Абзац. Тематическое предложение в абзаце
Ход авторской мысли
Способы распространения темы или мысли в абзацах
Определите способы распространения темы или мысли в абзацах
Литература
1.08M
Категория: Русский языкРусский язык

Готовимся к ЕГЭ. Абзац как основная единица речеведения

1.

2. Абзац. Тематическое предложение в абзаце

Абзац – это единица текста, представляющая
собой единство тематически объединенных
предложений. В одном из предложений абзаца
обычно указывается тема.
Тематическое предложение абзаца выделяет
предмет речи и очерчивает границы темы в
абзаце. Оно содержит слово, словосочетание,
часть предложения или предложение, требующие
распространения, детализации тем или иным
способом путем приведения подробностей,
примеров, указания причины, следствия, путем
сопоставления, противопоставления и т.п.
Если тематическое предложение в абзаце
отсутствует, это значит, что абзац является
продолжением распространения (детализации) темы,
обозначенной в предшествующем абзаце.

3. Ход авторской мысли

• Абзац – это дополнительное
средство группировки
суждений по смыслу.
Членение текста на абзацы
создает алгоритм
распознавания фрагментов
смысла, смысловых и
логических комплексов в
письменной речи.
• Он отражает намерение
художника выделить
внешним образом в особую
группу те или иные части
произведения, он делает
отчетливыми группировки
эмоций, идей, образов.

4. Способы распространения темы или мысли в абзацах

1. Детализация.
2. Приведение примеров, подтверждающих мысль, высказанную в тематическом
предложении.
3. Сопоставление и противопоставление.
4. Объяснение тезиса, получившего отражение в тематическом предложении.
5. Причинное обоснование содержания тематического предложения.
6. Указание на следствие из содержания тематического предложения абзаца.
7. Определение понятий, введенных тематическим предложением.
8. Аналогия – распространение темы путем указания на аналог.
9. Выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков и т.д., обозначенных в
тематическом предложении абзаца, одного какого-нибудь с последующей его
детализацией.
10. Формулирование вывода из содержания тематического предложения.
11. Вопросно-ответный способ распространения тематического предложения в
абзаце.
12. Дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении абзаца.
13. Нагнетание, усиление темы абзаца.
14. Подтверждение главной мысли абзаца.
15. Предположение, не противоречащее смыслу тематического или концептуального
предложения абзаца.
16. Указание на условие осуществления или истинности утверждения (отрицания),
сделанного в тематическом предложении абзаца.

5.

Детализация –
распространение
темы путем
приведения
подробностей
Какие
подробности
приводит автор
для детализации
содержания
тематического
предложения?
Как-то под вечер я попал в огромный
универмаг. Эскалатор поднимал
меня этаж за этажом мимо
новейших, самых модных вещей,
пахнущих краской, блистающих
никелем, нетронутой чистотой. И
вдруг я попал в старое, поношенное,
захватанное и поразительно
знакомое. Это были вещи моего
детства. Граммофоны с большими
зеленоватыми трубами,
деревянными инкрустированными
ящиками. Тяжелые карманные часы с
цепочками. Старомодные коньки.
Сахарные щипцы. Лорнетки. Тут не
было ничего антикварного, самые
обычные бытовые вещи наших отцов
и бабушек — корсеты, телефонные
аппараты с кнопками, ридикюли,
гамаши, большие роговые гребни,
ручные швейные машины...
(По Д.Гранину)

6.

Приведение
примеров,
подтверждающих
мысль,
высказанную в
тематическом
предложении
Какими
примерами автор
подтверждает
содержание
тематического
предложения?
Старая петербургская квартира
досталась дяде от какого-то
генерала, в ней было полно
ненужных и странных, на наш
взгляд, вещей. Ломберный стол,
крытый ярко-зеленым сукном.
Скольких трудов нам стоило отодрать
его! Огромный кованый сундук.
Пустая золоченая клетка. Секретер со
множеством отделений. Мы
выковыривали оттуда перламутр,
замочки, пружинки, которые
выталкивали потайные ящички. Мы
презирали и не любили эти
старорежимные вещи. Подсвечники
мы сдали в утиль и купили
волейбольный мяч. Таким же
способом мы расправились с
бронзовыми часами.
(По Д.Гранину)

7.

Указание на
следствие из
содержания
тематического
предложения
абзаца
Что из этого, по
мнению автора,
следует?
К чему это
привело
(приведет)?
Как это сказалось
(скажется) на
дальнейшем ходе
событий?
Со стыдом вспоминал я, сколько
бесценного уничтожил я, уничтожил
безвозвратно. В нынешней квартире
моей нет ни одной старой вещи,
ничего из того, что когда-то
принадлежало родителям, связано
было бы с жизнью отца, деда, ничего
фамильного, наследованного.
Низенькие эти столики, да диванкровать с поролоновой начинкой, да
полки, где те же книги, что и у всех,
— новые, новехонькие. Была,
правда, старая настольная лампа,
купленная в комиссионном, чужая
старина, не вызывающая никаких
воспоминаний, поэтому ничем не
дорогая. Мебель, одежда, украшения
— словом, все вещи вокруг нас
сменяются быстро. Они и рассчитаны
на недолгую жизнь. Из них не
составишь «цепь времен». И как же
легко её разорвать…
(По Д.Гранину)

8.

Сопоставление и
противопоставление
фактов, явлений,
идей, изложенных в
тематическом
предложении, другим
фактам, явлениям,
идеям
В чем автор
видит сходство
(различие)
сопоставляемых
(противопоставляемых)
явлений?
С наукой не спорят — раз умные
люди говорят, что наша участь на три
четверти предопределена генами,
значит, так оно и есть. Но главное в
нашей судьбе заключено в
четвёртой четверти: призвание,
радость освоения мира, азарт
познания, дружба, любовь, роскошь
человеческого общения, столь
ценимая Антуаном де СентЭкзюпери. Если суммировать,
получится примерно вот что:
биологическим в нас командуют
гены — а человеческое? А
человеческое в себе создаём мы
сами. На все четыре четверти. На все
сто процентов.
(По Л.Жуховицкому)

9.

Усиление
основной темы
абзаца
Как усиливается в
абзаце
информация,
переданная
тематическим
предложением?
Я отчётливо вижу, как с течением
времени меняются писательские
жёны. Многие из них, живя с
талантливыми людьми, сами
становятся талантливыми. Вот
случай, поразительный по яркости.
Девочка познакомилась с известным
поэтом, начался роман. Дальше
рядовая советская судьба: поэта
сослали, и девочку с ним, поэта
посадили, и он безвестно пропал в
зоне, а повзрослевшую девочку на
долгие годы загнали в лагерный
барак. Выжила. Вышла. И написала
поразительную книгу воспоминаний,
одну из лучших образцов русской
прозы XX века.
(По Л.Жуховицкому)

10.

Вопросноответный способ
распространения
тематического
предложения в
абзаце
Делится ли
содержание
абзаца на
вопросноответные
единства?
О. Э. Мандельштам был великим поэтом.
Но как вышло, что и его жена
Надежда Яковлевна Мандельштам
стала автором великой книги, не
только глубокой, честной и точной,
но и почти безукоризненной по стилю?
Когда поэта погубили, а рукописи
изъяли, вдова поняла, что, кроме неё,
некому: сохранить для русской культуры
стихи, заменить которые нечем. А как их
сберечь, когда за ней
наверняка вот-вот придут (вскоре и
пришли)? Где хоть относительно
безопасное место для рукописей?
Надежда Яковлевна такое место нашла
— в собственном мозгу. Стихи мужа она
выучила наизусть, и все бесконечные
лагерные годы, чтобы ничего не
забылось, ежедневно
повторяла в уме. Без всяких оговорок,
это был подвиг. Но ещё и потрясающая
школа работы над словом.
(По Л.Жуховицкому)

11.

Подтверждение
главной мысли
абзаца
Что можно
привести в
качестве
подтверждения?
Да, мы здорово зависим от судьбы. Но не
стоит прогибаться под диктатуру гена:
двадцать пять процентов свободы, которые
оставляет нам наследственность, в нашей
судьбе куда важнее, чем неизбежные три
четверти.
Величайший россиянин всех времён был
правнуком знаменитого крестника Петра
Великого, генерала Ганнибала. От прадеда он
унаследовал железное здоровье, немалую
физическую силу, могучий характер и редкую
работоспособность. Почему он-то не вышел в
генералы? Ведь какую карьеру мог бы сделать
с его умом и энергией! Видимо, двум ярко
одарённым родственникам хватило для
поиска жизненного призвания той четверти
натуры, которая, в отличие от трёх
наследственных четвертей, давала им свободу
выбора. Чернокожий воспитанник царя не
видел для себя судьбы, кроме престижной
военной. А на жизнь Пушкина решающее
влияние оказали не гены, а либеральные
преподаватели Лицея и вольнолюбивые
однокашники...
(По Л.Жуховицкому)

12.

Аналогия –
распространение
темы путем
указания на
аналог
С чем это понятие
(чувство,
состояние) можно
сравнить?
Мне, видите ли, после вашей
пьесы сделалось страшно и
тоскливо. Так чувствовал я
себя однажды в детстве: был
у меня в саду угол, где сам я,
своими руками, насадил
цветы, и они хорошо росли
там. Но однажды пришел я
поливать их и вижу: клумба
разрыта, цветы уничтожены
и лежит на их смятых
стеблях наша свинья... А день
был ясный, и проклятое
солнце с особенным усердием
и равнодушием освещало
гибель и развалины части
моего сердца...
М.Горький о пьесе «Дядя Ваня»
А.П.Чехова

13.

Причинное
обоснование
содержания
тематического
предложения
Почему?
Совесть человека не
зависит от степени его
цивилизованности. Я
встречал в деревнях
старушек, имеющих самые
дикие представления о
реальном состоянии мира и
при этом живущих по
законам самой утончённой
совести. И встречал людей
высокообразованных, не
стеснявших себя в выборе
средств...
(По Ф. Искандеру)

14.

Определение
понятий,
введенных
тематическим
предложением
Что, по мнению
автора, обозначает
это слово (эти
слова)?
Духовность не то, что
культура поведения или
образованность. Огромное
количество людей, не имея
образования, обладает
высочайшей силой
духа. Интеллигентность — не
образованность, а духовность.
Духовная жизнь человека — это
его собственное стремление к
высокому.
С.Соловейчик

15.

Объяснение
тезиса,
получившего
отражение в
тематическом
или
концептуальном
предложении
Чем это можно
объяснить? Что
здесь имеется в
виду?
…Само по себе чтение книг,
посещение театров и музеев не
есть духовная жизнь. Духовная
жизнь человека — это его
собственное стремление к
высокому, и тогда книги или театр
волнуют его, потому что отвечают
его стремлениям.
В произведениях искусства
духовный человек ищет
собеседника, союзника — ему
искусство нужно для поддержания
собственного духа, для
укрепления собственной веры в
добро, правду, красоту.
С.Соловейчик

16.

Формулирование
вывода из
содержания
тематического
предложения.
Какие выводы
можно из этого
сделать? Как это
можно обобщить?
Разного рода политические злодеи
пытались доказать, что совесть всего
лишь архаический предрассудок,
что она имеет классовый или
расовый характер. Народы,
принявшие подобные учения,
освобождались от тормозов совести,
приобретали динамическую силу и
сравнительно легко завоёвывали
другие народы. Но в конце концов их
победоносные империи неизменно
разваливались. Думаю, совесть
порабощённых народов к этому
времени успевала проснуться и
возмутиться. А человек с
возмущённой совестью становится
сильнее негодяя.
Ф.Искандер

17.

Указание на
условие
осуществления
утверждения
(отрицания),
сделанного в
тематическом
предложении
При каких условиях У анатомии и словесности
одинаково благородное
это возможно?
происхождение и те же цели,
воевать нет смысла. Если человек
знает учение о кровообращении,
если он к тому же ещё изучает
историю и выучил романс «Я помню
чудное мгновенье...», то он
становится ещё богаче.
Следовательно, мы имеем дело
только с плюсами. Поэтому гении
никогда не воевали против науки, а
в писателе Гёте очень хорошо
уживались поэт и естественник
А. П.Чехов

18.

Дополнение
мысли,
отраженной в
тематическом
предложении
Чем можно
дополнить
содержание
тематического
предложения?
Равнодушие — это ягодки,
которые вызревают на цветах
эгоизма. У равнодушного
человека нет близкого, родного,
дорогого существа, которому бы
он отдавал своё сердце. Человек
для эгоиста - это не безграничный
мир мыслей, переживаний,
стремлений, а источник
наслаждений или же совершенно
нейтральное существо, которое
не может принести ему никакой
пользы.
В. Сухомлинский

19.

20. Определите способы распространения темы или мысли в абзацах

…Далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, «из
букв вечно выходит какое-нибудь слово» (Гоголь) и всякое слово что-нибудь да «значит»;
слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то –
«подержанное», расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно мимолетное, что
быстро уносится в позабытое прошлое...
И это называется «чтением»... Механизм без духа. Безответственная забава.
«Невинное» развлечение. А на самом деле – культура верхоглядства и поток
пошлости.Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. Таких «читателей» мы все
опасаемся. Ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл…
Как возникло, как созрело написанное?
Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал, надеялся и
отчаивался. И захотелось ему поведать нам о чем-то таком, что для всех нас важно, что
нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. Значит – что-то
значительное о чем-то важном и драгоценном. И вот он начал отыскивать верные образы,
ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу.
Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, иногда – всю жизнь; не
расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные
часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием. Ищет сразу и правды, и красоты, и
«точности» (по слову Пушкина), и верного стиля, и верного ритма, и все для того, чтобы
рассказать, не искажая, видение своего сердца…

21.

И наконец произведение готово. Последний просмотр строгим, зорким глазом;
последние исправления – и книга отрывается, и уходит к читателю, неизвестному,
далекому, может быть, – легковесно капризному, может быть, – враждебно
придирчивому… Уходит – без него, без автора. Он выключает себя и оставляет
читателя со своею книгою «наедине».
...Читать – значит искать и находить, ибо читатель как бы отыскивает скрытый
писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе.
Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить – значит творить. Это есть борьба за
духовную встречу; это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрел и
закопал искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал,
всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного».
Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтениедолжно быть
углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем
откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что
следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и
строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то,
что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся
незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, – как бы букетом собранных
нами в чтении цветов.
И. А. Ильин «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»

22.

Удачи в работе!

23. Литература

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарьсправочник лингвистических
терминов. Изд. 2-е. М.:
Просвещение, 1976г.
В.Н. Мещеряков. Жанры школьных
сочинений. Теория и практика
написания. М.: «Флинта», «Наука»,
1999.
С.М. Евграфова. Искусство письменной и
устной речи. Газета «Русский язык», №
2/2000.
Громов И.А. Формирование
речеведческой культуры:
абзац как основная единица
речеведения. Журнал «Русский
язык», №9, 2009
English     Русский Правила