Германия в литературном жанре
Немецкая литература
Средневековье
Рукопись «Песни о Хильдебрандте»
«Песнь о Людвиге» 
Библиотека Санкт-Галленского монастыря
Рыцарская лирика (ок. 1100—1250)
Вальтер фон дер Фогельвейде (Манесский кодекс, ок. 1300 г.)
1.41M
Категория: ЛитератураЛитература

Германия в литературном жанре

1. Германия в литературном жанре

2. Немецкая литература

К
немецкой литературе относятся
литературные произведения, написанные
на немецком языке на территории
германских государств прошлого и
современности.
Начало и конец каждой литературной
эпохи с трудом поддается
дифференциации. Тем не менее, можно
выделить несколько основных периодов:

3. Средневековье

Поэзия раннего средневековья представляет собой продукт
устного народного творчества и по этой причине практически
утеряна.
Так же нельзя не видеть указания на зарождающийся
героический эпос; подобное же свидетельство более позднего
времени относительно Альбоина, короля лангобардского
(Paulus Diaconus).
Былины такого рода, по свидетельству Эгингарда («Vita
Caroli»), были собраны и записаны по приказанию Карла
Великого, но этот сборник утрачен без следа. О хоровых
песнях при жертвоприношениях у языческих лангобардов
упоминают «Диалоги Григория». Есть документальные
указания на свадебные песни древних германцев (brûtesang),
погребальные (siswa), любовные (winileod), насмешливые, а
также на рассказы о гномах и загадки; в последних, а ещё
яснее в хоровых песнях проявлялся драматический элемент.
Поэзией были проникнуты и такие стороны жизни, которые
позднее отошли в область чистейшей деловой прозы,
например, правовые отношения, медицина.

4. Рукопись «Песни о Хильдебрандте»

Важнейший памятник
аллитерированной немецкой
поэзии — «Песнь о Хильдебранте»,
записанная ок. 800 г. двумя
писцами, вероятно, в
монастыреФульда, на обороте
переплёта латинской рукописи, и
состоящая всего из 68 стихов.
Содержание её — встреча
Хильдебранда, спутника Дитриха
Бернского, который бежал к гуннам
от Одоакра, после 30-летнего
отсутствия из дома, со своим сыном
Гадубрандом, и начавшийся бой их
(исход поединка неизвестен, так
как песня без конца;
предполагается конец трагический:
отец убивает сына). Доказано,
что писцыимели перед собой
оригинал, где песня была записана
по памяти; пестрота форм
объясняется тем, что писец из
верхней Германии записывал
нижненемецкую народную былину.

5. «Песнь о Людвиге» 

Аллитерация и в древнейшем
памятнике немецкой христианской
поэзии — «Вессобруннской
молитве» (Wessobrunner Gebet),
следующая, появившаяся
несколькими десятилетиями
позже «Песнь о
Людвиге» (Ludwigslied) написана
уже с рифмами; это единственный
образчик ранней придворной
поэзии эпико-лирического
характера; автор её — из
прирейнских франков, лицо
духовное, но всецело проникнутое
национальными интересами;
герой — Людовик III, внук Карла
Лысого, родившийся
между 863 и 865 гг.; совсем
юношей, 3 августа 881 г.,
онразбил норманнов при Сокуре,
на юго-запад от устья Соммы;
песня сочинена вслед за событием,
ещё при жизни героя, а записана в
самом конце IX в.: в латинском
заглавии стихотворение
называется «Короля Людвига
блаженныя памяти».

6. Библиотека Санкт-Галленского монастыря

Отфрид является видным
представителем целой школы
духовных поэтов, главным центром
деятельности которых в Х веке
был Санкт-Галленский монастырь, и
которые, подобно Отфриду, имели
целью дать народу, вместо
нечестивых светских песен, поэзию и
благочестивую, и понятную. Для этого
они перелагали псалмы, сочиняли
молитвы, обрабатывали эпизоды
евангельские (напр. сцену Христа с
самаритянкой) и ветхозаветные
(Юдифь) и некоторыежития
святых (например, св. Георгия). В том
же Санкт-Галлене (а за ним и в других
центрах культуры) развивается и
немецкая духовно-учёная проза:
пишутся толкования на Святое
Писание, переводятся учебники,
«слова» блаж. Августина и доступные
философские монографии,
записываются проповеди. Одним из
самых плодовитых писателей СанктГаллена был Ноткер Немецкий или
Толстогубый (ум. 1022), которого по
праву можно назвать первым
немецким прозаиком.

7. Рыцарская лирика (ок. 1100—1250)

Со второй половины XI в. на Германию, особенно на прирейнские
страны, начинает сильно влиять Франция; из области костюма и
причёски французское влияние переходит в область мыслей и
идеалов, и носители этих идеалов, поэты из среды духовенства,
усваивают французские сюжеты, французские модные воззрения и
даже французские слова. Важным моментом в этом деле
были крестовые походы, сблизившие дворянствовсех стран и
объединившие на время интересы и идеалы военного и духовного
сословий. Литературные темы и формы становятся разнообразнее:
записывается придворная лирика, разнообразные истории.
Появляется интерес к отдельной личности и истории её жизни. В
первой половине XII в. действуют поэты-священники Конрад Поп,
давший Германии «Песнь о Роланде» и Лампрехт, обработавший
поэму об Александре — «Песнь об Александре». «Песнь о Роланде»
описывает борьбу Карла Великого и его паладинов против
испанскихсарацинов, а также смерть Роланда.

8. Вальтер фон дер Фогельвейде (Манесский кодекс, ок. 1300 г.)

Французский любовный эпос проникает сперва на нижнийРейн: около 1170 г.
переводится история «Флуар и Бланшефлор»; Эйльгарт фон Оберг (Eilhart von Oberg)
вводит в обиход трагических любовников — Тристана и Изольду и пр. Настоящим отцом
придворного эпоса считается автор немецкой «Энеиды», Генрих Фельдеке. Его
преемниками в Тюрингии были Генрих фон Морунген (один из миннезингеров в
«Манесском кодексе»), Герборт из Фрицлара(Herbort von Fritzlar), Альбрехт из
Гальберштадта (Albrecht von Halberstadt). Все эти поэты работают над сюжетами
античными; другие пользуются сказаниями библейскими, национальными, чаще всего
кельтскими. Главное дело здесь не в сюжете, а в модном рыцарственном
миросозерцании и в манере изображения: чистая звучная рифма, изящество и мягкость
до слащавости, тонкая отделка движений чувства, смесь эпоса с лирикой и
даже дидактикой.
English     Русский Правила