ТЕМА: ЭЛЕАТЫ: ЗАРОЖДЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ТИПА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ. СОФИСТЫ: РЕЛЯТИВИЗМ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПОЗИЦИЯ
ЧТО ТАКОЕ РЕАЛЬНОСТЬ? ЧТО РЕАЛЬНО И ЧТО НЕ РЕАЛЬНО? КАК СООТНОСИТСЯ ОЩУЩАЕМОЕ И УМОЗРИТЕЛЬНОЕ? ЧТО МЫ МОЖЕМ ЗНАТЬ, А ЧТО ДЛЯ
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СОФИСТИКА В НАШЕ ВРЕМЯ? ЭТИЧНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОФИЗМЫ? ПРИНОСИТ ЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОФИЗМОВ ПОЛЕЗНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
10.81M
Категория: ФилософияФилософия

Элеаты и софисты

1. ТЕМА: ЭЛЕАТЫ: ЗАРОЖДЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ТИПА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ. СОФИСТЫ: РЕЛЯТИВИЗМ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПОЗИЦИЯ

2.

3.

Древняя Греция и ее колонии

4.

Теоретические предпосылки философии элеатов: «проблема Гераклита»
Гераклит из Эфеса (?? -ок. 483 г. до н. э.)

5.

Представители Элейской школы (элеаты) из полиса Элея
Предшественник:
Ксенофан из Колофона
(ок. 570 г. до н. э. - ок.
475 г. до н. э.)
Парменид из Элеи
(ок. 540 г. до н. э. – ок. 450
г. до н. э.)
Зенон из Элеи
(ок. 490 г. до н. э. - ок.
425 г. до н. э.)
Мелисс из Самоса
(470 г. до н. э. - 430 г.
до н. э.)

6.

Учение Парменида
1. Помимо Бытия нет ничего. Также и
мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо
нельзя мыслить Небытие;
2. Бытие ни кем и ни чем не порождено;
иначе пришлось бы признать, что оно
произошло из Небытия, но Небытия нет;
3. Бытие не подвержено порче и гибели;
иначе оно превратилось бы в Небытие, но
Небытия не существует;
4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего.
Бытие есть чистое настоящее. Оно
неподвижно, однородно, совершенно и
ограниченно; имеет форму шара.
Знание versus Мнение
Умозрение versus Ощущения

7.

Апории Зенона
«Дихотомия»
«Ахиллес и черепаха»
«Стрела»
«Стадион»

8. ЧТО ТАКОЕ РЕАЛЬНОСТЬ? ЧТО РЕАЛЬНО И ЧТО НЕ РЕАЛЬНО? КАК СООТНОСИТСЯ ОЩУЩАЕМОЕ И УМОЗРИТЕЛЬНОЕ? ЧТО МЫ МОЖЕМ ЗНАТЬ, А ЧТО ДЛЯ

НАС
ТОЛЬКО МНЕНИЕ?

9.

Исторические предпосылки философии софистов: становление античной демократии
Востребованность
ораторских
компетенций:
Состязательное
судопроизводство
умение
убеждать
обеспечивало
репутацию,
власть и
деньги
Прямое участие всех
граждан в политической
деятельности

10.

Основные представители античной софистики
Старшие софисты:
Протагор из Абдер (ок. 486 г. до н. э. - ок. 411 г. до н. э.),
Горгий из Леонтин (483 г. до н. э. - ок. 375 г. до н. э.),
Гиппий из Элиды (443 г. до н. э. - 399 г. до н. э.),
Продик с Кеоса (ок. 460 г. до н. э. - ок. 380 г. до н. э.),
Антифонт из Афин (ок. 480 г. до н. э. - 411 г. до н. э.),
Критий из Афин (ок. 460 г. до н. э. - 403 г. до н. э.).
Младшие софисты:
Ликофрон (320 г. до н. э. - 280 г. до н. э),
Алкидамант (?? - ??),
Фрасимах (?? - 459 г. до н. э.).
Протагор
Горгий

11.

Основные идеи софистов
Протагор
Горгий
Человек есть мера всех вещей
существующих, что они существуют, и
не существующих, что они не
существуют.
1. Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то
оно нигде, а если нигде, то его нет. Если сущее не вечно, то оно
произошло или из сущего, что невозможно, так как тогда бы
сущее было прежде себя самого, либо из несущего, что также
невозможно, поскольку из несущего ничего не происходит.
Следовательно, сущее не вечно и не не вечно. Следовательно, его
вообще нет.
2. Если даже сущее существует, то оно не мыслится, поскольку
мыслимое не тождественно сущему, иначе существовали бы в
реальности Сцилла и Химера.
3. Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку
изъясняем мы посредством слов, а слово не тождественно
обозначаемому им предмету и не может его объяснить, поскольку
напротив, слово мы объясняем, указывая на предмет.
Все есть таким, каким оно кажется
нам.
Как мы чувствуем, так оно и есть на
самом деле.

12. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СОФИСТИКА В НАШЕ ВРЕМЯ? ЭТИЧНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОФИЗМЫ? ПРИНОСИТ ЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОФИЗМОВ ПОЛЕЗНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЧЕЛОВЕК МЕРОЙ ВСЕХ ВЕЩЕЙ?
English     Русский Правила