18.78M
Категория: ИскусствоИскусство

Акварель. Натюрморт в контрастной гамме

1.

Натюрморт в контрастной гамме.
Акварель.
Кунгурский филиал ФГБОУ ВО МГХПА имени С. Г. Строганова. Преподаватель Клеймёнова А.Б.

2.

Последовательное ведение работы над натюрмортом
включает в себя ряд этапов:
Первый и один из самых важных – составление композиционного эскиза или форэскиза.
Эскизирование помогает:
1) составить композиционный и объёмно-пространственный анализ постановки (это
расположение предметов, глубина листа, перспективное сокращение плоскости, если
таковое имеется, определить положение натюрморта в пространстве);
2) найти точные пропорции, масштаб и величину предметов;
3) найти цвет и тон каждого предмета;
4) найти общий колорит постановки, характер, количество и качество освещения
(натюрморт в целом тёмный или светлый, много ли света и какой он: тёплый или холодный
и т.д.).
Второй этап – линейно-конструктивное построение. Это значит, что предметы должны быть
похожи (необходимо найти их точные пропорции) и построены так, будто мы их видим насквозь,
словно они прозрачные.
Третий этап – заливка тоном и цветом в соответсвии с замыслом (эскизом).

3.

I. Эскиз.
1.1. Композиционный и объёмнопростанственный анализ постановки.
Для написания этого натюрморта мною выбран
поворот в ¾. Это значит, что я вижу плоскость в
перспективном сокращении. Линия горизонта
(уровень моих глаз) находится на горловой части
зелёного
кувшина,
следовательно
линии
перспективного сокрвщения будут направлены
несколько вверх. Самым крупным по массе является
зелёный кувшин, на втором месте – керамическая
миска с фруктами, узкая белая ткань занимает 3 место
по величине. Самыми маленькими будут яблоки в
миске и на поверхности плоскости. Предметы
композиционно
заключаются
в
треугольник.

4.

“Правило третей”
Правило третей
- это один из самых полезных композиционных приемов. В большинстве случаев этот прием позво
Применение "правила третей" предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонт

5.

1. 2. Нахождение точных пропорций, масштаба и величины предметов.
Из натюрморта ясно, что зелёный кувшин – это самый
крупный предмет и что после перспективного построения
плоскостей начинать компоновать нужно с него,
предварительно очертив в листе будущую треугольную
симметричную
композицию.
Миска с фруктами по высоте укладывается в высоту
кувшина примерно 2 раза.
Высота миски 2 раза укладывается в её ширине. Ширина
миски совпадает с самой широкой частью кувшина.
Дно миски совпадает с величиной лежащего на дальнем
плане маленького яблока.

6.

1.3. Поиск цвета и тона каждого предмета постановки

7.

8.

Из данного цвето-тонального анализа натюрморта видно, что:
1 – самое светлое пятно – это белая ткань;
2 – второе место по яркости и светлоте занимают фрукты в миске;
3 – на третьем месте фон;
4 – чуть темнее светло-зелёного фона голубая драпировка;
5 – в разряд тёмных предметов натюрморта попадает синяя ткань на
дальнем плане;
6 – контрастным тёплым пятном на переднем плане является глиняная
миска;
7 – самый тёмный предмет – кувшин.
* В тени кувшин будет гораздо плотнее фона, а в свету – светлее. Этот нюанс
надо учитывать при написании постановки. Поскольку кувшин у меня
расположен с теневой стороны, соответсвенно, он является самым тёмным
предметом постановки.

9.

1.4. Нахождение общего колорита постановки, характер, количество и качество освещения.

10.

Подробный анализ постановки при написании живописного этюда показал,
что:
1) Натюрморт имеет среднюю тональность с ярко выраженным тёмным силуэтным
предметом (кувшин), который достаточно сильно контратсирует со светлым
окружением.
(Контраст
тёмного
и
светлого)
2) Натюрморт преимущественно в холодной сине-зелёной гамме, где фон,
драпировки и кувшин имеют холодную окраску, а фрукты и миска – тёплую. В
натюрморте интенсивно читается контраст жёлтого яблока на синем фоне и
красного яблока с зелёным кувшином. Уравновешивает натюрморт тёплая
коричневая миска (зелёный + красный = коричневый) и белая ткань.
3) Свет в натюрморте – тёплый, тень – холодная. При написании натюрморта
следует двигаться от светлого к тёмному, от тёплого – к холодному.

11.

II. Выполнение построения.

12.

Не забывайте правильно поставить плоскость.

13.

При компоновке натюрморта я в первую очередь стре
И я немного
отступила от
изначального фото,
так как в нём
миска неудачно
перекрывает кувшин.

14.

III. Заливка тоном и цветом в соответсвии с замыслом (эскизом).
Начинаем писать со светлых участков: белая ткань, фрукты и фон.

15.

Технология заливки.
Это самый простой способ нанесения однородного или неоднородного тона на
большой или средний участок поверхности. Ровный тонкий красочный слой
наносится как на сухую, так и на сырую бумагу. Нужно набрать на кисть
определённое количество краски и нанести длинный горизонтальный мазок,
начиная сверху. Капли и потёки необходимо подбирать, чтобы не было грязи и
заливка была однородной. Все мазки должны идти в одном направлении. Для того,
чтобы сделать градиент, нужно добавить воды или иного цвета, в зависимости от
поставленных задач.
Для объёмной прописки предметов подходит техника “сырой” краски (когда по
высохшей поверхности красочного слоя наносится сырой мягкой кистью цвет для
придания насыщенности и интенсивности) и “мягкие контуры” (добавить
немного водына самой границе окрашенного участка, чтобы сделать мягкий, чуть
размытый контур).

16.

Теперь пишем предметы, средние по тональности: голубая и синяя ткань и глиняная мис

17.

IV. Тональный и цветовой разбор всех светлых предметов постановки. Нужно найти всю
цветовую и тональную разницу между всеми светлыми предметами натюрморта.
Сравнивают свет к свету, тень к тени, полутон к полутону.
Здесь, в данном случае, идёт многократное уплотнение светлых участков и прописка объёма.

18.

1
3
4
3
5
4
1
5
7
2
2
6
6
2
7

19.

Огромную роль здесь сыграла
первоначальная заливка предметов с
последующим тональным разбором.
Все теневые участки предмето
натюрморта писались “по-сухому” тем
же цветом с применением более
тёмных
красок:
сепии,
умбры,
ультрамарина и нейтрально-чёрной.
При написании натюрморта не
забывайте
сравнивать
свою
постановку не только с оригиналом,
но и с этюдом, чтобы показать степень
и
качество
освещения.
При лепке формы и объёма предмета
всегда надо обращать внимание на
источник света: откуда он, и как он
освещает предмет. Для этого всегда
мысленно проводятся границы света и
тени. Объём выводится всегда по этой
границе тёмной лессирующей краской
(умбра, сепия) по сухой основе.

20.

21.

V ( и VI этап). Заключение. Прописка тёмного
предмета, написание падающих теней,
обобщение.
По мере написания натюрморта ведётся
непрестанный тональный разбор предметов
на свету и в тени между собой.

22.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила