ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК
Проблема вращения сцен
Проблема вращения сцен
Проблема вращения сцен
Проблема вращения сцен
Проблема вращения сцен
Источник проблемы
Неоптимальные попытки решения
Решение проблемы
Алгоритм
Особенности
Результаты работы
Результаты работы
Результаты работы
Результаты работы
Результаты работы
Результаты работы
3.63M
Категория: ИнформатикаИнформатика

Исследование методов визуализации семантической сети с использованием графических библиотек

1. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК

Федеральное агентство связи
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Поволжский государственный университет
телекоммуникаций и информатики»
_______________________________________________________________
Кафедра информационных систем и технологий
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ
ВИЗУАЛИЗАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ
СЕТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ГРАФИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК
Магистрант
Болотин Д.А., гр. ИСТм-51
Руководитель
доц.,к.т.н. Назаренко П.А.

2.

Цель работы, объект и предмет исследования
Цель работы – исследование методов повышения
информативности отображения семантических сетей за
счёт использования трёхмерной компьютерной графики и
применения математического аппарата кватернионов.
Объект исследования – методы визуализации
семантической сети.
Предмет исследования – оптимальная реализация этих
методов с точки зрения эффективности и удобства
пользователя.
2

3.

Актуальность и новизна работы
Актуальность темы подтверждается достаточно широким
применением семантических сетей для представления
знаний и повсеместным распространением 3-мерной
машинной графики.
Новизна:
1. Предложен метод визуализации семантической сети
с возможностями отображения с произвольно
выбираемой точки и вращения относительно
произвольной оси.
2. Разработаны принципы взаимодействия компонентов
программной системы визуализации в процессе
отображения семантической сети.
3

4.

Визуализация семантической сети
Семантическая сеть представляет собой одну из форм
отображения знаний и содержит набор взаимосвязанных
понятий определённой предметной области, между
которыми существуют специфицированные отношения.
4

5.

Визуализация семантической сети
Проблема визуализации сети большого объёма на
плоскости.
5

6.

Визуализация семантической сети
Решение проблемы – переход от двумерного
отображения семантической сети на плоскости
средствами простой машинной графики к
пространственной визуализации средствами трёхмерной
графики.
Прототипы программного обеспечения:
Gephi
Cytoscape
Graphviz
Tulip
не обеспечивают решения этой проблемы.
6

7. Проблема вращения сцен

Направление
вращения сцены
Движение «мыши»
7

8. Проблема вращения сцен

Направление
вращения сцены
Движение «мыши»
8

9. Проблема вращения сцен

Направление
вращения сцены
Движение «мыши»
9

10. Проблема вращения сцен

Направление
вращения сцены
Движение «мыши»
10

11. Проблема вращения сцен

11

12. Источник проблемы

Невозможность одновременного вращения сцены
вокруг более чем двух осей
glRotatef(alpha,1.0,0.0,0.0);
glRotatef(beta,0.0,1.0,0.0);
glRotatef(gamma,0.0,0.0,1.0);
и специфическая обработка поочерёдного
вращения вокруг двух осей
в графической библиотеке OpenGL
12

13.

Ориентация произвольной оси
Y
y
Z
A
X
X
Z
Y
x
0
Y
z
Z
X
13

14. Неоптимальные попытки решения

90
80
Alpha
n
Beta
n
Gamma
n
60
A1( n b0 212 )
B1( n b0 212 )
90
n
212
90
n
40
1.17
212
A2( n b0 212 )
20
B2( n b0 212 )
0
0
0
0
50
100
150
n
200
212
14

15. Решение проблемы

Переход от матриц вращения или углов Эйлера
к использованию кватернионов
Кватернион
q = a + ib + jc + kd,
(1)
где a, b, c и d – вещественные числа,
i, j и k – мнимые единицы, такие, что
i 2 = j 2 = k 2 = i j k = –1
15

16. Алгоритм

Исходная (буферная) матрица фиктивного поворота
1000
0100
0010
0001
Из этой матрицы формируется кватернион №1.
Нормализуется.
Из желаемых положений отображаемой сцены формируются 2 угла поворота,
из которых формируются ещё 2 кватерниона (№2 и №3) и нормализуются.
Кватернион №1 умножается на №2
(результат запоминается в кватернионе №1).
Кватернион №1 умножается на №3
(результат запоминается в кватернионе №1).
Кватернион №1 преобразуется в единственную матрицу поворота.
glMultMatrixf(RotX);
16

17. Особенности

Недостатки: относительно высокая вычислительная
сложность, связанная с операциями
перемножения кватернионов
(большое число машинных операций)
Quater loc; // q2 – 2-ой сомножитель
loc.x= x*q2.w+y*q2.z-z*q2.y+w*q2.x;
loc.y=-x*q2.z+y*q2.w+z*q2.x+w*q2.y;
loc.z= x*q2.y-y*q2.x+z*q2.w+w*q2.z;
loc.w=-x*q2.x-y*q2.y-z*q2.z+w*q2.w;
17

18. Результаты работы

Перспективная проекция – исходное положение тестовой сети
18

19. Результаты работы

Поворот в горизонтальной плоскости
19

20. Результаты работы

Вид на тестовую сеть «сбоку»
20

21. Результаты работы

То же положение сети – ортографическая проекция
21

22. Результаты работы

Ортографическая проекция – поворот вокруг «диагональной» оси
22

23. Результаты работы

Перспективная проекция – вид «изнутри» сети
23

24.

Выводы
1. Использование графических библиотек, в частности OpenGL,
позволяет повысить наглядность визуализации семантической
сети за счёт широкого диапазона разнесения отображаемых
узлов в пространстве и произвольного выбора точки и
направления обзора.
2. Применение кватернионов позволяет осуществлять вращение
отображаемой семантической сети относительно любой
выбранной пользователем оси. Предложенный алгоритм
взаимодействия кватернионов с операциями графической
библиотеки OpenGL успешно решает задачу вращения
отображаемой сцены.
24

25.

Выводы
3. Для отображения семантической сети могут в равной степени
использоваться как ортографическая проекция, так и различные
варианты перспективной проекции. В программной обеспечении
желательно предоставить пользователю возможность выбора
проекции и её параметров.
4. При отображении семантической сети как трёхмерного
объекта возникает проблема привязки двумерных координат
вывода текстовой информации к конкретному узлу сети,
отображаемого в трёхмерном пространстве.
5. Аналогичная проблема возникает при указании выбираемого
узла сети, например, с помощью манипулятора «мышь». Для
решения этой проблемы необходимо выработать алгоритм
преобразования двумерных координат курсора «мыши» в
трёхмерные координаты выбираемого узла.
25

26.

Заключение
В результате выполнения магистерской
диссертации:
- исследована трёхмерная визуализация с
использованием ортографической и двух
вариантов перспективной проекции графической
библиотеки OpenGL;
- реализован метод трёхмерной визуализации
семантической сети с использованием
математического аппарата кватернионов для
обеспечения вращения отображаемой сцены
вокруг произвольной оси.
26
English     Русский Правила