Похожие презентации:
Психология религии
1. Психология религии
2.
Предтечей психологии религииможно считать немецкого философа
Людвига Фейербаха, который в
своей работе «СУЩНОСТЬ
ХРИСТИАНСТВА» впервые в
философии открыто заговорил о
психологических механизмах
религиозной веры, показал ряд
компенсаторных моментов в
психологии веры, описал механизм
психологической объективации в
религии человеческих желаний,
потребностей и т.д.
3. С ученых Вильгельма Вундта и Ульями Джеймса начинается развитие взглядов психологов на религию и религиозность личности
4. Эволюция взглядов в психологии религии
•Первоначально существовалопредставление, что предмет
психологии религии – субъективный
опыт верующего: его эмоции,
восприятия, волевые акты,
переживания и т.д. (Вундт, Джеймс и
другие).
•Затем это представление было
подвергнуто критики как со стороны
конфессиональных психологов, так и со
стороны психологов бихевиористов,
которые в принципе отрицали
возможность и нужность исследовать
субъективные состояния религиозных
индивидов, а утверждали
необходимость исследовать поведение
субъекта в области религии.
•Ученые обратили внимание, на то что
граница между «внутренней и
«внешней» сторонами религии
прочерчена не так четко как
представлялось сторонникам Джеймса
или бихевиористам.
5. Открытие интерсубъективности
В результате споров ученые пришлик выводу, что существуют
религиозные явления, которые
носят интерсубъективный характер
и тем самым образуют большую
пограничную область между
«внутренним» и «внешним».
Таким образом, развитие
психологии религии на протяжении
первого века ее существования как
науки, т.е. XX веке, привело к отказу
сводить ее объект только к тому, что
«является субъекту» в качестве его
собственного переживания, и
расширить круг интересов психолога
настолько, что бы включить в него
весь спектр явлений религиозной
жизни.
6. Объект и предмет
Объект психологии религииявляется религия как
психический феномен.
Сегодня предмет
психологии религии
составляют психологические
аспекты и закономерности
ВСЕХ религиозных явлений
Или иначе, предметом
психологии религии
являются ЛЮБЫЕ стороны
религиозной жизни,
которые могут представлять
интерес для психолога.
7.
•Взгляды на религию со стороныпсихологии в большинстве своем не
разделяли ни верующие ни
конфессиональные психологи.
Представители религиозный
традиций связывали свою веру не с
опытом, которому не доверяли , а
божественным откровением. Так
возникает деление на
неконфессиональную, и
конфессиональную психологию
религии.
• Во главе конфессиональной
психологии религии стоит не опыт, а
общая природа души как homo
religious.
•Т.е. в конфессиональном подходе
психология религии часть,
инструмент религиозной
антропологии.
8. Ссылаясь на количество верующих, общество принуждают принять идею конфессионального подхода к науке.
9. Место в системе научного знания
•Психология религии являетсямеждисциплинарной отраслью
научного знания, сформированной
на стыке теологии, философии,
этнографии, социологии,
психологии.
• Психология религии выступает в
равной степени и как один из
разделов религиоведения и как
часть психологии.
• Ученые спорят- относить ли
психологию религии к психологии
индивидуальной или социальной?
•Большинство ученых склоняются к
тому, что опыт показывает, что, во –
первых, большинство концепций
психологии религии, обязано своим
возникновением психологии
индивидуальной: бихевиоризм,
психоанализ, глубинная психология,
экзистенциальная психология и т.д.;
во-вторых, социальная психология
крайне редко интересуется
феноменами религиозной жизни.
10. Методы психологии религии
•Методы в теоретической частизаимствуются из какой-либо общей
психологической теории. Например,
персональная психология и теория
личности, психоанализ и теория
бессознательного, бихевиоризм и
теория поведения и т.д.
•Методы в эмпирическом
исследовании соответствуют общей
традиции рационального знания о
человеке: интроспекция,
наблюдение, эксперимент, изучение
личных документов, изучение
клинических случаев,,
анкетирование, интервью, опросы.
11. Недостатки методов
У всех научных методовпри подходе к такому
объекту как религия есть
свои преимущества и
недостатки, однако это
не означает
невозможность
научного, рационального
изучения религии, как то
хотят показать
конфессионально
ангажированные
исследователи.