«Социально-философские идеи и концепции общественного мнения. Х. Ортега-и-Гассет»
Благодарю за внимание!
521.62K

Социально-философские идеи и концепции общественного мнения. Х Ортега-и-Гассет

1. «Социально-философские идеи и концепции общественного мнения. Х. Ортега-и-Гассет»

Выполнила
студентка
2 курса
факультета ФСК
Попова Ольга

2.

Испанский философ X. Ортега-иГассет(1883-1955) явился если не
создателем, то ярчайшим выразителем
иного, нежели у Г. Тарда, Г.Лебона и их
последователей, теоретического
подхода к социально-массовым
явлениям, который может быть
обозначен как этико-эстетический или
культурцентристский. Данный подход
играл роль подхода-активатора
начиная с 30-х годов XX века, и его
формирование было связано как с
определенной реакцией на
развертывание процессов
всесторонней массовизации в развитом
индустриальном обществе, так и с
дальнейшим развитием ряда идей
Конфуция, Платона, Ф. Ницше и других
мыслителей.

3.

Заслугой
X. Ортеги-иГассета является прежде
всего введение в научный
оборот понятия «человек
массы» (массовый
человек) и анализ
особенностей данного
социокультурного типа в
сопоставлении с типом
представителя духовной
элиты.

4.

Ортегианский
культурцентристский подход
обращает внимание на наметившееся
нарушение прежнего динамического
равновесия между элитой (высокодуховной
и высококвалифицированной частью
общества) и массой, на рост социального, а
затем и культурного преобладания типа
«человека массы», на опасность
вульгаризации всей жизни общества,
выхолащивания смысла и целей
человеческого и общественного бытия в
результате придания ценностям и вкусам
последнего статуса эталонных,
общечеловеческих ценностей.

5.

Специфика подхода заключается и в акценте на
рассмотрение «массового человека» как субъекта
современных социально-массовых явлений;
появление и господство «человека массы»
связывается с развертыванием в благоприятных
социальных обстоятельствах «плебейских»
субкультуры и типа личности, для которого
характерны жажда социального возвышения,
стремление к расширенному паразитарному
потреблению, ограниченные культурные потенции и
потребности.

6.

Согласно Ортеге-и-Гассету, при нарушении
«динамического равновесия» между массой и
элитой, когда масса ниспровергает элиту и начинает
диктовать свои «условия игры», возникает угроза
деградации всех «надстроечных» сфер: политики,
науки, искусства и др. Такое «вертикальное
вторжение варварства» (В. Ратенау и X. Ортега-иГассет) угрожает цивилизации если не гибелью, то
вырождением. Опасность такого рода возникает, по
мнению испанского философа, на рубеже XIX-XX
веков с выходом на арену истории относительно
нового типа человека. Именно его, «человека массы»,
X. Ортега-и-Гассет сделал главным «персонажем»
блестящего по форме философского эссе «Восстание
масс» (1930). Введение этого понятия открывает
простор для осмысления проблем «элемент массы»,
«латентная (потенциальная) масса», а также во
многом создает основу для формирования нового,
нетрадиционного подхода к изучению социальномассовых явлений.

7.

К массе духовно принадлежит тот, кто в
каждом вопросе довольствуется готовой
мыслью, уже сидящей в его голове. Ему не дано
проектировать и планировать, у него
ограниченные творческие возможности, нет
подлинной культуры, в решении споров он
игнорирует основные принципы разума, не
стремится держаться истины. Сложность,
многогранность, драматизм бытия либо
недоступны, либо пугают его; идеи, которые он
приемлет, имеют цель раз и навсегда
отгородиться от сложностей окружающего
мира готовыми объяснениями, фантазиями,
дающими иллюзию ясности и логичности.
Массового человека мало беспокоит, что идеи
могут быть неверны, ведь это просто окопы,
где он спасается от жизни

8.

Современным олицетворением, апофеозом
«человека массы» является так называемый
«специалист», человек, в совершенстве знающий
какую-либо одну науку, свой крохотный уголок
Вселенной, но абсолютно ограниченный во всем,
что выходит за его пределы. В политике, в
искусстве, в социальной жизни, в остальных
науках он придерживается примитивных
взглядов, но излагает и отстаивает их с
авторитетом и самоуверенностью знатока, не
принимая возражений людей компетентных —
«амбициозность полуобразованности»

9.

Массовый человек утверждает свое равенство
(точнее, дарованное ему право) не путем
восхождения к высотам культуры,
самосовершенствования, а путем низведения до себя
окружающего его социума. Все эти новые
блага и возможности он получает как готовый
результат, подарок, не имея представления о
процессе, о цене. Вокруг возникает множество новых
соблазнов. Уверенность в своем праве получать,
амбициозность полуобразованности, «комплекс
самодостаточности» порождают в нем иллюзию
фантастического всемогущества, вожделения будят
к действию: потребовать свою
долю общественных благ, даров цивилизации,
причитающихся в силу специфически понимаемого
«равноправия».

10.

Ортега указал на опасность,
угрожающую обществу со стороны
активизировавшегося К началу XX
века дисперсного моральноинтеллектуального сообщества
«людей массы», дал критерии
диагностики данного социального
типа, что позволяет нам под новым
углом зрения взглянуть на проблему
социально-массовых явлений.

11.

«Человек массы» — это не марионетка, не
случайный заложник толпы, массового действа, не
только подход пропаганды и рекламы. Не отрицая
роли социально-исторических факторов в выходе на
передний план этого типа, Ортега-и-Гассет отводит
этим факторам роль благоприятного фона скорее не
возникновения, а именно развертывания его, он
рисует «массового человека» в его активном,
экспансионистском воздействии на общество, как
субъекта формирования «массовой субкультуры» —
старой, как мир, и новой лишь в масштабах своей
агрессии, расползания в
обществе. Ортега указывает на возникновение
опасной тенденции к превращению этой, вульгарной
по сути, субкультуры в эталонную, нормативную.

12.

Массовое сознание мыслится, прежде
всего, как продукт социума, теряет
непосредственную связь с
индивидуальным. Отличительной же
чертой культурцентристского
(ортегианского) подхода является
обращение к проблеме массового в
противоположной системе координат
— рассмотрение характерных типов
индивидуального сознания, сходных
по содержанию и принципам
функционирования, позволяющее
выделить в качестве основных
массовый, элитарный, промежуточный
типы сознания.

13.

Ортегианский подход подводит к следующему
пониманию массы: это дисперсное, пространственно
распыленное сообщество индивидов с
совпадающими характеристиками сознания
(гомогенными ценностными установками, типами
мышления) — «людей массы». В определенных
исторических условиях (господство рынка,
индустриализм, урбанизация, массовизация
образования и духовной жизни вообще в сочетании с
формальной демократией) масса становится
доминирующей силой, определяющей направление,
характер протекания процессов во всех сферах
общества.

14.

Ортегианский
вариант
культурцентристского подхода в условиях
нынешнего развития общества способен
стать одним из наиболее перспективных
направлений дальнейшего изучения
социально-массовых явлений,
открывающим путь к относительно новым
и эвристически полезным теоретическим
установкам при проведении
социологических исследований и
формулировании социально-философских
обобщений, а также к формированию
реально «работающих» научных понятий.
English     Русский Правила