2.93M
Категория: ИскусствоИскусство

Пейзаж - один из жанров художественного творчества

1.

Пейзаж
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ МЕТОДИСТ
МБОУ ДО «РЦДТ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»
ПИМЕНОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА

2.

Пейзажем называется один
из жанров художественного
творчества, а также
произведения этого жанра,
где основным героем
картины является
первозданная природа или
природные ландшафты,
преображенные человеком.
«Золотая осень», Шишкин Иван Иванович

3.

Тот факт, что пейзаж отображает
виды природы, не исключает
появления на картинах людей или
животных. Но они никогда не играют
ключевой роли, оставаясь на втором
плане. Природу рисовали во все
времена, однако до 16 века она не
была центром картины. Скорее,
природа выступала неким
дополнением в описании
исторических событий, образов.
Словом, она служила фоном
Ручей в берёзовом лесу
Иван Шишкин

4.

«Золотая осень», Исаак Левитан
«Девятый вал», Иван Айвазовский
Уильям Тёрнер Последний рейс корабля «Отважный»

5.

История пейзажа
Схематические изображения пейзажей
встречаются в рельефах, созданных
мастерами Ассирии
и Мессопотамии, и были — в современном
понимании — смесью жанров, где
присутствовали батальные или бытовые
сцены. Первые картины в жанре пейзаж
были созданы еще во времена Древнего
Рима — изображение природы и садов
украшали стены домов; прекрасные
образцы этих росписей сохранились
в Помпеях. Изображения природы были
популярны в персидской миниатюре
и индийской живописи.
Весна с птицами. Фреска. Дом золотого браслета. Помпеи, 30−35 гг. н.э.

6.

Пейзаж в искусстве Востока
В 6 в. н.э. пейзаж утвердился
в изобразительном искусстве Китая.
Воплощение мирового порядка —
природа — стала главным героем картин
стиля «шань-шуй» — «горы-водоемы».
Панорамы с изображением гор
и лесов, с крошечными домишками
и лодочками, плывущими по озеру, были
ограничены лишь длиной
свитка, на котором их рисовал художник.
Перспективу изображали размытием
красок на заднем фоне, а картины
традиционно дополняли
стихи, выполненные в технике
каллиграфии.
Го Си. «Каменистая равнина и далекий горизонт». XI в

7.

В Японии пейзаж «субоку га» как жанр
сформировался значительно позже — только
в начале XIII столетия. Поначалу картины
были монохромным: художники
использовали только тушь. Ландшафты
состояли из отдельных деталей и не были
привязаны к реальному
ландшафту, представляя собой
эстетскую, философскую точку зрения
на окружающую природу. Некоторые
художники изображали места, где сами
никогда не были, но слышали о них
в рассказах путешественников.
Индивидуальный взгляд мастеров был
втиснут в каноны и традиционные схемы
создания картин, корни которых уходили
в китайское искусство.
Сессю. Вид на Ама-но-Хасидате.

8.

Духовная составляющая в жанре пейзажа в искусстве Востока обоснована даосизмом и другими
восточными философскими традициями. Для Запада пейзаж относится к романтическому жанру.
Для художников Востока пейзаж всегда оставался значительным жанром, в то время как на Западе
наибольшей популярности пейзаж достиг только в XIX столетии.
Южный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)Кацусика Хокусай
Святой Франциск в пустыне. Фрагмент пейзажа Джованни Беллини

9.

Пейзаж в европейском искусстве
Первые картины, которые
искусствоведы
называют «настоящими пейзажами»,
хранятся сегодня в Национальной
картинной галерее Сиены. Два
небольших изображения, написанные
на деревянных досках, датируются
1338−39 годами. В эпоху
Возрождения изображение
природных ландшафтов часто
дополняло сцены охоты, героические
и батальные сцены и даже
портреты — тут примером может
послужить знаменитая «Мона
Лиза» Леонардо да Винчи.
Мона Лиза (фрагмент)Леонардо да Винчи

10.

Выделение пейзажа в отдельный жанр произошло гораздо позже; его основоположником
по праву считается фламандский живописец Иоахим Патинир (1483 — 1524),
а продолжателем его традиций — Питер Брейгель Старший.
Пейзаж со Святым Иеронимом
Иоахим Патинир

11.

С изобретением техники масляной
живописи с последующей лакировкой
картины художники Венеции начали
больше внимания уделять геометрии
перспективы, нежели передаче
глубины с помощью цвета.
Архитектурные детали на картинах
стали меньше, изображение
ландшафтов — больше. Разработанная
итальянцами система изображения
перспективы распространилась на всю
Европу. Однако в эпоху Возрождения
пейзаж по-прежнему оставался
в роди «видов из окон» и служил лишь
деталью картины.
Буря (Гроза)
Джорджоне

12.

Пейзаж как обособленный жанр
Пейзажная живопись начинает развиваться
в Нидерландах, где в XVII веке протестантизм практически
вытеснил католицизм. Духовенство утратило решающее
влияние на науку и искусство, алтарные образы
не писались за ненадобностью, а Лейденский университет
считался центром свободомыслия. Голландские художники
создавали свои работы для людей среднего
достатка, которые украшали картинами свои дома.
Станковая живопись голландских мастеров того периода
имела преимущественно небольшой формат и простые
сюжеты, а сами художники получили название «малые
голландцы». Основными жанрами, в которых они
работали, были портрет, пейзаж, натюрморт и анималистка.
Внутри пейзажа выделялись вечерние и ночные
пейзажи, зимние и равнинные пейзажи, сельские
пейзажи, а также изображение кораблей на рейде.
Вид Толедо
Эль Греко (Доменико Теотокопули)

13.

Самый известный топографический пейзаж
XVII века, на котором изображено точное
и узнаваемое пространство — «Вид
Дельфта» кисти Вермеера. Сто лет спустя
в пейзаже наметится тенденция
к абсолютной точности изображения.
К примеру, изображения с картин Клода
Джозефа Верне серии «Порты Франции»,
написанных с натуры, можно
идентифицировать и по сей день.
Венецианские художники ввели в моду
ведуты.
Вид Дельфта
Ян Вермеер

14.

В Англии пейзаж первоначально
появился как портретный
фон, изображающий парк или дом
портретируемого. Традиции чистого
пейзажа как отдельного жанра
в Англии были внедрены Антонисом
ван Дейком и другими, главным
образом, фламандскими художниками.
На развитие жанра большое влияние
оказало увлечение англичан садовопарковым дизайном.
Ферма Глебе
Джон Констебл

15.

В XVIII веке акварельная пейзажная
живопись стала очень
популярной (в первую очередь, в Англии):
пейзаж акварелью можно было написать
достаточно быстро, и хотя стоил
он недорого, однако спрос был велик.
Стали популярными курсы, на которых
профессиональные художники обучали
писать пейзажи. Но вплоть до XIX века
самые известные мастера, работающие
в пейзажном жанре, испытывали трудности
с позиционированием себя на рынке
искусства, который по-прежнему
предпочитал исторические сюжеты
и портреты.
Цветочный сад Голдинга Констебла. Фрагмент: клумба на лужайке
Джон Констебл

16.

Основоположником русского пейзажа принято
считать Семена Щедрина, работы которого строились
на канонах классицизма. На этих же принципах
основаны произведения Федора Матвеева и Андрея
Мартынова.
Со временем романтизм вытеснил классицизм, а пей
заж стал еще одним способом выражения
национальной идеи. Таковы, например, пейзажи
Алексея Венецианова с изображениями природы
Среднерусской полосы, марины Ивана
Айвазовского, произведения Льва Лагорио и Алексея
Боголюбова. Михаил Клодт был признанным
мастером эпического пейзажа, Виктор Васнецов
любил сказочные темы, Алексей Саврасов стал
основоположником лирического пейзажа.
Грачи прилетели
Алексей Кондратьевич Саврасов

17.

Характер пейзажа
Виды пейзажа, основанные на характере его жанра, позволяют в большей степени прочувствовать общий посыл художника,
определить его взгляды и «поймать» настроение.
Выделяют следующие характеры пейзажа:
Эпические – отличаются масштабностью и размахом или пафосом;
Героические – воспевают величие природы и заставляют преклоняться перед могуществом ее стихий;
Исторические – пейзажи, которые относятся к тому или иному временному периоду (нередко такие картины дополняются
мифологическими или историческими персонажами);
Лирические – картины, передающие общее настроение и являющиеся своеобразным «зеркалом души» художника;
Идиллические – отображающие единство человека и природы;
Реалистические – сюда относятся пейзажи, в которых художник запечатлел действительность реального мира;
Фантастические – достаточно обширная категория, к которой относятся картины со сказочными, фэнтезийными или
абстрактными сюжетами.

18.

Разновидности пейзажей
Многообразие искусства объясняется многоликостью самой природы. Основными объектами пейзажной
живописи становятся реки, горы, леса, водопады, небо, луга, улицы городов.
Начиная с XX века, в пейзаже появляется даже космическая тематика. Такое многообразие тем подтолкнуло
искусствоведов на то, чтобы определить поджанры пейзажа, то есть, выделить его виды.
Городской пейзаж. На картине запечатлены архитектура, урбанистка и ландшафты различных городов. Работы
уносят зрителя в разные временные эпохи. Наряду с новыми высотными домами можно увидеть развалины и
руины древних городов. В конце XIX века стало популярным рисовать различные индустриальные сооружения.
Природный пейзаж. Его особенности понятны без дополнительных разъяснений. В центр внимания художников
попадают природные ландшафты, к которым не притрагивался человек. Они показывают красоту смены времен
года, а также других природных явлений. Особенно излюбленными считаются летний дождь, снег и извержение
вулкана.
Парковый пейзаж. Его еще часто называют усадебным пейзажем. В отличие от предыдущего поджанра, здесь
отмечено все, что создано или облагорожено человеком. Сочетание натуральной природы и урбанизации дает
художнику интересные идеи для реализации.
Морской пейзаж. Несмотря на то, что водный мир тоже считается природой, морская тематика выделена
обособленным поджанром. Жанр еще называют «Марина» (от латинского marinus – морской). Соответственно,
художников, работающих в данном направлении, принято называть маринистами. Первые пейзажи морской
тематики содержали обязательный стаффаж. Дополнительным элементом были корабли. Но позднее живописцы
сконцентрировались на естественной красоте морских волн, особенно во время шторма.

19.

Сельский пейзаж. Возникновение данного поджанра тесно связано с таким направлением, как пастораль. В то
время, когда музыканты и поэты воспевали сельскую жизнь на лоне природы, художники старались представить
себе эдакий мирок без печали и забот. Но отрешенность от мирской суеты длилось недолго и уже через
несколько лет в сельский пейзаж добавляются элементы реализма.
Космический пейзаж. Поджанр, в котором реализуются порой фантастические представления о космосе,
появился задолго до первого полета человека. Но с развитием космонавтики художники получили более
естественное представление о космосе, поэтому картины постепенно стали более реалистичными. Тем не менее,
астрально-эзотерическое направление не угасло, а наоборот, дало почву для вдохновения русским космистам.
Стоит вернуться к городскому пейзажу, так как его разнообразие привело к тому, что он подвергается более
четкому делению.
Как ни странно, но между приведенными ниже подвидами городского пейзажа есть вполне ощутимая разница,
поэтому зрителю не составит труда определить направление поджанра.
Ведута или архитектурный пейзаж. Вид городского пейзажа, полюбившийся итальянским художникам. В своих
произведениях они практически с фотографической точностью рисовали самые неприметные детали зданий и
архитектурных сооружений.
Индустриальный пейзаж. Пришел из Европы, благодаря научно-технической революции. На картинах можно
увидеть современные конструкции мостов, заводы, фабрики, железную дорогу.
Урбанистический пейзаж. В принципе, можно считать его современной моделью индустриального пейзажа.
Отличается тем, что на полотно перенесены высокие небоскребы, стеклянные здания, эстакады и прочие
элементы современного города. Отдельной ветвью развивается футуристическая урбанистика. Она описывает
представления современного человека о видах мегаполиса в недалеком будущем.
Стиль «Каприччио». Это жанр, в котором работали исключительно итальянские художники. Название вида
произошло от слова «причуда», «каприз». На картинах изображаются полуразрушенные античные здания.
Большинство из них является плодом воображения художника.

20.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила