22.11M
Категория: ИскусствоИскусство

Гобелен и его история

1.

Гобелен
Выполнили студентки
922 группы
Фролова Анастасия
Цепилова Полина

2.

История
Гобеле́н (фр. gobelin), или шпале́ра, — один из видов декоративного искусства, стенной
односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией,
вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить
через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В
Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый
ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком
воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного
художника».
●Шпалеры выполняли из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или
серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются
самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и
искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы.
Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1—1,5
м² (в зависимости от плотности) шпалеры, поэтому эти изделия доступны только
состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы
продолжает оставаться дорогостоящим произведением.
●Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер сериями, в
которые объединяли композиции, связанные одной темой. Такой набор шпалер
предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в серии
зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же
стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также
составлявшие комплект.

3.

4.

Возникновение
Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась
королевская мануфактура Гобеленов. Продукция мануфактуры была очень
популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось
в технике шпалерного ткачества. По мнению специалистов, термином
«гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все
же прочие — называть шпалерами. В настоящее время французским термином
tapisserie (англ. tapestry, нем. Bildteppich) обозначается весь художественный
текстиль. В России в научной литературе принят термин «шпалера», тогда как в
широком обиходе чаще используется слово «гобелен». Так же называют и
современные авторские ковры. В русский язык слово «шпалера» пришло в
XVIII веке из польского (польск. szраlerа, szраler), немецкого (нем. Spallier) или
итальянского (итал. Spaliera) языков. Изначально так назывались прямые ряды
подстриженных садовых деревьев или кустарников или деревянные решётки
для поддержки стволов или ветвей деревьев. В русском языке одновременно
применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», обозначавшие любое тканое
произведение, в том числе обивку для мебели. Позднее так же стало называться
и полотно, выполненное на машине (гобеленовая ткань).

5.

6.

Материалы
До XVIII века для основы в шпалерах использовалась шерсть — самый
доступный и лёгкий в обработке материал, чаще всего это овечья шерсть.
Главное требование, предъявляемое к материалу основы, — прочность. В XIX
веке основу для шпалер иногда делали из шёлка. Хлопчатобумажная основа
значительно облегчает вес изделия, она прочна, в большей степени устойчива к
неблагоприятным воздействиям внешней среды.
●Нити утка были также шерстяными: шерсть хорошо поддаётся окраске и
позволяет добиться широкого диапазона в оттенках. От утка не требуется такой
прочности, как у основы, поэтому для него использовалась более тонкая нить.
Главные качества утка — эластичность, мягкость. Копты использовали в
ткачестве шерсть и лён, шерсть и хлопок были основными материалами для
ковров на мусульманском Востоке. В доколумбовой Америке хлопок
использовался для основы, и там, где нужно было выткать участки белого
цвета, для утка применялась шерсть ламы, гуанако, викуньи, иногда
человеческие волосы. В Европе шерсть могла комбинироваться со льном,
шёлком (им выполнялись светлые места рисунка), хлопком, конским волосом,
гарусом. Блестящие нити шёлка и гаруса оттеняли матовую шерсть,
разнообразили фактуру шпалеры. Тонкими нитями выполнялись мелкие детали.
Ткачи из Арраса в XV веке положили начало использованию в европейских
шпалерах золотых и серебряных нитей.

7.

8.

Техника создания
Гобелены ткутся вручную. На станке или раме натягиваются нити основы. Нити основы
переплетаются цветными шерстяными или шёлковыми нитями, при этом основа
полностью покрывается, так что её цвет не играет никакой роли.
●Ткачество на раме
●Самым ранним и простейшим устройством для работы ткача была рама с натянутыми
нитями основы. Основу можно крепить, натягивая на гвозди, вбитые в раму, либо
используя раму с равномерно размещёнными по верхнему и нижнему краям пропилами,
либо простым навиванием нити на раму. Однако последний способ не очень удобен, так
как в процессе ткачества нити основы могут смещаться. Для создания первого зева
(пространства между плоскостями нечётных и чётных нитей) нити основы делятся
проборной планкой, в роли которой может выступать гладко оструганная палочка.
Уточная нить прокидывается с помощью челнока (но можно обойтись и обычным
моточком ниток) и после нескольких прокидок прибивается колотушкой или пальцами
рук. Чтобы выполнить обратную прокидку, ткач перебирает нити основы, создавая
второй зев. Для выполнения ворсовых узлов используется нож-крючок.
●В середине XX века мастера по текстилю снова обратились к простейшему устройству
ткача — раме с натянутыми нитями основы, а несколько позднее, в поисках новых путей
развития искусства шпалерного ткачества, некоторые из художников отказались не
только от ткацкого станка, но и от традиционных материалов

9.

Работа на станках
Позднее появились высокие и низкие ткацкие станки. Различие в работе на станках заключается в
основном в расположении нитей основы, горизонтальном — на низком станке — и вертикальном —
на высоком. Это связано с их определённым устройством и требует характерных движений при
работе. В обоих случаях способ создания на рисунке объёма и цветовых переходов одинаков. Нити
разного цвета переплетаются и создают эффект постепенного изменения тона или ощущение
объёма.
Изображение копировалось с картона — подготовительного рисунка в цвете в натуральную
величину шпалеры, выполненного на основе эскиза художника. По одному картону можно создать
несколько шпалер, каждый раз в чём-то отличных друг от друга.
В механическом отношении техника производства шпалеры очень проста, но требует от мастера
много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом может быть только
образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что
изображение он создаёт не красками, а цветной нитью. Он должен разбираться в рисунке, колорите
и светотени как художник, а кроме того, обладать ещё и полным знанием приёмов шпалерного
ткачества и свойств материалов. Довольно часто бывает невозможно подобрать нити разных
оттенков одного цвета, поэтому ткачу приходится в процессе работы подкрашивать нити.
При работе на вертикальном станке с его верхнего вала, по мере готовности изделия, разматывается
основа, на нижний накручивается готовая шпалера. Ковры, выполненные на вертикальном станке,
называются haute-lisse (готлис, от фр. haute «высокая» и lisse «основа»). Готлиссная техника
позволяет выполнить более сложный рисунок, но она и более трудоёмка. Рабочее место ткача
находится с изнаночной стороны ковра, на которой закрепляются концы нитей. Изображение с
картона переносится на кальку, а с неё — на ковёр. За спиной у ткача размещался картон, а с
лицевой стороны работы — зеркало. Раздвинув нити основы, мастер может проверить точность
работы по картону.

10.

11.

Некоторые приемы ручного
ткачества
Шпалера создаётся с помощью перекрёстного переплетения
нитей. Несмотря на лёгкость ткацких приёмов, выполнение
шпалеры — процесс достаточно долгий. В безворсовом ковре узор
образует цветная уточная нить, полностью скрывающая нить
основы, после того, как прибивается колотушкой. В современном
ковроткачестве иногда, согласно замыслу художника, нити основы
намеренно оставляются видимыми. Так как нити утка в
классической шпалере были тоньше нитей основы, то поверхность
готового ковра получалась рубчатой, и переплетение нитей
получило наименование репсового (фр. reps — ткань в рубчик). В
настоящее время соотношение толщин утка и основы может быть
самым разнообразным.

12.

В процессе создания шпалеры ткач
многократно оказывается перед
необходимостью смены утка:
обыкновенно эту операцию
выполняют при изменении цвета нити,
однако на монохромных участках
шпалеры уток также надо менять,
чтобы избежать перекоса (кирса)
ковра. Существует несколько приёмов
смены утка, как с образованием
просвета (так называемого реле) в
полотне шпалеры, так и без него, со
сцеплением двух утков между собой.
В классической европейской шпалере
реле зашивались на изнаночной
стороне ковра. Просветы размером
более 1 см ухудшают прочность ковра.
В современном ковроткачестве иногда
реле оставляют открытыми для
получения новой фактуры.

13.

Для достижения разнообразия оттенков
(особенно это актуально при ограниченной
палитре цветов) используется штриховка
— приём, который был известен уже
ткачам-коптам. Существуют три способа
штриховки: простая, когда одиночные
линии разных цветов чередуются между
собой; зубцы (их форма усложнилась к
XVI—XVII векам), вариация размеров
которых позволяет достичь мягких
переходов цвета и свободная штриховка,
когда уток прокидывается не по
горизонтали, а по линиям, образующим
рисунок
В современном ткачестве, в отличие от
классической гладкой шпалеры, широко
используются приёмы ворсовой и
махровой (неразрезанные, непрерывные
узлы) техник, заимствованные из
традиционного народного ковроделия.
Ворсовая техника известна с эпохи ранней
бронзы. Первоначально это была просто
прокидка через нити основы непряденой
шерсти, позднее появилось крепление
разнообразными узлами.
Ворсовая техника даёт возможность получить густой, достаточно короткий и плотный
ворс, махровая — редкий, длиной от 15—40 мм и выше, отчего изделие выходит мягким,
воздушным. Узлы вяжутся на двух нитях основы строго друг под другом или в
шахматном порядке и укрепляются одной или несколькими каркасными прокидками
утка. Применение ворсовой техники позволяет ткать большое произведение
фрагментами на малой раме. После снятия с рамы фрагменты соединяются швами,
которые скрывает ворс. Недостатком этих техник является возможность распускания
узлов в готовом изделии.
English     Русский Правила