37.36M
Категория: КультурологияКультурология

Семь дней в Израиле ч.4

1.

2.

Теперь наш путь лежит в Акко – город, как его ещё называют древняя Птолемаида, расположен в Западной Галилее на севере Израиля в 23км от Хайфы,
если ехать по побережью Хайфского залива.
За окном Хайфа на склонах горы Кармель.
По скоростной магистрали путь наш оказался не долгим и вот впереди уже
показались крепостные стены древнего города.

3.

История появления города уходит корнями так далеко, что разглядеть самые ее истоки не представляется возможным. Представьте себе, иудеи,
христиане и мусульмане уверены, что именно на этом месте располагалась земля (поля и пастбища), отданная Господом первому человеку на Земле Адаму после его изгнания из рая, а на побережье близ Акко «остановился» Всемирный потоп.
На снимке – старый город Акко (расположенный на переднем плане на
полуострове) с высоты птичьего полёта.
Старый Акко – один из немногих городов на средиземноморском побережье, крепостные стены
которого в течение многих столетий сохранились без значительных повреждений. В Акко нашли
прибежище и оставили свой след четыре религии: здесь есть еврейские синагоги, роскошные
церкви в христианских районах, крупные мечети, а также сад (второй после Хайфы по красоте и
изысканности дизайна), где похоронен Бахаулла – продолжатель бахайской религии.
Впервые название города (произносилось как «Аку») встречается на черепках египетских
глиняных сосудов (около 1800 года до н. э.). В эпоху Израильского царства Акко принадлежал
финикийцам. Потом здесь властвовали ассирийцы, персы. А в 332 г. до н. э. в этих местах
появился Александр Македонский. Город вошел в состав Гереческой колонны. Когда Палестина
оказалось под властью египетских царей из династии Птолемеев, Акко был переименован в
Птолемиаду.
Следующая страница Акко — присоединение в 52–54 гг.до н. э. к Римской империи усилиями Помпея. Юлий Цезарь превратил город в крупный порт. С
появлением христианства в Акко образовалась небольшая христианская община, которую соглано Новому завету посетил апостол Павел. Процветание
этого места закончилось с завоеванием его в 614г. персами, а потом арабами. И тогда, город мало кого интересовал, а потому разрушался.
В 1191 году во время 3-го крестового похода после двухлетней осады Акко был отвоеван войсками крестоносцев под командованием французского короля
Филиппа Августа и английского короля Ричарда Львиное Сердце. Город стал столицей Иерусалимского королевства крестоносцев в Палестине и был
окружён мощными оборонительными сооружениями. Город получил новое название — Сен-Жан д’Акр. Военные рыцарские ордена Госпитальеров,
Тамплиеров, а позднее и Тевтонский орден обрели в Акко собственные кварталы и окружили город высокой каменной стеной с башнями у ворот с
цитаделью.
В 1260 году Акко был захвачен мамлюками и вплоть до XVI века пребывал в запустении.
В XVI столетии Палестину завоёвывают турки с наступлением периода длительного османского владычества вплоть до начала XX века 1917года
(периода британского мандата).

4.

…Мы следовали за нашим гидом к знаменитой цитадели Акко,
построенной правителем Акко Дахир аль-Омаром в 1750 году на
руинах крепости-монастыря ордена Госпитальеров.
На пути к цитадели мы попали в тенистый оазис старинных
олив «Волшебного сада». Сад расположен в месте, где былая
история оставила след нелёгких боёв с воинством Наполеона
при попытке взятия Акко в военной кампании 1799года.
Во времена крестоносцев с восточной стороны от «Волшебного
сада» находился, им принадлежащий королевский дворец,, а в
западной части - монастырская крепость Госпитальеров
Святого Иоанна (Рыцарские залы).

5.

Средневековая цитадель
впечатляет своим монолитом и
несокрушимостью. Главным
предназначением крепости было
место, где жили правители
Акко в период османского
правления, но также она имела
специальные места для
хранения оружия и казармы для
воинов - защитников Акко.
Спустя немалого промежутка
времени, цитадель превратилась
в стены тюрьмы, где были
заключены такие люди как,
Бахаулла – основоположник
такой религии как Бахайская,
Зеева Жаботинский – поэт и
писатель в Израиле, а также
много людей, что состояли в
террористическом заговоре в
известной организации Хагана.
После того, как образовалось
государство Израиль, членами
правительства было подписано
документ на то, чтобы
Крепость превратить в музей.

6.

7.

…Прохаживаясь по христианскому кварталу, мы на себе почувствовали веяние средневековья и удивлялись
тому, как хорошо сохранились постройки времён крестоносцев.
Начало францисканскому присутствию на Святой Земле положил основатель Ордена, Св.Франциск
Ассизский. В 1217 году был учреждён первый Францисканский орден в Палестине. После завоевания Акко
мамлюками (воинами Арабского халифата) в 1291 году монахи ордена бежали из города. В соответствии с
францисканской хроникой, эмир Ливана Фахраддин II в 1620 году, будучи наместником Акко, официально
им обосноваться и построить в городе церковь с
гостинницей. В соответствии с записями от 1673 года,
церковь была названа в честь Св. Иоанна Крестителя
(нижний снимок).
В первые же годы после того, как крестоносцы
обосновались в Акко, госпитальеры (военный
монашеский орден, который занимался
лечением больных на Святой Земле и охраной
паломников, приезжавших для посещения
святых мест) стали владельцами имущества в
городе.

8.

На снимке –
хорошо
сохранившийся
госпитальерский
Центр (монастырь
Св.Иоанна),
расположенный в
одном квартале с
церковью Иоанна
Крестителя
(справа виднеется
её шпиль). Ближе
по центру
просматривается
мечеть ЭльДжаззар.
Перед нами открытый двор
площадью 1200 кв.
м., в северной
части которого
был выкопан и
построен колодец с
питьевой водой
глубиной 4 метра,

9.

по рассказам гида, устанавливались накопительные
резервуары для слива питьевой воды, хозяйственносанитарных нужд и омовений в канализационную
систему. Двор окружен системой арок, ступеньки вели к
комнатам, располагавшимся на втором этаже. Тут жили
рыцари-монахи ордена Госпитальеров.
В одном из залов они спали, в другом ели, в третьем молились, в
четвертом размещали паломников. В отдельном зале была больница.

10.

В 1291 году раздираемый междоусобицами город крестоносцев прекратил своё существование после его штурма войсками мамлюков под
предводительством султана аль-Ашраф Халиля. Мамлюки разрушили Акко и вырезали большую часть его христианского и еврейского населения. При
осаде города были разрушены церковь и монастырь, погибли 14 аббатов и более 60 послушников.
Четыре столетия город был в руинах и только с приходом турок новому губернатору Акко - Дахир аль-Омару удалось поднять город из полного
запустения, оставленного мамлюками. Правда сделал это на свой лад - на месте христианских церквей возвел мечети, построил турецкие бани,
рынки, постоялые дворы. А для себя - прекрасный дворец, который располагался в самой цитадели Акко. По его указанию были построены новые
крепостные стены и укреплены старые, а между ними был прорыт канал, возвел такую мощную крепость, что Наполеон подойдя к городу, не сумел его
взять и отступил после девятинедельной осады (крепостные стены оказались двойными).
В 1799-м году молодой (ему было всего 30 лет) генерал Бонапарт, в
ходе войны с турками во главе французской армии завоеваввший
Египет, двинулся в Сирию, где находились большие силы турецкой
армии. Но у него была проблема: незадолго до этого адмирал Нельсон
разгромил и полностью уничтожил французскую эскадру,
обеспечивавшую связь с Францией и снабжение армии Бонапарта. Для
поставки продовольствия и вооружения необходим был порт.
Бонапарт осадил и захватил портовый город Яффо, перерезав попутно
почти всё население города. Но порт в Яффо оказался слишком
мелким для больших судов. Единственным подходящим портом был
Акко, находящийся в Хайфском заливе и защищенный горами от
ветров.
Осада Акко, как впоследствии выяснилось, была обречена на провал по
трём основным причинам: - осада велась только с суши (море –
открыто); - при слабой разведке Бонапарт не знал о спаренной
крепостной стене; - отсутствие у него осадной артиллерии.

11.

…Проходя вдоль внутренней стороны крепостной стены, обращённой в
сторону моря (снимок справа), мы последовали на смотровую площадку к
угловой башне набережного бастиона, откуда открылся нам морской
простор Хайфского залива.
Массивная крепостная стена, построенная на руинах крепостных
сооружений крестоносцев была ещё более укреплена, а впоследствии
превращена Эль-Джаззаром , последователем Дахир аль-Омара, в ещё
более мощное фортификационное сооружение, прекрасно сохранившееся по
настоящее время.

12.

На снимке, снятом с угловой башни, просматриваются контуры горной гряды Кармель, на склонах которой расположена Хайфа.

13.

…Наш маршрут от набережного бастиона через морской порт продолжился в центральную часть Старого города.
Современный морской порт Акко давно утратил
статус ведущего на средиземноморье (в связи с
постройкой Хайфского порта) и сейчас служит лишь
местным рыбакам да владельцам яхт, катеров и
лодок
…и только руины, выглядывающие из воды, напоминают о его истории.

14.

На выходе из морского порта
прямо перед нами предстала
первая мечеть, она же, как
оказалось, является первой,
построенной в Акко. В записях
османского периода название
мечети – Синан Паша.
Предположительно она была
построена в конце XVI века.
На фото слева за мечетью просматривается Часовая
башня над постоялым двором
Хан Эль-Умдан, где проживали
торговцы, прибывавшие в
процветающий порт Акко в
XVI-XVIIIвв., которые
разгружали свои товары и
хранили их на складах
постоялого двора на первом
этаже, а сами располагались в
номерах на втором этаже,
который представлял собой
уникальную гостиницу.

15.

Постоялый двор Хан Эль-Умдан – это одна из главных построек
времён правления Джаззар-паши, расположенная в южной части
старого города Акко. Она является самым крупным и наиболее
сохранившимся караван-сараем в Израиле. Постоялый двор был
возведён в 1784 году.
Часовая башня Акко была построена в 1906 году в честь тридцатилетия правления
султана Абдул-Хамида II - последнего самодержавного правителя Османской
империи. Уникальность сооружения заключается в том, что на ней были
установлены четыре разных циферблата – римский, ивритский буквенный, арабский и
арабский буквенный.

16.

На площади у Часовой
башни под
аккомпонимент
оглушительной
восточной музыки мимо
нас проскакивали
разукрашенные
лошадиные повозки со
взрослыми и детьми,
что, как нам объяснил
гид, является одним из
основных развлечений
арабской части
населения Акко.

17.

…Выходим на главную улицу Старого города – Рыночную улицу. В эпоху крестоносцев эта улица от ворот госпитальеров на севере вдоль рынка (тогда
она называлась Королевской дорогой – «Via Regis») в район порта. В настоящее время здесь находится центральный рынок Старого Акко – это пёстрый
базар со множеством лавочек: тут торгуют всем, начиная с рыбы и восточных сладостей и заканчивая парфюмерией и оригинальными пряностями.
Кроме того, представлен
огромный выбор сувениров,
детских игрушек,
лекарственных трав и
многое другое.

18.

…Продолжая прогулку
по городу в направлении
ещё одной
достопримечательност
и – постоялого двора
Хан А-Шауарда, наше
внимание привлекла
оккуратненькая
мечеть, название
которой по словам
нашего гида – ЭльЗейтуна. Как ни
странно, но любое
культовое сооружение у
османов было
построено на руинах
культовых сооружений
крестоносцев. Так и
эта мечеть была
построена во времена
Дахира аль-Омара на
том месте, где в эпоху
крестоносцев
располагался храм
Марии из Йосафата, в
южной части квартала
госпитальеров.
На верхнем снимке - Постоялый двор торговцев Хан А-Шауарда
был построен в XVIIIвеке, в центре которого сохранились
развалины поилки для скота.
Предполагается, что на месте, где был построен постоялый
двор, в эпоху крестоносцев находился женский монастырь
сестер-кларисс. Говорят, что когда мусульмане захватили
город, монахини уродовали себя – отрезали носы, чтобы не
попасть в плен к воинам халифата.

19.

Последним аккордом нашего пребывания в этом древнем городе, стал маршрут в направлении к одной из самых крупных и красивых мечетей Израиля
– мечети Эль-Джаззар. По значимости она уступает только мечетям Омара (Аль-Акса) и Куббат ас-Сахра на Храмовой горе в Иерусалиме.
В перспективе улицы, по которой мы шли виднелись
два зелёных купола и минарет, окружённые
неприступной крепостной стеной. Купол поболее был
куполом самой мечети, меньший – купол мавзолея
Джеззар-паши.
Вход во внутренний двор мечети.

20.

Мечеть Джеззар-паши была построена в конце XVIII в. (в 1781г.) на месте тамплиерской церкви оттоманским губернатором Акко, боснийцем по
происхождению Ахмедом Эль-Джеззар-паша (Мясник), который был известен своей жестокостью, масштабным строительством и победой над
Наполеоном при осаде Акко в 1799 г.
Посреди огромного внутреннего двора стоит сабиль
(беседка для омовения и питья) построенная Абд альХамидом II, позади которой маленькое кладбище с
мавзолеем Джеззар-паши и могилой его преемника –
Сулейман-паши и их родственников.
Великолепная мечеть должна была показать силу власти Эль-Джаззара и его столицы Акко. Мечеть была построена по подобию крупнейших мечетей Стамбула. Для постройки
мечети были приглашены специалисты из Греции и Кипра. Гранит для столбов был
привезён из Кейсарии морем.

21.

На снимке – внутренний
интерьер мечети ЭльДжаззара.
Внутренняя облицовка из
разноцветного мрамора
михраб и минбар (кафедра) работа неизвестного
армянского мастера, на
стенах и на потолке
типичные для мечетей
ажурные вязи выдержек из
Корана. На внутренней
стороне дверей на
мраморном диске имеется
монограмма-тугра с именем
правящего в ту пору
оттоманского султана.
На полу настелены
персицкие ковры для каждого
молящегося мусульманина.
Продолжение в 5-ой части
фотоальбома…
English     Русский Правила