4.31M
Категория: ИсторияИстория

Князь Владимир

1.

Князь Владимир

2.

Святой равноапостольный князь Владимир еще при
жизни получил в народе ласковое прозвище — Красно
Солнышко. Чуть больше тысячи лет назад по его
инициативе произошло это величайшее событие —
Крещение Руси, которое не только изменило весь ход
отечественной истории, но и предопределило ее развитие
на много веков вперед.

3.

Память равноапостольного князя Владимира
Святого — 28 июля
И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..
(А.К. Толстой)

4.

Святой князь Владимир

5.

Владимир родился около 962 года. Он был сыном
киевского князя Святослава Игоревича и Малуши,
ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи
рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга
сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и
родился будущий великий святой. Вскоре Владимира
отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе
своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное
прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет
преследовать его.

6.

Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира

7.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного
отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую
землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку,
достался Киев, Олегу — Древлянская земля. В это время
в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы
пошел кто к вам?» — насмешливо спросил их Святослав.
Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери,
Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына.
Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком
сделался новгородским князем.

8.

Древний Новгород

9.

Летописцы не жалеют черных красок, изображая
Владимира до принятия им христианства. Он был жесток,
злопамятен и вообще наделен самыми разными
пороками.
К примеру, Владимир решился на братоубийство. Когда
Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов,
стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху».
Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери,
не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого
злодейского убийства и начинается киевское княжение
Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь
лет.

10.

Владимир убивает Ярополка

11.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным
язычником и ярым противником христианства. Вскоре
после вступления в Киев он устроил на холме возле
своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил
изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога,
Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им,
нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и
приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми
земля Русская и холм тот», рассказывает летопись.

12.

В 983 году, после одного из походов Владимира, на
«Перуновом холме» было решено устроить и
человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор
некоего варяга-христианина, и киевские язычники
потребовали принести в жертву его сына. Варяг не
подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В
отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили
сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их.

13.

Древние русичи поклоняются идолу

14.

Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере.
Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял
послов от волжских болгар (мусульман), латинян и
хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон.
Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший
Владимира в преимуществах православного вероучения.
Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и
отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили,
как поклоняются Богу разные народы.

15.

Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте
византийского богослужения: «Не знали — на небе или на
земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не
знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что
пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во
всех странах». Посоветовавшись с боярами и «старцами
градскими» (представителями городского
самоуправления), Владимир соглашается с тем, что
византийская вера лучше всех остальных.

16.

Фреска древней Византии

17.

Ко времени княжения Владимира Русь уже давно и
хорошо знала христианство. Христианами были и
ближайшие соседи и родичи восточных славян — поляки,
чехи, болгары. Главное же заключалось в том, что
русские, как и другие славянские народы, еще за сто лет
до Владимира получили возможность знакомиться со
Словом Божиим на своем родном языке. Славянское
богослужение, священные и богослужебные книги,
переведенные на славянский язык святыми Кириллом и
Мефодием, первоучителями славян, и их учениками, —
все это давало возможность христианству укорениться на
Руси, стать со временем поистине родным для народа.

18.

Он посылает в Константинополь, к византийским
императорам Василию и Константину, с требованием
выдать за него замуж их сестру, порфирородную царевну
Анну. Императоры соглашаются, но с непременным
условием предварительного принятия князем
христианства. «Скажите царям так, — обращается
Владимир к посланникам императоров. — Я крещусь, ибо
прежде испытал закон ваш, и люба мне вера ваша и
богослужение, о котором поведали мне посланные нами
мужи». Царевна Анна в сопровождении своих
приближенных и священников прибывает в Херсонес, где
ее торжественно встречают жители.

19.

Однако Владимира внезапно поражает тяжелый недуг:
«по Божественному Промыслу в то время разболелся
Владимир очами, так что ничего не видел, и скорбел
очень, и не знал, что делать». Анна послала к нему с
такими словами: «Если хочешь избавиться от этой
болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь».
Князь повелевает корсунскому епископу и священникам,
прибывшим вместе с царевной, крестить себя. «И когда
возложил епископ руку на него, тотчас прозрел
Владимир».

20.

Княгиня Анна Византийская

21.

Так рассказывает летопись. Однако современные
исследователи ставят этот рассказ под сомнение,
полагая, что в летописном повествовании соединились
различные и к тому же противоречивые источники, поразному излагавшие историю приобщения Владимира к
христианству.

22.

Летопись рассказывает о свержении Владимиром
языческих кумиров, поставленных им самим за несколько
лет до этого. «Придя в Киев, повелел Владимир кумиров
ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать.
Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и
волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его
жезлием… Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его
неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения».

23.

После этого последовало крещение киевлян. Летопись
приводит слова, с которыми Владимир обратился к своим
подданным: «Если кто не придет завтра на реку — богат
ли, или убог, или нищий, или раб — да будет противник
мне». Крещение киевлян происходило в водах реки
Почайны, притока Днепра (так по версии Жития князя
Владимира; летопись сообщает о крещении в Днепре).
Совершали таинство священники «царицыны» (то есть
приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (то
есть привезенные князем из Корсуни).

24.

Крещение Руси

25.

На месте прежнего языческого святилища была
поставлена церковь святого Василия — небесного
покровителя князя. Позднее греческие мастера построили
в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, получившую
название Десятинной — главный храм Киевской Руси
Владимировой поры (храм был освящен 12 мая 996 года).
С этой церковью связана важнейшая церковноадминистративная реформа князя Владимира —
установление церковной десятины.

26.

Церковь святого Василия, построенная Владимиром

27.

Церковь Пресвятой Богородицы в Киеве

28.

Принятие христианства совершенно изменило князя
Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой
принял новую веру. Летопись и княжеское Житие более
всего отмечают его исключительное милосердие и
нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны
милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7),
Владимир начал творить множество добрых дел. Он
повелел всякому нищему и убогому приходить на
княжеский двор и брать все, что ему потребно, — едой,
питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и
немощные не могут добраться до его двора, князь
повелел развозить для них по городу пропитание.

29.

«И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы,
мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других
квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или
нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать все, что им
нужно», рассказывает летописец. «И не в Киеве одном, но
по всей земле Русской — и в городах, и в селах — везде
милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая,
жаждущих напояя, странников одаривая милостью,
церковников почитая, и любя, и милуя, подавая
требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых,
и больных — всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя.
И так пребывал князь Владимир в добрых делах…» А это
уже слова мниха Иакова, автора «Памяти и похвалы
князю Владимиру».

30.

Закладка первого десятинного храма в Киеве

31.

День памяти святого равноапостольного князя
Владимира 15/28 июля
Этот праздник русский можно назвать и религиозным, и
национальным, и государственным, и культурным. Ибо
святой русский князь Владимир заложил краеугольный
камень в основание, на котором воздвигнута
девятисотлетняя палата русской веры, русской нации,
русского государства и русской культуры. Он – духовный
родоначальник народа русского. (Святитель Николай
(Велимирович))
В историческую память народа киевский князь вошел не
только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное
Солнышко — легендарный князь русских былин, которому
несли службу все русские былинные богатыри.

32.

„Три богатыря“, В. М. Васнецов

33.

Конец
English     Русский Правила