§24 Культурное пространство Руси в середине XIII – XIV вв.
План урока
1. Начало возрождения культуры в русских землях.
Книжное дело, летописи.
Песнь о Щелкане
ЗОДЧЕСТВО
Село Великое под Москвой
Живопись
«Святая Троица.» Фреска Феофана Грека
«Преображение»
ИТОГИ
Домашнее задание
48.05M
Категория: ИсторияИстория

Культурное пространство Руси в середине XIII - XIV вв

1. §24 Культурное пространство Руси в середине XIII – XIV вв.

2. План урока

• 1. Начало возрождения культуры в русских
землях.
• 2. Книжное дело, летописи.
• 3. Устное народное творчество, литература
• 4. Зодчество
• 5. Живопись

3. 1. Начало возрождения культуры в русских землях.

• МОНГОЛЬСКОЕ РАЗОРЕНИЕ ИМЕЛО
КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ
РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
• ПОГИБЛО МНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА,
• ПРЕРВАЛОСЬ РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ
ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВА,
• НАРУШИЛАСЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
ТРАДИЦИЙ.

4.

НО СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIV В. РУСЬ ОПРАВИЛАСЬ ОТ
РАЗГРОМА, НАЧАЛОСЬ ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕЁ КУЛЬТУРЫ.
ПРИЧИНЫ:
• ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА И ЭКОНОМИКИ
• ПРИГЛАШЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
• ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ РУСИ
• ИДЕЯ ЕДИНСТВА РУСИ ПРОХОДИТ КРАСНОЙ НИТЬЮ ЧЕРЕЗ ВСЕ
ТВОРЧЕСТВО
• А каким было Возрождение в Западной Европе?

5. Книжное дело, летописи.

6.

Прочтите пункт 2 стр. 49 и ответьте на вопросы:
На чем писали на Руси в то время?
Назовите основные центры книжного дела?

7.

• ОСНОВНЫМ
МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ
ПИСЬМА ОСТАВАЛСЯ
ПЕРГАМЕНТ.
• С середины XIV века НА
РУСЬ ПРИШЁЛ ИЗ
ЕВРОПЫ НОВЫЙ
МАТЕРИАЛ — БУМАГА.
В середине XV века
ПОЛУУСТАВ ПРЕВРАТИЛСЯ
В СКОРОПИСЬ.
СТАЛО БОЛЬШЕ
СОКРАЩЕНИЙ СЛОВ –
скорость письма выше.

8.

9.

XIV в. – пик расцвета
эпоса – былин о
Владимире Красное
Солнышко, богатырях,
купце Василии
Буслаеве.

10.

11.

Развиваются жанры устного творчества: исторические песни (песнь о
Щелкане, полонянках), воинские повести (Повесть о разорении Рязани
Батыем, Слово о погибели земли русской), жития святых (Сергия
Радонежского, Михаила Тверского)
https://www.youtube.com/watch?v=pWlT_fMIo6s

12. Песнь о Щелкане

• С князей брал по сту рублев,
• С бояр – по пятидесяти,
• С крестьян – по пяти рублев;
• У которого денег нет,
• У того – дитя возьмет;
• У которого дитя нет,
• У того жену возьмет;
• У которого жены нет,
• Того самого с головой возьмет.

13.

14.

15.

16.

17. ЗОДЧЕСТВО

• КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО НА РУСИ
ВОЗРОДИЛОСЬ ТОЛЬКО в конце XIII
века.
ЗОДЧЕСТВО
Там где есть деньги – там идет
строительство, это очень дорого.
Два центра –
1) Новгород
2) Московское княжество
Почему именно они?
• В ХОД ШЛИ ИЗВЕСТНЯК И КИРПИЧ.
• ХРАМЫ БЫЛИ СТРОГИ, ПРОСТЫ ПО
ФОРМЕ, ЛИШЕНЫ ПЫШНЫХ УКРАШЕНИЙ.
Одна из первых каменных
церквей на Руси в XI веке
Юрьев монастырь

18. Село Великое под Москвой

• В XIV—XV веках на РУСИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ КАМЕННОЕ
ЗОДЧЕСТВО.
• НАИВЫСШЕГО РАСЦВЕТА ОНО ДОСТИГЛО В НОВГОРОДЕ
И КНЯЖЕСТВАХ МОСКОВСКОЙ РУСИ.

19.

Москва строила
богатые храмы
во
владимирском
стиле, чтобы
подчеркнуть
свое преемство
и показать, что
она столица
Руси.

20.

• КАМЕННЫЕ ХРАМЫ ТОЙ ЭПОХИ
СТРОГИЕ ПО ФОРМАМ, НО
ТОНКИЕ ПО ИСПОЛНЕНИЮ
• ЭТО, КАК ПРАВИЛО, ОЧЕНЬ
КРАСИВЫЕ ОДНОКУПОЛЬНЫЕ
ЦЕРКВИ.
• ИХ ВНУТРЕННИЕ СВОДЫ
ДЕРЖАЛИСЬ ЧЕТЫРЬМЯ
СТОЛБАМИ (столпами).
• СТЕНЫ ЗАВЕРШАЛИСЬ
СТУПЕНЧАТЫМИ ЯРУСАМИ
КОКОШНИКОВ,
ПОДНИМАВШИХСЯ К КУПОЛУ.
Церковь Николы на Липне
близ Новгорода 1292г

21.

• ТАКОЕ СТРОЕНИЕ
СПОСОБСТВОВАЛО ТОМУ,
ЧТО ХРАМ ВНУТРИ
КАЗАЛСЯ ЕЩЁ ВЫШЕ И
СТРОЙНЕЕ.
• ЕГО ПРОСТРАНСТВО КАК
БЫ УСТРЕМЛЯЛОСЬ К
НЕБУ.
• МЫ И СЕЙЧАС МОЖЕМ
ЛЮБОВАТЬСЯ
ПРЕКРАСНЫМ СПАССКИМ
СОБОРОМ АНДРОНИКОВА
МОНАСТЫРЯ.

22.

Постепенно развивается строительство и в других
землях, например, Изборская крепость в Псковском
княжестве в 1330 году.

23.

Первоначально
на
месте
колокольни
стояла
церковь
Иоанна
Лествичника,
построенная при Иване Калите в
конце первой трети XIV в. Это был
храм архитектурного типа «иже
под колоколы». В 1505 г. старая
церковь была разобрана, и к
востоку от нее приглашенным
итальянским
зодчим
Боном
Фрязиным была сооружена новая
церковь в память об умершем в
тот год Иване III. Строительство
было закончено в 1508 г.

24.

Собо́р Спа́са Преображе́ния на
Бору́ — православный храм,
располагавшийся в Московском
Кремле, во дворе Большого
Кремлёвского дворца.

25.

26.

Церковь Спаса Преображения на
Ильине улице — недействующий
православный храм в Великом
Новгороде на Торговой стороне,
построенный в 1374 году.

27.

Церковь
Феодора
Стратила́та «на Ручью́» (на
Фёдоровой
улице)

недействующий
православный
храм
в
Великом Новгороде 1360—
1361 годов постройки.

28. Живопись

• ВЫДАЮЩИМИСЯ ТВОРЕНИЯМИ
ОБОГАТИЛАСЬ РУССКАЯ
ИКОНОПИСЬ XIII —XIV веков.
• Феофан Грек, приехавший из
Византии, в конце XIV века работал
в Новгороде и Москве.
• ОН ПИСАЛ ИКОНЫ,
• РАСПИСЫВАЛ СТЕНЫ ХРАМОВ.
• ЕМУ ПРИНАДЛЕЖАТ
ИНТЕРЕСНЕЙШИЕ КНИЖНЫЕ
ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Феофан Грек

29. «Святая Троица.» Фреска Феофана Грека

• ДРЕВНЕРУССКИЕ И ВИЗАНТИЙСКИЕ
ТРАДИЦИИ ИКОНОПИСИ ФЕОФАН
ГРЕК НАПОЛНИЛ НОВЫМ
СОДЕРЖАНИЕМ.
• ФРЕСКИ ХУДОЖНИКА В
НОВГОРОДСКОЙ ЦЕРКВИ СПАСА
ВЫГЛЯДЯТ СУРОВЫМИ, ДАЖЕ
ГРУБОВАТЫМИ,
• НО ИХ ОТЛИЧАЕТ НЕОБЫЧАЙНАЯ
ДУХОВНАЯ СИЛА И
ПРОНИКНОВЕННОСТЬ.
«Святая Троица.»
Фреска Феофана Грека

30. «Преображение»

• УВЕРЕННАЯ КИСТЬ
ФЕОФАНА СМОГЛА
ПЕРЕДАТЬ В СОЗДАННЫХ
ИМ ОБРАЗАХ И ТОНКИЕ
ДУШЕВНЫЕ
ПЕРЕЖИВАНИЯ, И
ТВЁРДОСТЬ ВОЛИ.
• О ТВОРЧЕСТВЕ МАСТЕРА
ДАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
СОЗДАННЫЕ В ЕГО
МАСТЕРСКОЙ ИКОНЫ
«ПРЕОБРАЖЕНИЕ» И
«БОГОМАТЕРЬ ДОНСКАЯ».
Богоматерь
Донская
«Преображение»

31.

Появление
иконостасов,
как
самобытного
русского
явления также
связано с этим
периодом
Фресковая роспись новгородской церкви Спаса
Преображения на Ильине улице
Древнейший иконостас Благовещенского
собора Кремля

32. ИТОГИ

На Руси культурное возрождение шло долго и активно
началось лишь в конце XIV в.
На Руси основная идея – объединение русских земель,
переход к осознанию своей уникальности в сфере
религиозного творчества.
На Западе Возрождение – переосмысление и
переоткрытие античного наследия, у нас развитие углубление религиозного в содержании культуры.

33. Домашнее задание

• П. 22, знать особенности развития культуры в 13-14 веках
в литературе (новые жанры), архитектуре (новые храмы),
живописи (творчество Феофана Грека), отличия
Возрождения в Европе и на Руси.
English     Русский Правила