37.11M
Категория: КультурологияКультурология

Сады Пита Удольфа

1.

ЛЕКЦИЯ
САДЫ ПИТА УДОЛЬФА

2.

Голландский дизайнер, основатель направления садоводства новой волны –
Пит Удольф
Пит Удольф родился в 1944 году в Харлеме – городке на севере Голландии.
В
молодости
он
успел
поработать
официантом,
барменом, сталелитейщиком,
плавал
на
рыболовецком
судне.
В возрасте 26 лет, попав в
питомник
разнорабочим,
Удольф влюбился в цветы.
Спустя 4 года он приобрел
профессию
дизайнера
ландшафтного строительства.

3.

В то время были популярны английские сады. Пит Удольф пишет: «Английский сад
не имеет ничего общего с экологией – он требует постоянного ухода. Он диктует
что нужно делать каждую минуту, каждый день, каждую неделю. Когда нужно
удобрять газон, удалять отцветшие соцветия, подвязывать растения. Он только
указывает что и когда делать, а не говорит: «Посмотри на то, что у тебя растет».
Как дизайнер, я нашел это очень неудачным».

4.

Он начал смешивать декоративные
злаки и многолетники. Подыскивал
растения, которые уживались бы со
злаками. Он основал дизайн бюро в
Харлеме (Нидерланды) в 1976 году,
его первые сады были напечатаны в
прессе в начале 80-х.
В 1982 Удольф перебрался на
ферму в маленькой деревне вблизи
немецкой границы, где, наконец,
смог
всецело
посвятить
себя
экспериментам с растениями. В
небольшом питомнике глубже изучил
поведение
и
характеристики
растений.
Здесь
Удольф,
при
поддержке Бет
Шатто начал
эксперименты
по
скрещиванию
растений

5.

Направление
«новая волна» основано Питом Удольфом.
Главную роль в дизайне этого направления играют многолетние
травы, которые с особой тщательностью подбираются, учитывая
структуру, форму и текстуру. Удивительно, что цветовому
решению и цветению уделяется не такое пристальное внимание,
как в традиционном ландшафтном дизайне.

6.

В дизайне Пит Удольф отдает предпочтение многолетним травам, а не
кустарникам и деревьям. Он объясняет это тем, что они более декоративны, даже
когда приходит пора умирать. Они более динамичны в своем развитии и это
непостоянство создает настроение сада. Сад наполнен эмоциями и обладает
душой. Он как зеркало: в саду должны отражаться любые изменения в природе.

7.

Что такое природный сад?
«Я не пытаюсь создать природу, я хочу создать ощущение природы,
спонтанности. Я пытаюсь передать людям такое же ощущение, будто они
находятся на природе, ощущение красоты, и это правильный подход к
природному саду. »

8.

«…С самого начала мне нравилась в саду спонтанность. Начал отбирать
растения, которые создавали «красивый хаос» и не сеялись. Перестал
подвязывать растения, которые падают или разваливаются, но при этом
продолжают выглядеть живописно. После 15 лет работы общий эффект от
сада полностью изменился: не было больше роз и растений, которые нужно
подвязывать, зато оставались отцветшие растения. Я работал с садом, чтобы
он выглядел хорошо все сезоны. При правильном подборе растения и осенью
выглядят хорошо благодаря декоративным соплодиям или повторному
цветению. Отдельно стоит упомянуть травы, которые зацветают позже.
Сначала я использовал немного злаков в бордюрах, а потом я внезапно
подумал, почему бы не попробовать наоборот – и посадил немного цветущих
растений среди злаков. Идея полностью изменилась, но она работает...»

9.

10.

11.

Пит выбирает выносливые сорта, опасаясь растений-захватчиков. Важно, чтобы
растения свободно развивались и «заходили» на территорию друг друга, при
этом не уничтожая своих соседей. Таким образом, создается живой ландшафт,
настоящий природный сад. Безусловно, садоводство новой волны не предлагает
сад, который может расти без присмотра. Он также требует подкормку, пересадку
и другой уход. Но достигается главная цель – отобранные растения максимально
раскрывают свой потенциал в тех условиях, которые им были предложены и они
практически не болеют

12.

13.

Пит Удольф зачастую выбирает небольшое количество растений, работая с
массивами одного вида. Это создает простоту, читаемость композиции, при этом
сохраняя эффектность. Но, при таком подходе необходимо тщательно
просчитывать все факторы и обдуманно выбирать растения, поскольку
необходимо, чтобы они были декоративными длительное время, порой весь сезон.
«Даже сочетание массивов из двух видов растений может выглядеть эффектно. Но
чтобы сделать правильный выбор необходимо знать много растений. Поскольку
если вы используете лишь два-три вида растений и сделали неверный выбор, они
отцветут за выходные, быстро потеряют декоративность или умрут. Это будет хаос
и вы провалитесь как дизайнер».

14.

15.

В одном из интервью Пит Удольф сказал, что создавая сад, нельзя отталкиваться
от растений. В первую очередь нужно понимать какой сад хочет видеть владелец
именно на этой территории, какое настроение от ландшафта должно оставаться:
«Сначала тип сада, затем цвет. Но сад создают формы, а цвет нужен для
выразительности. Создавая проект всегда думаешь о цвете, но создаешь формы.
В первую очередь я сказал о цвете потому, что когда думаешь о динамике, то
представляешь не белый, а скорее энергичный оранжевый и красный. Мыслите в
цвете, но это не означает, что нужно найти определенный цвет: необходимо
сосредоточиться на цветовой гамме, в которой думаешь. Это очень трудный
процесс, не важно, делаете вы простой сад или нет».

16.

17.

«…Безусловно, цвет также важен. Но если вы занимаетесь дизайном, то в первую
очередь нужно эскизно набросать форму. Даже схожие формы разных цветов
создают глубину посадок. В одном из моих садов в Швеции шалфей различных
оттенков создает перспективу»

18.

19.

«Комплексность достигается за счет повторяющихся пятен, которые задают
ритм. Посадка должна быть читаемой, иначе ее сложность не имеет смысла».

20.

Пит акцентирует внимание на том, что нужно выбирать растения удобные в
уходе и стойкие к сорнякам. Стоит помнить о том, что нужно учитывать
требования растений к условиям проживания и высаживать рядом те виды, у
которых схожие требования. Проектируя сад не стоит мельтешить видовым
разнообразием, лучше высадить крупные массивы одного вида. Необходимо
сочетать растения, которые цветут в разное время года. Оптимальное
соотношение, по мнению Пита: 30% растений, которые цветут весной, 45% расцветающие летом, 25% - осенью. Пит Удольф не чистит сад до поздней
осени, а иногда до весны, ведь многолетние травы сохраняют свою
декоративность и зимой, а разнообразные формы соцветий волшебно смотрятся
в инее, высокие травы – под снегом.

21.

Новаторство Пита Удольфа заключается в том, что он по-новому расставил
акценты в ландшафтном дизайне, выдвинув на первый план форму и фактуру, и
используя растения в крупных одновидовых посадках.

22.

23.

С одной стороны сады новой волны очень удобны для России: они
сохраняют свою декоративность круглый год и не требуют большого
ухода как сады с экзотическими растениями. С другой – учитывая то, что
порой 5 месяцев в году у нас лежит снег, летом хочется буйства красок и
зелени. Поэтому мы так любим вечнозеленые растения, декоративнолиственные, а главное – цветы, которые чем дольше и краше цветут,
тем больше ценится.

24.

Пит Удольф написал несколько книг

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

На зиму сад должен не засыпать, а продолжать радовать своей красотой. Так
считает знаменитый голландский дизайнер Пит Удольф. И не беда, что зимой в
саду доминирует в основном один цвет - белый. Ведь не цвет, а форма и структура
растений играют определяющую роль для Удольфа. Они-то и дают простор для
фантазии зимой.

34.

Любой сад, считает дизайнер, должен быть спроектирован таким образом,
чтобы он мог жить полной жизнью в течение всего года. Стебли японских
анемонов, крокусы, выглядывающие из-под снега, и, конечно, злаки, так
любимые Удольфом, - всё это может служить украшением сада независимо от
того, какой месяц на календаре.

35.

36.

37.

Сад Лурье в парке Миллениум в Чикаго

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

Совместная работа швейцарского архитектора Питера Цумтора и Пита Удольфа
павильон в Лондоне

54.

парк аттракционов , созерцательная комната, сад в саде

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

Хай-Лайн (The High Line)
Хай-Лайн — парк в Манхэттене, разбитый на месте надземной железной
дороги.

67.

Изначально это была ветка старой железной дороги: линия шла на высоте
10 метров сквозь цепь кварталов, проходила между зданиями, меняла
ширину….

68.

Уже к середине 20 века линия полностью исчерпала себя, оказалась заброшена.
Когда зашла речь о том, что ржавую ветхую дорогу пора бы уже и разобрать –
поклонники заросшей дороги развили неожиданную активность, организовали
сообщество The friends of High-Line и сумели донести до мэра города идею
превращения дороги в полноценный парк.

69.

Так это место выглядело раньше.

70.

В 1980 году железнодорожная ветка была закрыта. В 1990-х годах
собственники решали вопрос о демонтаже железной дороги вместе с
эстакадой, но было решено трансформировать пути в парковую аллею.

71.

В 2004 и 2005 годах после долгих
слушаний было решено выделить
50
миллионов
долларов
на
создание
парка.
Кроме
того,
железная
дорога
окончательно
утратила статус железной дороги и
была
удалена
из
реестра
Федеральной службы наземного
транспорта США.
Строительные работы начались в
2006 году, открытие секции от
улицы Гансворт до 20-й улицы
произошло 8 июня 2009 года, а 7
июня 2011 аллея была продлена до
30-й улицы. На март 2014 года она
имеет длину 1,6 км. Планируется
довести парк до 34-й улицы, уже
достигнута
принципиальная
договорённость
с
компаниями,
которым принадлежит этот участок

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

Общественный парк Skärholmen в пригороде Стокгольма

94.

95.

96.

97.

98.

99.

Многие англичане называют Скэмпстон Холл самым выдающимся из
современных садов Великобритании. Он удивительным образом сочетает в
себе прошлое и будущее садового искусства.

100.

Усадебный дом начала XIX века расположен в центре парка
размеров в 28 гектаров, заложенного Ланцелотом Брауном.
В 1998 году владельцами было доверено известному голландскому
ландшафтному дизайнеру Питу Удольфу создать незаурядный
новый сад в границах заброшенного старого огорода, занимающего
почти 2 гектара. Удольф разделил это пространство буковыми
изгородями на серию различных зеленых комнат.

101.

Пятисотметровый миксбордер с декоративнолистными кустарниками и
гортензиями, подбитыми многолетниками вдоль длинной кирпичной стены под
липовой аллеей

102.

103.

104.

По ходу движения в живой изгороди открывается три проема. Они одновременно
играют роль и входа в комнаты, и начала вист. Последний проем открывает обзор
на знаменитые «волны» из молинии. С середины августа, когда распустившиеся
колоски колышутся на ветру, эти злаковые волны действительно создают
ощущение моря на земле. Лаконично и гениально.

105.

106.

Овощи, растущие на приподнятых кирпичных грядках небольшого огорода, идут
прямиком на кухню небольшого ресторана при саде.

107.

В плодовом саду также выращивают цветы на срезку. Схемы посадок и
колористические решения меняются здесь каждый год.

108.

109.

«Тихий сад» представляет из себя высаженные симметрично относительно
длинной оси 24 трехметровые тисовые цилиндрические колонны с
прямоугольным основанием и квадратный водоем. Это место для уединенных
размышлений.

110.

111.

Гигантские параллелепипеды из самшита и миксбордеры из многолетников под
тисовыми изгородями – так выглядят весенний и летний самшитовые бордюры.
Они расположены по разные стороны лугового цветника.

112.

113.

114.

В центре сада – луговой цветник, представляющий богатую палитру
многолетников. Он разбит дорожками на четыре сектора, в центре находится
старый прудик с фонтаном. В этих цветниках форма листвы, соплодий и
цветоносов так же важна, как и окраска и форма соцветий.

115.

116.

117.

118.

119.

Сад-серпантин состоит из фигурных тисовых изгородей

120.

Со смотровой площадке на срезанной верхушке «газонной» пирамиды открывается
панорамный вид на весь сад.

121.

122.

Пит Удольф и Том Сюарт-Смит: сады Трентхэм

123.

В 1759 году один из лучших ландшафтных архитекторов XVIII века Ланцелот
Браун разбил вокруг полуторакилометрового озера пейзажный парк. А в 1833
году Чарльз Барри заложил в парке Итальянские цветочные сады с формальной
планировкой. Когда в 1911 году Второй Герцог Сатерлендский продал поместье,
большинство строений было разрушено, а парк стал общественным. В 2004 году
верхняя часть Итальянского сада была восстановлена, а нижняя –
интерпретирована в современном духе новой волны.
Том Стюарт-Смит

124.

125.

126.

127.

128.

Между заливным лугом у реки и Итальянским садом раскинулся
Флористический лабиринт, созданный Питом Удольфом на 55 сотках. Узкие
гравийные и газонные дорожки делят всю территорию на 32 независимых
цветника. В них большими “пятнами” высажены растения природного облика. Два
больших газона в разных концах Флористического лабиринта, можно
использовать для пикников. Цветники Пита Удольфа “работают” даже после того,
как растения отцветут. Он подбирает многолетники таким образом, чтобы их
засохшие соплодия были декоративны поздней осенью и в начале зимы.

129.

130.

131.

132.

133.

134.

135.

136.

Поместье Скампстон-Холл, в котором находится этот сад, существует с XVIII века
В центральной части сада в Скампстоне высажены
диагональные полосы золотистой молинии — всего шесть с
половиной тысяч растений. Слева — квадратный пруд,
окруженный колоннами из стриженого тиса.

137.

Вокруг викторианского круглого фонтана
размещены травяные “острова”, которые
меняют колорит в зависимости от
времени года.

138.

В традициях голландского
ландшафтного
дизайна
Удолф сделал композицию
регулярной,
использовал
много стриженой зелени. Он
разбил сад на “внешние
комнаты”,
которые
различаются по колориту и
планировке, привнося в сад
разнообразие. Здесь есть
квадратный пруд, окруженный
колоннами из стриженого
тиса.
Есть
земляная
пирамида высотой в пять
метров – с нее можно увидеть
сад в плане.
На переднем плане — заросли молинии, на
заднем — оранжевая листва сумаха.
Деревянные скамьи сделаны по дизайну Пита
Хейна Эка.

139.

Но главное – здесь есть множество разных трав. Пышные поляны,
травяные бордюры, крупные полоски, диагонально пересекающие
одну из “комнат”, как зубья расчески; бронзовые, красные, сиреневые,
серебристые стебли и метелки – и видам трав, и способам их
использования нет числа

140.

Декоративный эффект у трав потрясающий: с 1999 года, когда Пит Удольф
придумал Скампстон, он смог не раз подтвердить это большими работами в
Чикаго и Нью-Йорке.
На этой поляне круглый год что-нибудь цветет: перовския, ленок, монарда,
котовник. Кресла по дизайну Пита Хейна Эка.

141.

Шалфей, скумпия и фиолетовые цветки декоративного лука.
English     Русский Правила