«Не то, что мните вы природа…»
Ф.И.Тютчев
Форма урока:
Цель:
Из области теории…
Несколько мудрых советов…
«На мир таинственный духов…» («День и ночь»)
День
Ощущаем
Видим
Слышим
Ощущаем
Зрительные ассоциации
«Есть в осени первоначальной»
Осень
Изображение пейзажей в лирике Тютчева
Концепция мира и человека в творчестве Ф.И. Тютчева
Итоги работы
566.50K
Категория: ЛитератураЛитература

Концепция мира и человека в творчестве Ф.И.Тютчева

1. «Не то, что мните вы природа…»

(Концепция мира и человека в творчестве
Ф.И.Тютчева)

2. Ф.И.Тютчев


В живом общении, в полном слиянии с «безбрежным океаном» жизни природы
Ф.И.Тючев видел не только спасение против
немощей и печалей одинокого и
ограниченного человечес-кого «Я», но и
средство для поэта…включить, вобрать в
себя всю вселенную.
Д.Благой

3. Форма урока:

творческая мастерская
плюс
урок- презентация
и
урок- размышление

4. Цель:

на основе анализа стихотворений Ф.И. Тютчева выяснить, в
чём заключается особенность восприятия мира и человека в
творчестве данного поэта.
Задачи:
• изучить различные точки зрения на этот вопрос со стороны
известных критиков;
• отобрать для анализа стихотворения поэта, позволяющие
наиболее точно выявить его точку зрения на мир и место
человека в нём;
• сопоставить полученные результаты с точкой зрения
критиков;
• обобщить полученные результаты и зафиксировать их в
сводной таблице;
• создать презентацию «Не то, что мните вы, природа…»
(Концепция мира и человека в творчестве Ф.И.Тютчева.)

5. Из области теории…

• Интерпретация (лат.) – «истолкование, объяснение,
перевод», индивидуальная трактовка произведений
искусства.
• Анализ (греч.) – «разложение, расчленение», разбор,
рассмотрение чего-либо.
• Дескриптивная (англ.)шкала – «описательная»
• шкала

6. Несколько мудрых советов…

• Прикосновение к чужому тексту требует
деликатности и таланта.
Басовская Е.Н.
• …Искусство есть постижение мира иными,не
рассудоч-ными путями.
В.Брюсов
• Художественный текст может стать для тебя и источником эстетического наслаждения, кладезем премудрости, и советчиком… да мало ли чем ещё, ведь в
нём сокрыта бесконечность.
Басовская Е.Н.

7. «На мир таинственный духов…» («День и ночь»)

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров –
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

8. День

Но меркнет день – настала ночь,Пришла и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!

9.

Ночь
Ощущаем
О
ъ
ъ
г
о
ж
з
С одной стороны
умиротворение, а с
другой тревогу и страх.

10. Ощущаем

Видим
День. Свет. Мир пронизанный золотыми лучами
солн-ца…
Меркнущий день. Мгла. Ночь. Чёрное бездонное
небо, усыпанное звёздами.

11. Видим

Слышим
Шелест, тихий таинственный шепот. Безмолвие бездны.
Скопление повторяющихся согласных п, т, с, к, г создает
почти физическое ощущение замедления движения,
близкой остановки.

12. Слышим

Ощущаем
Под «златотканым покровом» дня человек,
казалось бы, испытывает умиротворение.
Однако это не то умиротворение, которое
ведёт к покою и счастью, оно зыбкое, как
дымка. Это лишь «лёгкая ткань»,
прикрывающая подлинный мировой лик – лик
смерти, «тёмной пропасти», ночной бездны.
От осознания этого умиротворение
сменяется тревогой и страхом.

13. Ощущаем

Зрительные ассоциации
Зрительные ассоциации
Слуховые ассоциации
Эмоциональные ассоциации
Морфологический уровень
Фонетический уровень
Морфологический уровень
имена существительные
аллитерация: повторяющиеся согласные п, т, с, к, г
имена существительные
день
оживленье
ночь
бездна
мгла
день - друг человеков и богов, исцеленье
ночь – бездна, нет преград
имена прилагательные
имена прилагательные
покров златотканный, блистательный.
день -покров
златотканный,
блистательный.
ночь страшна
глаголы
меркнет
ночь –
страшна,
бездна безымянная, мир
роковой

14. Зрительные ассоциации

«Не то, что мните вы, природа»
Мните
Зрите
Живут
Доминирующие слова
В природе есть душа
Все сотворено природой
Основная мысль каждой строфы

15.

«Не то, что мните вы,
природа»
Душа
Не вела
Не встревожит
доминирующие слова
Идея: «Не то, что мните вы природа…»: в ней дышит та же жизнь,
которую человек ощущает в себе, но только безмерно более
могучая – «божески всемирная»,перед лицом этой
вселенской жизни человеческое существование – «обман
чувств».

16.

«Есть в осени первоначальной»
В этом стихотворении Тютчев показывает
нам раннюю осень. В это время природа
особенно прекрасна, она как бы готовясь ко
сну дарит человеку возможность насладиться
красотой её красок. Хороша в это время и
погода – мягкая, теплая, волшебна в своем
спокойствии. Но в то же время у человека
возникает тягостные чувства, ведь с
приходом осени появляются и мысли о
скорой зиме. Поэтому человек старается
прожить каждый день осени по-особенному,
запомнить мельчайшие предметы.

17. «Есть в осени первоначальной»

Осень
• Природа дает человеку удивительную возможность насладиться
красотой окружающего мира. Поэт использует самые
изысканные эпитеты: «Хрустальный день», «Лучезарный
вечер», «Дивная пора», «Хрустальный вечер» - для поэта это
что-то неуловимое. Через прозрачный воздух все предметы
выглядят красивее и чистее. «Дивная пора очень коротка, не
успеешь оглянуться и наступит зима. Не зря здесь упоминается
«тонкий волос паутины» - это как тонкая грань между осенью и
зимой». «Лучезарный вечер» - невыразим в яркости своих
красок. Лазурь символизирует для автора цвет осени. В это
время природа отдыхает, и вместе с ней отдыхает и человек.
Ведь человек и природа неразрывно связаны. В стихотворении
много многоточий, так и должно быть в стихотворении о осени.
Здесь нет буйных эмоций. Остается загадочность
недосказанность. Тютчев показывает природу как живое
существо. И природа не может существовать без человека, так
же человек не может жить без природы.

18. Осень

Изображение пейзажей в лирике
Тютчева
Преобладание пейзажей - одна из примет лирики Тютчева.
При этом изображение природы и мысль о природе соединены
воедино. Его пейзажи получают символический философский
смысл, а мысль приобретает выразительность. В его
произведениях ярко выражены стремления за видимым
покровом угадать великую тайну природы.
Идея данного стихотворения – это не столь описание
своеобразия осенней природы, сколь обобщенное философское
раздумье о времени.
Рассмотрев композицию данного стихотворения можно
разделить на три части, каждая из которых отображает свою
микротему:
1) «умильная таинственная прелесть»;
2) «предчувствие сходящих бурь»;
3) «та кроткая улыбка увяданья»
По эмоциональной окраске, данное стихотворение можно
отнести к элегии.

19. Изображение пейзажей в лирике Тютчева

20.

Концепция мира и человека
в творчестве Ф.И. Тютчева
1.
2.
3.
Мир – это бездна роковая, полная тайн, которая
не страшна, покуда на неё накинут благодатный
покров, но пугает нас, если между нами и этой
бездной нет преград.
Наша жизнь – это день и ночь, свет и мрак, борьба
между добром и злом, Богом и врагом рода
челове-ческого. Что победит в нашей душе?
«Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа,…свобода,…любовь,… язык… »

21. Концепция мира и человека в творчестве Ф.И. Тютчева

4.
В природе дышит та же жизнь, которую человек
ощу-щает в себе, но только безмерно более
могучая – «бо-жески всемирная».
5.
Язык природы не доступен живущим «в сем мире ,
как впотьмах ».
6.
Это вина не тех, кто глух и нем и не способен
понять тайну мироздания.

22.

Итоги работы
• Все поставленные задачи решены.
• Намеченная цель достигнута.
• В процессе работы были использованы различные
приёмы работы с текстом.
• Результатом работы стали
творческие работы учащихся(рисунки,
интерпретации, анализы поэтических текстов);
электронная презентация;
таблицы

23. Итоги работы

Наша почта
• Ждём ваших вопросов, пожеланий и идей в наш
почтовый ящик
English     Русский Правила