Похожие презентации:
Учение о гегемонии А. Грамши
1. Учение о гегемонии А. Грамши
Мелиса Вийегас1 Курс- 2 Группа
2.
Антонио Грамши был основателем итеоретиком
Итальянской
коммунистической партии, депутатом
парламента. В 1926 году его арестовали
фашисты и посадили в тюрьму. В своих
знаменитых «Тюремных тетрадях» он
сформулировал научные положения, без
которых сегодня невозможно понять
современный
мир.
Не
случайно,
например, в Америке, его труду
посвящены тысячи научных работ и
диссертаций.
3.
Один из ключевых разделов трудаАнтонио
Грамши
—
учение
о
гегемонии как общей теории слома
государства и перехода к новому
социально-политическому
порядку.
Согласно
Грамши,
власть
господствующего класса, который,
естественно,
является
крошечной
частью общества, держится не только
на насилии, но и на согласии.
Механизм власти — не только
принуждение, но и убеждение.
4.
Таким образом, государство, какой бы класс не былгосподствующим, стоит на двух китах — силе и
согласии. Положение, при котором достигнут
достаточный уровень согласия, Грамши называет
гегемонией. Причем, гегемония предполагает не
просто согласие, но благожелательное (активное)
согласие, при котором граждане сами желают того,
чего добивается господствующий класс.
Проблемы у гегемонии, согласно теории Грамши,
появляются тогда, когда большинство начинает
понимать, что ими манипулируют и что небольшая
часть общества — против воли большинства, но с его
согласия — действует в своих собственных
интересах. Поэтому кризис легитимности — самый
страшный враг гегемонии.
5.
Согласно Антонио Грамши, если господствующий классстремится к сохранению гегемонии, то его противники ищут
механизмы подрыва гегемонии. Оба эти процесса —
установление и подрыв гегемонии — являются «молекулярными»
процессами. Они протекает не как столкновение классовых
сил (Грамши отрицал подобные механические схемы,
которыми заполнен вульгарный исторический материализм), а
как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и
настроений в сознании каждого человека.
6.
Агрессия в культурное ядро, поАнтонио Грамши, — это не озарение
и не изречение некой истины,
которая совершила бы переворот в
сознании. Это огромное количество
книг, брошюр, журнальных и газетных
статей, разговоров и споров, которые
без конца повторяются и в своей
гигантской совокупности образуют то
длительное усилие, из которого
рождается
коллективная
воля
определенной
степени
однородности,
необходимая
для
революционных перемен. Другими
словами, революции (реформы,
перемены) сперва происходят в
умах
людей,
и
только
потом
выливаются на улицу.