773.20K
Категории: ИсторияИстория ПравоПраво

Историческая школа права

1.

ИСТОРИЧЕСКАЯ
ШКОЛА ПРАВА
Адамян А. Д.
1маг МЭП 1группа

2.

В самом конце XVIII века в
Германии зародилось и в первой
половине XIX века стало весьма
влиятельным в изучении права
особое направление
исследовательской мысли.
В центр своих теоретикопознавательных интересов оно
поставило вопрос не о том, в чем
заключается сущность права и чем
оно должно быть, а о том, как
право возникает и какова его
история.
Основоположник данного
направления в юриспруденции,
получившего наименование
исторической школы права,
является Густав Гуго (1768 — 1844)
— профессор Геттингенского
университета.

3.

Виднейшими представителями этой
школы были также немецкие юристы
Фридрих Карл фон Савинъи
(1779 — 1861)
Георг Фридрих Пухта
(1798-1866)

4.

Данное направление возникло как
протест против двух факторов:
1) против рационализма XVIII века, который не
обращал внимание на исторические
особенности развития права и отстаивал веру в
естественное природное право
2) против установлений Великой французской
революции, которые провозглашали
преимущество человеческой воли над
традициями и обстоятельствами

5.

Эволюция права, полагал Густав Гуго,
совершается непроизвольно, приноравливаясь
к потребностям и запросам времени,
поэтому людям лучше всего не вмешиваться в
нее, держаться исстари заведенных и
освященных опытом столетий порядков.

6.

Подобные взгляды получили
развитие также в трудах Фридриха
Карла фон Савиньи, который с
полным на то основанием считается
главой исторической школы права.
Савиньи доказывал, что право не
устанавливается волею
определенного лица.
Право — это продукт народного
духа, проявляющегося во всех
членах общества и приводящего
всех к одному и тому же
правосознанию. Иными словами,
право каждого народа растет
вместе с ним.

7.

Георг Фридрих Пухта ближайший последователь и
ученик Савиньи — испытал
сильное влияние философского
учения Шеллинга, вследствие чего
попытался объективировать
понятие народного духа, иными
словами, сделать его объектом
философско-правового анализа.
По его мнению, народный дух —
это сила, действующая в
организме народной жизни и
существующая независимо от
сознания отдельных
представителей народа.

8.

С точки зрения исторической школы
право есть продукт народного духа, народного
правового убеждения.
Развитие права заключается в том, что
народный дух постепенно обнаруживает объективно
содержащиеся в праве нормы. Поэтому право
существует не в виде формальных прав, а в виде
живого представления правовых институтов в их
органической взаимосвязи.
Юристы же лишь извлекают правило из нормы путем
анализа и изучения опыта существующего права.

9.

Представители исторической
школы, критикуя доктрину естественного
права, указали на следующие уязвимые
места по следней, а именно:
что эта доктрина — учение о произвольном
установлении права;
что она утверждает существование системы
норм, одинаково пригодных для всех времен и
народов;
она стремится придать субъективным
правовым идеалам непосредственное
юридическое звучание.

10.

В свою очередь, историческая школа имела свои
недостатки.
Консерватизм и ограниченность исторической
школы проявились в отрицании роли субъективного
правотворчества и значения нового
законодательства в прогрессивном изменении
общественной жизни.
Историческая школа также чрезмерно
преувеличивала место обычаев в системе
нормативного регулирования общественных
отношений, ставя его над законом, и отрицала
возможность законодательным путем изменить
реально существующее право.

11.

Список использованных
источников
1. Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная,
С.И. Максимов и др. , Под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Изд-во
Эксмо, 2005. — 416 с. - (Российское юридическое
образование)
2. Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. М.:
Норма, 2005. 656 с.
3. Коркунов, Н.М. История философии права : Пособие к
лекциям / [Соч.] Н.М. Коркунова. - Изд. 3-е (без перемен). СПб.

12.

Спасибо
за внимание!
English     Русский Правила