2.71M
Категория: ИсторияИстория

Колесная лира

1.

Играл калика на колесной лире.
Псалом журчал и падал в травостой.
И не было звучания в эфире,
Живее этой музыки простой.
И ангелы, как бабочки летали,
Пока волшебное вращалось в колесо.
И небо было чистым, как в начале…
Святой водой наполнен туесок.
Струей медовой солнца свет лучился,
Колёсная лира
Спадал к земле, покинув небосвод.
Казалось, будто в мир Господь спустился.
Калика пел, а люди пили мед…

2.

Общие данные
Фрикционный инструмент, состоящий из резонаторного корпуса
8 - образнои формы, коробки с клавишами, колковой коробки с
поперечными деревянными колками, фрикционного деревянного колеса
с рукояткой для вращения и трех жильных струн.
Диапазон Три варианта настройки лиры:

3.

Исторический очерк
В Европе известна под разными именами, древнейшее из
них — «органистр» (лат. organistrum) — относится к
позднему Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие
изображения относятся к XII в.: английская книжная
миниатюра (ок. 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова
(Сантьяго-де-Компостела, 1188).
В XII в. колёсная лира представляла собой громоздкий
инструмент, который обслуживали два человека (музыкант
и его помощник, который механически вращал ручку).
После того как в XIII в. появились облегченные
(портативные) инструменты, колёсная лира быстро
распространилась по Европе и стала одним из
характернейших атрибутов менестрельной культуры
Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла
популярность и стала инструментом нищих и бродяг,
зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи,
сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена
барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке
колёсная лира стала модной игрушкой французских

4.

В России колёсная лира получила
распространение в XVII веке.
Инструмент освоили нищие и
слепые бродяги, «калики
перехожие», исполнявшие под
звуки своих лир исторические
песни, баллады, духовные стихи.
Является русским народным
музыкальным инструментом.

5.

Техника игры
Перед игрой исполнитель набрасывает себе на плечи ремень,
прикрепленный к корпусу, кладет инструмент на колени, колковой
коробкой влево и с наклоном от себя, чтобы свободные клавиши под
собственной тяжестью отпадали от струны. Правой рукой он
равномерно, но не быстро, вращает за рукоятку колесо, а пальцами
левой руки нажимает на клавиши.
Большая часть её струн (3—11) звучит одновременно, вибрируя в
результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре
отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или
удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят
мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так
называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется
также т. н. trompette — струна, опирающаяся на неплотно
закрепленную подставку и позволяющая воспроизводить ритмический
аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.

6.

Звучание
Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим
гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с
ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество
звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса;
кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо
наканифоленное.

7.

Иные названия
В разное время и в разных странах инструмент называли по-разному:
в Германии — Leier, Drehleier, Bettlerleier, Bauernleier;
в Англии hurdy-gurdy (харди-гарди, встречается и по-русски);
во Франции (в том числе в историческом Провансе) — symphonie,
chifonie, sambiût, sambuca, vierelète, vielle à roue (также сокращённо —
vielle);
в Италии — ghironda, lyra tedesca, rotata, sinfonia;
в Венгрии — tekerő;
в Белоруссии — колавая лір;
на Украине — колісна ліра, ріля, риля или рол;
в Польше — lira korbowa;
в Чехии — niněra .
English     Русский Правила