность
Экстерриториальность приходов; уход части
прихода вслед за настоятелем; практика
посещения нескольких храмов; слабая
религиозность
Группы внутри общины; центр,
периферия общины и
внеобщинные православные
[Забаев и др. 2016]; иерархия

29.

Выводы
Негеографические факторы значимости храма важнее географических: главные
детерминанты при выборе храма - социальные практики
Центро-периферийная модель работает на данных выборки: храмы центра
притягивают людей со всего города, храмы полупериферии и периферии - с
окружающих территорий
Храмы с наибольшим разнообразием ВБД встречаются в разных частях города;
районы их сосредоточения не коррелируют ни с плотностью населения, ни с
концентрацией храмов
Социальный капитал и роль личности оказываются определяющими в появлении и
поддержании новых видов ВБД
Специализация ВБД проецирует и наследует специализацию институций,
вовлеченных в жизнь прихода людей и даже церковных топонимов
Ковид существенно преобразил приходскую жизнь, ускорив процессы
цифровизации, следы которых рудиментарно мы видим до сих пор
Приходские общины активно вовлекаются во взаимодействие с самыми
неожиданными акторами, что иллюстрирует закономерность применения
29
постсекулярного подхода и изучения связей приходов с позиций географии

30.

Спасибо за внимание!
«У нас нет другого пути, кроме как пытаться интегрировать
социологическое и географическое воображения»
© Д. Харви
И то, чего вообще не встретишь в церкви,
теперь я видел через призму церкви.
© И. Бродский
English     Русский Правила