19.43M
Категория: КультурологияКультурология

Знакомство с инструментами русского народного оркестра. Баян

1.

Народное отделение МБУДО «Черноморская детская школа искусств»
Презентация на тему:
Знакомство с инструментами русского
народного оркестра. Баян
Составитель: преподаватель по классу домры Конопацкая Н.Г.

2.

3.

Баян — музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным
хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым
или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность
ручной гармоники. В своей основе это язычковый духовой, но в то же время и клавишный
музыкальный инструмент. Он сравнительно «молодой» и постоянно развивающийся.
От создания и до наших дней баян претерпел огромное количество изменений и
усовершенствований. Принцип звукоизвлечения, который используется в инструменте,
известен уже более трех тысяч лет. Металлический язычок, колеблющийся в струе
воздуха, применялся в китайских, японских и лаосских музыкальных инструментах.
В частности, такой способ извлечения музыкальных звуков использовался в китайском
народном инструменте — шэне. История баяна началась с того момента, когда
\впервые металлический язычок, издающий звук, заставили колебаться от воздуха,
направленного не из легких музыканта, а из специального меха

4.

В создании баяна в том виде, в котором мы его знаем, принимали участие многие
талантливые мастера. Но у истоков стояли два независимо работающие друг от
друга мастера: немецкий настройщик органов Фридрих Бушман и чешский мастер
Франтишек Киршнер. Киршнер еще в 1787 году предложил идею создания музыкального
инструмента, в основе которого лежал принцип колебательного движения
металлической пластины в столбе воздуха, нагнетаемого, с использованием особой
меховой камеры. Бушман же использовал колеблющийся язычок как камертон для
настройки органов. В 1829 году идею создания музыкального инструмента с язычками
и меховой камерой перенял венский органный мастер Кирилл Демиан. Он создал на
основе механизма Бушмана музыкальный инструмент, который состоял из двух
независимых клавиатур и меха между ними. Демиан назвал свой инструмент
аккордеоном, оформил патент на изобретение, и в том же году приступил к их
массовому производству и продаже.
Кирилл Демиан

5.

Первые гармони в России Примерно в это же время подобный инструмент появляется
и в России. Летом 1830 года оружейных дел мастер Тульской губернии Иван Сизов
приобрел на ярмарке диковинный инструмент – гармонику. По возвращении домой он
разобрал его и увидел, что конструкция гармоники очень проста. Затем он
сконструировал подобный инструмент сам и назвал его гармонью. Так же, как и
Демиан, Иван Сизов не ограничился изготовлением единственного экземпляра
инструмента, и буквально через несколько лет в Туле был налажен фабричный
выпуск гармони. Более того, создание и усовершенствование инструмента приобрело
поистине народный характер. Тула всегда славилась своими мастерами, а тульская
гармонь и сегодня считается эталоном качества.

6.

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил
музыкальный инструмент, над которым работал более двух лет, для выдающегося
гармониста – Якова Фёдоровича Орланского-Титаренко. Орланский-Титаренко и дал
этому инструменту название в честь древнерусского певца-сказителя Бояна,
упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве», и впервые стал использовать его
на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве.

7.

1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно
и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в
правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым
пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья
Генераловы, В. Самсонов и другие

8.

Приверженцы “чистого” великорусского оркестра долго оказывали баяну упорное
сопротивление, не желая признать в нем музыкальный инструмент, столь же русский,
как и андреевская балалайка. При этом факт публичного выступления на гармонике
самого Андреева был решительно и прочно забыт» .
И тем не менее именно в сороковые годы в произведениях советских композиторов баян
получает в партитурах достойное место. Примерами могут служить
Симфония-фантазия (1943) Р. Глиэра, Фантазия на тему русской народной песни
«Коробейники» (1943) В. Дителя, произведения Н. Будашкина «Русская увертюра» (1945),
«На ярмарке» (1946), «Русская фантазия» (1948), «Сказ о Байкале» (1950), а также
сочинения С. Туликова, П. Триодина, А. Холминова, П. Куликова и многих других.
Причем первоначально в партитуру были введены два баяна, затем эта группа
пополнялась.

9.

Многотембровый готово-выборный баян – это инструмент больших
динамических, тембровых и акустических возможностей, которому под силу
исполнение самых сложных произведений, написанных для различных
инструментов.
Уровень баянного исполнительства в наши дни чрезвычайно высок. Имена
прекрасных баянистов Ивана Паницкого, Юрия Казакова, Владимира
Бесфамильного, Фридриха Липса, Вячеслава Семенова, Юрия Шишкина и многих
других известны во всем мире. Для современного баяна пишутся сложнейшие
оригинальные сочинения. Проводятся международные конкурсы и фестивали,
талантливые композиторы пишут новые интересные произведения, баянисты
гастролируют по всему миру, собирая огромные концертные залы

10.

11.

12.

13.

Спасибо за
внимание!
English     Русский Правила