Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула
Коллаж в Цюрихе
Коллаж в Берлине
Коллаж в Ганновере и Кёльне
Спасибо за внимание!
45.12M
Категория: ИскусствоИскусство

Дадаи́зм, или дада

1.

2.

Дадаи́зм, или дада — авангардистское
литературно-художественное течение,
зародившееся во время Первой мировой войны в
нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Стиль
существовал с 1916 по 1922 г. Сутью дадаизма
была насмешка над буржуазной культурой и
дискредитирование мещанских нравов.
Некоторые теоретики искусства считают,
что из дадаизма берёт своё
начало постмодернизм.

3. Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула

Дадаизм возник как реакция на
последствия Первой мировой
войны, жестокость которой, по
мнению дадаистов, подчеркнула
бессмысленность существования.
Главной идеей дадаизма было
последовательное
разрушение
какой бы то ни было эстетики.
Дадаисты
провозглашали:
«Дадаисты не представляют
собой ничего, ничего, ничего,
несомненно, они не достигнут
ничего, ничего, ничего».
Тео Ван Дусбург. Плакат с объявлением
вечера дадаистов.

4.

Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в
искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился
предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы. К основателям дадаизма
чаще всего относят художников Ганса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко. Дадаизм имел антивоенную и
антибуржуазную направленность, примыкая к радикальным левым политическим
течениям анархизма и коммунизма.

5.

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой
творчества дадаистов был коллаж — технический приём создания
произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных
на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных
материалов: бумаги, ткани и т. д

6.

В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный»
коллаж, берлинский коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.

7. Коллаж в Цюрихе

В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность
комбинирования элементов. Например, Ганс Арп создавал свои коллажи, в
случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной
бумаги и приклеивая их так, как они легли.

8.

Тристан Тцара (Румынский и французский поэт еврейского
происхождения) предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из
сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом, использование коллажного
принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но
мигрирует в поэзию).

9. Коллаж в Берлине

Коллаж берлинских дадаистов многосоставен, визуально насыщен и зачастую носит
ярко выраженный политический, протестный заряд. Художник Георг
Гросс утверждал, что коллаж дает возможность выразить в зрительной форме то,
что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами.
В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий, и художники
настаивают на термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от
«живописного» кубистского коллажа.

10. Коллаж в Ганновере и Кёльне

Третье намеренье — наделение коллажа свойствами поэтического произведения
— используется в кёльнских работах Макса Эрнста, а также в ассамбляжах Курта
Швиттерса, работавшего в немецком Ганновере. Не смотря на то, что стиль работ
этих художников не совпадает, их объединяет понимание коллажа как явление,
достаточно родственное поэзии.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23. Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила: Конькова Н.В.
English     Русский Правила