История
Значение дома
Интерьер. Подвал.
Подвал
Жилые помещения
Трапезная
Застольные традиции
Кабинет боярина
Библиотека
Женская половина
Женская половина
4.21M
Категория: ИсторияИстория

Палаты бояр Романовых (Варварка, 10)

1.

Палаты бояр Романовых (Варварка, 10)
Палаты бояр Романовых (Варварка,10)
История дома и его
обитателей
Интерьеры дома и
быт XVII века
Автор – Минин Иван, ученик 6
класса «Б»

2. История

• Время основания усадьбы
ученые относят к концу XV
века - она обозначена уже на
первом плане Москвы 1597
года.
• Дом построил Никита
Романович, сын Романа
Юрьевича, давшего начало
династии русских царей
Романовых, брат Анастасии
Романовой, ставшей супругой
царя Ивана IV Грозного, дед
первого царствующего
Романова - Михаила
Федоровича.

3.


В 1571 году, во время нашествия Девлет-Гирея, когда вся Москва
сгорела, пострадал и двор Никиты Романовича. После этого в 1580
году, хозяин дома подвергся опале Грозного: после брака с Марией
Нагой царь послал на двор Никиты Романовича 200 стрельцов,
которые расхитили все достояние боярина.
• Никита Романович лишился всех своих поместий и остался в
совершенной бедности, так что вынужден был просить у
проживавших рядом англичан материи на одежду себе и детям.
• Вскоре Иван Васильевич возвратил милость к шурину и, умирая,
назначил Никиту Романовича в числе четырех ближайших
советников своему сыну царю Федору Ивановичу.
• Как только Никита Романович вернул царскую милость, а его сын
Федор Никитич оказался в фаворитах своего двоюродного брата
Федора Ивановича, палаты начали восстанавливаться. Именно в
это время они имели наилучший вид.

4.

• При Борисе Годунове
Романовы, как явные
претенденты на русский
престол вновь подверглись
опале, а Федора Никитича
сначала в 1599 году
заключили в тюрьму, а
потом насильно постригли в
монахи под именем
Филарета. С этого времени
двор на Варварке долго
оставался без своего
хозяина - Филарет Никитич
как монах, не жил в своем
доме.
Патриарх Филарет.
Хромолитография 1903
года.

5.

• Возрождение двора
началось после
избрания Михаила
Федоровича на престол
России. Государь занял
царские палаты в
Кремле, и дом этот стал
известен как "Старый
государев двор, что на
Варварском крестце
или у Варвары-горы".
Литография Б.Чорикова 1836 г.
«Призвание М.Ф.Романова на
царство».

6.

• Монастырскими усилиями на
белокаменных подвалах строятся два этажа
из кирпича - подклети и первый жилой этаж
с тяжелыми сводчатыми перекрытиями.
• В 1668 году, во время очередного пожара,
палаты вновь пострадали, о чем царю
Алексею Михайловичу было подано
донесение и прошение. На прошение это
отозвались сильные царские родственники
Милославские. При помощи Милославских
старинные палаты были восстановлены.

7.

• При возобновлении в палаты были помещены казенные кельи,
которые считались первым местом в монастыре после Божьих храмов,
так как в них находилось монастырское правление и хранились
драгоценности.
• В 1737 году монастырь и палаты вновь подверглись огню. В первой
половине XVII века казенные кельи из палат перенесены в другое
место, а в палатах стал жить грузинский митрополит Афанасий со
штатом. Он жил в них десять лет, с 1752 по 1762 год, поэтому палаты
назывались архиерейскими.
• Однако, с перенесением столицы в Петербург значение Москвы и
внимание к ней со стороны властей уменьшилось. Это отразилось и на
здании монастыря и примыкающих к нему построек.
• Лишь в начале 40-х годов по приказу Елизаветы Петровны в
монастыре "исправили ветхости". Однако после ухода митрополита
из-за крайней нехватки монастырских средств палаты стали
отдаваться в аренду. Все эти события и перестройки изменили здание
до неузнаваемости.

8.

• В середине XIX века,
император Александр II решил
устроить в своей родовой
вотчине музей "Дом бояр
Романовых", один из первых
музеев Москвы.
• Палаты были выкуплены у
монастыря, расчищены от
поздних наслоений, тщательно
обмерены и отреставрированы.
• По проекту придворного
архитектора Ф.Ф.Рихтера, был
надстроен полностью
утраченный верхний
деревянный этаж в виде
теремка с высокой крышей и
достроено крыльцо.
Вид палат Романовых после
реставрации. Литография по
рисунку Ф.Рихтера. 1850-е гг.

9. Значение дома

• Для нас этот дом особенно важен – здесь
жили родился дедушка Петра. Именно он
олицетворял устои и традиции дедовских
порядков. Этот быт сопутствовал Петру в
его юные годы, но это и те порядки,
которые он преодолевал всеми своими
нововведениями.
• Обратимся же к некоторым подробностям
русской повседневной жизни XVII века.

10.

• Современное здание - кирпичное
с глубоким подвалом из белого
камня и третьим деревянным
этажом - стоит по линии улицы.
Сильный перепад рельефа привел
к тому, что здание оказалось
врезанным в склон с улицы:
подклет и большая часть первого
этажа скрыты землей. Здание
составлено из двух объемов:
большего - восточного (в основе
наиболее древнего) и меньшего западного, вытянутого вдоль
улицы, с крыльцом со стороны
двора. Обе части огораживают
внутренний дворик перед
крыльцом, которое заслоняет
почти весь южный фасад
западной части здания.

11. Интерьер. Подвал.

• Внутри находится подклет
("верхние погреба"), слабо
освещенный узкими
окнами. В подклете
расположены поварня с
русской печью и старинной
кухонной утварью. В
подвальный этаж ведет
широкая каменная
лестница, по ней вкатывали
и спускали в медушу бочки с
винами, пивом, медом и
квасом.

12. Подвал

• Подвал, который ближе к кухне был продуктовым. Потолок низкий и
сводчатый. В этот подвал могли войти все обитали дома: и хозяева, и
слуги. Для освещения использовались свечи и лучины. А чтобы не было
пожара всегда использовались корытце с водой или песком. В доме же
использовались свечи, которые тушили специальным съемом.
• Но есть в доме и подвал, вход в который открыт только для хозяина. Это
подвал-казна. Потолок подвала также сводчатый, выложен из белого
камня - он лучше впитывает влагу. В подвале-казне хранились ценные
вещи в основном в сундуках. Деньги лежали в специальных мешках, а
сундук, в котором они хранились, назывался сундук-денежник или
сундук-сейф. Эти сундуки делали для хозяина по специальному заказу,
и секрет замка знал только сам хозяин.
• Когда объявлялась война, боярин должен был явиться со своим
имуществом к царю, а дальше нужно было слушать и выполнять его
указания. Вот почему в подвале-казне хранилось также оружие:
кольчуги, бердыши, щиты, огнестрельное оружие, пистоли, пушки.

13. Жилые помещения


Жилые помещения в доме
находились выше подвала.
Небольшие комнаты с тяжелыми
сводчатыми потолками
предназначались для мужчин.
Здесь, помимо общей трапезной,
где семейство обедало, а также
принимались гости, находится
кабинет боярина и комната
старших сыновей с обширной
библиотекой и учебными
пособиями: телескопом,
географическими картами.
До 6-7 лет дети – мальчики жили
на женской половине дома, а как
только они достигали нынешнего
школьного возраста, они
переселялись на мужскую
половину, и их воспитанием
занимались дядьки.
Кабинет боярина в палатах.

14.


Они учили их грамоте – алфавиту. Одна
сторона разворота книги не содержала
текста, и ученик мог легко переписывать
текст с другой страницы. Многие правила
были рифмованные, и их легко было
учить. А чтобы водить по книге было
удобно, использовалась указка в виде
ноги. Боярских детей учили географии. Их
учили самих рисовать карты. Для этого
использовались угломер и компас. Учили
также арифметику и иностранные языки.
Обязательным иностранным языком была
латынь. Учили также немецкий и
французский языки. И обязательно для
каждого мальчика был дядька – учитель
физкультуры. Ведь вооружение воина
составляло около 27 кг. Когда мальчик
вырастал, ему приходила «Призывная
грамота на службу к царю для боярина». И
молодой боярин должен был выдержать
непростой экзамен. Так что если он учился
прилежно, то ему обычно это удавалось, и
он зарабатывал хорошее жалование на
государевой службе.
Карта, учебники и приборы
XVII века.

15. Трапезная


Самой парадной палатой является
трапезная палата. Ее венчает
сводчатый потолок с росписью. Мы
можем увидеть в росписи герб
России, грифон – герб семьи
Романовых, вензель «МФР» Михаила Романова. Окна вместо
стекол – слюдяные, но часть окна
обита материалом, чтобы сохранить
тепло. Лавки за столом покрыты
материалом. В праздничные дни,
лавки покрывались полавочником,
дорогим и красивым материалом. В
красном углу – икона.
Гость, входящий в дом, приложив
правую руку к сердцу, кланялся
иконе, а потом хозяину. Посуда на
столе медная или оловянная. Гости
рассаживались за столом тоже по
определенным правилам. Чем
знатнее и богаче гость, тем ближе он
садился к хозяину.

16. Застольные традиции

• Первое блюдо ели руками, и поэтому потом по кругу передавалась
миска с водой, чтобы помыть руки.
• Потом подавались супы и похлебки, к ним подавали ложки. Пища
подавалась несоленой. Вот почему про гостя, которого не принимали
в доме, говорили, что он ушел «несолоно хлебавши». Хозяин угощал
всех гостей квасом из сосуда, который назывался братина. Хозяин
брал сосуд, делал глоток и передавал гостям. Потом сосуд
возвращался к хозяину. Этот ритуал был символом братства хозяина с
его гостями.
• В трапезной всегда стоял стол-горка. В нем стояли позолоченные
ковши – подарки царя и награды. А наградами государя – были кроме
позолоченных ковшей, шубы и часы. Шубы шили мехом внутрь, а
сверху их расшивали шелком, бархатом и драгоценными камнями.
Часы были тоже очень символичной наградой. Подарками обычно
были отрезы дорогих тканей. Обычную одежду шили из льна, который
часто сами и ткали, а парадную – из шелка и бархата.

17. Кабинет боярина


Сам боярин работал в кабинете. Стены в
нем обивались тесненной кожей. В углу
стояла изразцовая печь, стол. На столе в
основном лежали перья. Гусиными
перьями писали мелкие служащие, а
лебедиными – богатые бояре и сам царьгосударь. Документы представляли собой
грамоты. Это было достаточно узкое и
длинное письмо, написанное скорописью
– сокращенно, которое потом
сворачивалось в трубочку и закреплялось
боярской печатью. Деньги хранили в
кошельках, которые назывались «калита».
Ценные вещи хранили в небольших
сундуках, которые назывались
«подголовник». Крышка сундука была
плоской, и на нее можно было положить
подушку. День боярина начинался в 4 часа
утра, с восходом солнца, а днем он
отдыхал.

18. Библиотека

• Спален в палатах не было, но
были так называемые комнаты
отдыха, библиотеки. Поскольку
книги в те времена были очень
дорогие, хранили их в сундуках,
называемых книгохранители, а
комната отдыха приобретала
еще одно название – книжная
казна. В палате стояла лавка, на
столе – уховертка и гребешок. А
самая большая ценность этой
комнаты – книги. Стоить книга
могла одну цену с коровой или
лошадью.

19. Женская половина


Поднявшись по крутой лестнице, можно
оказаться на третьем этаже, принадлежавшем
женской половине семьи - он деревянный с
большими окнами. Ведь дело, которым
занималась хозяйка было рукоделье, а значит
– нужно было много света. Женщины носили
распашные сарафаны и рубахи из батиста.
Одежду украшала ручная вышивка. На
одежде обязательно должен был быть
накладной воротник, хранитель от нечистой
силы. Голову девушки украшала девичья
повязка. А пуговицы были большие и
дорогие, размером с яйцо. Для сравнения –
кафтан может стоить 70 руб., а пуговицы к
нему – 660 рублей. Дома на ногах носили
тапочки без задника. В старые времена
зеркала вообще были запрещены на Руси.
Поэтому либо были маленькие зеркальца в
гребешках, либо закрывающиеся зеркала.

20. Женская половина

• Но комната хозяйки стоит особняком. Это самая просторная комната в
доме. В ней стоит изразцовая печь. На столе хозяйки ключи, потому
что женщины вели домашнее хозяйство; сундуки, в которые
складывали приданое дочери и хранили все свои вещи; книжки, ведь
женщины были грамотные и тоже много читали. На полу игрушки, в
комнате люлька, ведь главная задача женщины, независимо от
сословия – воспитание детей. В сундуках, где хранилось приданое
дочерей, лежали сговорные грамоты, чтобы не путать, чье приданное.
А дочери, подрастая, тоже занимались вышивкой, и сами шили себе
приданое. Их учили этому с самого раннего детства. А в 12-13 лет их
уже выдавали замуж.
• Окна женской половины выходили на разные стороны света. А самой
светлой должна была быть светлица – рабочая комната женщин. В
светлице стояли ткацкий стан, на котором делали льняные нити,
пяльца для вышивания, ткацкие станки. Из льна делали
повседневную одежду, а нарядную – делали, например, из
итальянского бархата.
English     Русский Правила