Лекция 8. Онтология как философское учение о бытии.
План:
Многообразие определений бытия
Бытие в Средневековье
Бытие в Новое Время
принцип тождества бытия и мышления
Бытие в конце ХIX – начале ХХ вв.
Понимание бытия в XX веке
«Вторая природа» - КУЛЬТУРА
Сферы духовного бытия
Субстанция
Материя
Атрибуты материи
Движение — понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение
Типы движения
Концепции пространства и времени
Своеобразие бытия человека
Категории бытия человека, определяющие его жизнь
Спасибо за внимание
6.55M
Категория: ФилософияФилософия

Онтология как философское учение о бытии

1. Лекция 8. Онтология как философское учение о бытии.

ЛЕКЦИЯ 8.
ОНТОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О
БЫТИИ.

2. План:

ПЛАН:
1.
Онтология как учение о бытии.
2.
Категория «бытие» и многообразие его
определений.
3.
Уровни бытия.
4.
Своеобразие бытия человека. Категории бытия
человека.

3.

On, ontos
Сущее
+
Logos
Учение

4.

онтология
ФИЗИКА

5.

Значит находиться
в наличии,
обладать бытием

6.

Отдельные вещи
разрушаются и
гибнут
Мир в целом
существует
За всеми возникающими и уходящими
явлениями стоит нечто неизменное –
определяющее то, что они есть
В мире есть нечто стабильное,
устойчивое и вечное
Бытие, лежащее в
основе мира

7.

Важнейшая
категория
философии
Необходима для придания
нашей картине мира
целостность и
стабильность
Только после признания существования бытия
можно ставить вопрос о возможности познания
мира, о постановке верных ориентиров и целей
в жизни, о путях развития философии, науки,
морали

8.

Понятие «бытие» в широком
смысле означает
«существование»
Бытие в
философии
Реальность, существующая
объективно, независимо от
человека
БЫТИЕ
Материальное
существование природной
и социальной реальности

9. Многообразие определений бытия

МНОГООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
БЫТИЯ
На протяжении развития философии бытие
рассматривалось под разными углами
зрения,
что
позволяет
проследить
эволюцию представлений о бытии.

10.

Возникновение понятия «бытия»
Понятие «бытие» возникает в
учении древнегреческого
философа-элеата Парменида
Историческая предпосылка
введения понятия «бытие»
Необходимость преодоления
ситуации общественного
кризиса в Греции, когда рушился
привычный уклад мира и ничто
не казалось стабильным
Парменид
(540-450 до н.э.)

11.

субстанция

12.

13.

До Парменида философы искали
начало мира в существующих вещах
Вода
(Фалес)
Апейрон
(Анаксимандр)
Воздух
(Анаксимен)

14.

Бытие по Пармениду

15.

Два понимания бытия в философии
Бытие –
это нечто
неизменное, единое,
неподвижное,
самотождественное
Бытие – это
изменчивое и
претерпевающее
постоянное
становление
Линия Парменида
Линия Гераклита

16.

Бытие – это мир идей как самостоятельных
духовных сущностей. Идеи вечны, неделимы,
неизменны и в тоже время – это причины и цели
стремления мира чувственных вещей, где все
временно, преходяще, возникает, изменяется и
исчезает.
ПЛАТОН
Благодаря сущности вещь существует
самостоятельно, сама по себе.
Единичное бытие представляет конкретное
единство материи и формы.
АРИСТОТЕЛЬ

17. Бытие в Средневековье

БЫТИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Вторичное,
несамостоятельное,
сотворённое бытие, которое
исчезнет без божественного
попечения

18. Бытие в Новое Время

БЫТИЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Критерием БЫТИЯ
становится
представленность,
заданность объекта в
мыслительных или
чувственных актах
сознания субъекта.
Бытие - единичное
фактическое
существование.
Бытие есть очевидные
данности нашего
сознания.
Быть – значит быть
воспринимаемым»

19. принцип тождества бытия и мышления

ПРИНЦИП ТОЖДЕСТВА БЫТИЯ И МЫШЛЕНИЯ
СТАНОВЛЕНИЕ

20. Бытие в конце ХIX – начале ХХ вв.

БЫТИЕ В КОНЦЕ ХIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
Тождественно предметному
миру, вещественной
реальности,
противостоящей человеку
В конце XIX века
многие
философы
призывали
отказаться от
понятия бытия
как лишнего для
науки

21. Понимание бытия в XX веке

ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ В XX ВЕКЕ
Мартин Хайдеггер
Мартин Хайдеггер предпринял
попытку реабилитировать категорию
бытия. Чтобы прийти к бытию,
человеку нужно «вынести за скобки»
свои обыденные представления о
вещах, обществе – и открыться
вечности. В этом случае личность
обретает свою подлинность и
понимание извечного единства мира
и человека. Бытие мира может
раскрыться только через бытие
человека: никакая безличная наука
не способна привести к этому.

22.

Уровни бытия
Материальный мир
(объективная
реальность)
Духовный мир
(субъективная
реальность)
Природная,
биологическая и
социальная реальность,
существующая
объективно, т.е.
независимо от сознания
и воли человека
Мир психической жизни,
человеческих
отношений, языка,
культуры и т.п., т.е. того,
что связано с сознанием,
волей, характером,
познанием и
переживанием человека

23.

Живая
природа
Неживая
природа

24. «Вторая природа» - КУЛЬТУРА

«ВТОРАЯ ПРИРОДА» - КУЛЬТУРА
Это искусственный мир, исторически
воссоздаваемый обществом для
обеспечения своего выживания,
функционирования и развития
Орудия
труда
Машинная
техника
Производственная,
военная, бытовая
инфраструктура
Здания
Одежда
Произведения
искусства

25. Сферы духовного бытия

СФЕРЫ ДУХОВНОГО БЫТИЯ
Объективный дух
Духовные образования,
возникшие в процессе
совместной деятельности
людей в обществе и
являющиеся их
совместным достоянием:
Субъективный дух
Сфера, охватывающая
внутренний психический
мир отдельного человека:
-бессознательное
- сознание
-язык
- мораль
- религия
- искусство
- наука и др.
- самосознание

26.

27. Субстанция

СУБСТАНЦИЯ
• Это философская категория для обозначения
объективной реальности в аспекте внутреннего
единства всех форм ее проявления и саморазвития.
Субстанция неизменна в отличие от перманентно
меняющихся свойств и состояний: она есть то, что
существует в самой себе и благодаря самой себе.
Она есть первопричина происходящего. Как правило,
именно субстанции приписывают свободу, как
возможность определять само себя лишь
посредством своих собственных оснований.

28.

• Атрибут — существенный,
неотъемлемый признак
предмета или явления (в
отличие от преходящих,
случайных его состояний)
- то, что составляет
сущность субстанции, её
фундаментальное
свойство, необходимый
для её существования
предикат.
• Типы атрибутов:
• - субстанциальные
• - акцидентальные
Модус (от лат. modus) — мера,
образ, способ, вид
существования или действия
чего-либо. Спиноза полагал,
что модусы — различные
состояния, которые принимает
единая субстанция.
Акциденция (лат. accidentia
— случайно появляющееся)
— философский термин,
введенный Аристотелем и
обозначающий случайное,
почти всегда
несущественное свойство
вещи.

29. Материя

МАТЕРИЯ
Материя как субстрат
Материя как совокупность
атрибутивных свойств
Материя как субстанция
Все многообразие предметов,
которые можем зафиксировать
органами чувств
Материя как объективная
реальность, т.е. все то, что
существует вне и независимо от
человеческого сознания и
отображаемого им в виде образов.
Материя как
единство вещей,
поля, плазмы и
информации

30. Атрибуты материи

АТРИБУТЫ МАТЕРИИ
• 1. несотворимость и неуничтожимость
• 2. вечность существования во времени и бесконечность в
пространстве
• 3. движение и изменение, саморазвитие, превращение одних
состояний в другие
• 4. детерминированность всех явлений
• 5. причинность — зависимость явлений и предметов от
структурных связей в материальных системах и внешних
воздействий, от порождающих их причин и условий
• 6. отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от
структуры взаимодействующих систем и характера внешних
воздействий. Историческое развитие свойства отражения
приводит к появлению высшей его формы — абстрактного
мышления

31. Движение — понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение

ДВИЖЕНИЕ — ПОНЯТИЕ, ОХВАТЫВАЮЩЕЕ В
САМОМ ОБЩЕМ ВИДЕ ВСЯКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ И
ПРЕВРАЩЕНИЕ
Типы движения
• 1. с сохранением устойчивости предмета, его качества
• 2. равзитие

32. Типы движения

ТИПЫ ДВИЖЕНИЯ
• 1. В неорганической природе: механическое, тепловое,
электромагнитное, молекулярное, атомное, внутриядерное
движение, движение элементарных частиц и т.д.;
• 2. В органической природе: рождение, размножение,
отмирание клеток, движение внутри самих клеток, рост и
развитие организмов, обмен веществ, кровообращение,
пищеварение, дыхание, физиологические процессы и т.д.;
• 3. В социальной материи: развитие производительных сил,
смену производственных отношений, смену цивилизаций,
смену научных представлений, возникновение новых партий,
новых экономических, политических и других структур.

33. Концепции пространства и времени

КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И
ВРЕМЕНИ
ДЕМОКРИТ
ПУАНКАРЕ

34. Своеобразие бытия человека

СВОЕОБРАЗИЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Своеобразие бытия человека
обусловлено тем, что человек
является «точкой пересечения»,
узловым звеном разнокачественных и
во многом противоположных друг
другу миров

35.

36. Категории бытия человека, определяющие его жизнь

КАТЕГОРИИ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО ЖИЗНЬ

37. Спасибо за внимание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
English     Русский Правила