Основы современного естествознания - 2
Теоретические методы: общелогические
Теоретические методы: общелогические-2
Теоретические методы: научные
Исток науки:
Особенности истории естествознания:
Основные этапы развития науки
В Античной философии
Средние века:
151.50K
Категория: ФилософияФилософия

Методология и технологии естествознания. Основные черты доклассического естествознания

1. Основы современного естествознания - 2

4 Методология и технологии
естествознания
5. Основные особенности
развития естествознания
6. Основные черты
доклассического естествознания

2.

• Метод – форма
организации познания и
деятельности, способ
получения знаний и
направления действий,
образ отношения теории к
практике, алгоритм
решения задач.

3.

• Система правил и
принципов, определяющих
применение конкретного
метода, а также описание
особенностей этого
применения называется
методикой.

4.

• Наиболее общее описание
методов, их форм, норм их
применения и раскрытия их в
методиках – методология как
раздел философии.
Методология также может
пониматься как теоретически
обоснованная система методов
и методик

5.

Эмпирические методы:
• Наблюдение – научный
метод, характеризующийся
направленным созерцанием
(пассивным воздействием
исследователя) изучаемого
объекта (исследование в
естественных условиях).

6.

• Эксперимент – научный метод,
характеризующийся
направленным познанием
посредством активного
воздействия исследователя на
изучаемый объект
(экспериментальные
[искусственные, управляемые,
лабораторные] условия)

7. Теоретические методы: общелогические

• Общелогические: Индукция и
дедукция,
• Анализ – общелогический
метод, состоящий в разложение
целого на составные части.
Разновидность – абстракция
(абстрагирование), выявление
существенных свойств объекта
при отвлечении от
несущественных. Редукционизм

8.

• Синтез – общелогический
метод, состоящий в совмещении
разных сторон предмета в
едином образе. Разновидность
– метод перехода от
абстрактного к конкретному (от
формальных абстракций – к
полному синтетическому
описанию конкретного
предмета)

9. Теоретические методы: общелогические-2

Теоретические методы: общелогические2
• Аналогия (ср. Метафора) –
метод индуктивного познания, в
котором на основе установления
схожести объектов знание об
одном объекте принимается как
знание о другом, менее
изученном. Моделирование –
аналогия через исследование
искусственной копии
(материальной или идеальной)
познаваемого объекта

10.

• Идеализация – метод
познания через мысленное
конструирование понятий об
объектах, не данных в
действительности, но
имеющих прообразы в
реальном мире.
Разновидность – мысленный
эксперимент.

11. Теоретические методы: научные

• Компаративный
(сравнительный) –
способ познания,
характеризующийся
исследованием через
сопоставление
нескольких предметов
познания

12.

• Аксиоматический – научный
способ познания,
характеризующийся
установлением простых
истинных суждений и
выведением из них всех
остальных знаний в
соответствии с четко
определенными правилами

13.

• Гипотетико-дедуктивный –
научный способ познания,
характеризующийся
формулировкой
предположений, истинное
значение которых
неизвестно, и выведением
из них эмпирически
проверяемых заключений

14.

• Системный
(структурный) – способ
познания,
характеризующийся
выявлением в объекте
базовых элементов и
взаимоотношений
между ними (структуры)

15.

• Исторический (генетический)
– способ познания,
характеризующийся
установлением динамики
развития (возникновения,
становления,
последовательности стадий)
предмета

16. Исток науки:

1. в первобытном обществе в
рамках мифологического
мировоззрения как случайная
совокупность первоначальных
знаний о мире и деятельности
в нем человека, а затем
трансформировалась в
соответствии с развитием
культуры.

17.

2. в эпоху Античности в
связи с формированием
системы исследовательской
деятельности, философских
школ и особых социальных
научно-образовательных
институтов

18.

3. в период Возрождения и в
особенности в эпоху Нового времени и
Просвещения, поскольку только тогда
наука действительно стала
непрерывно развивающимся
систематическим и социально
организованным экспериментальноматематическим освоением
действительности, способствующим
революционному преобразованию
мира в интересах человека

19. Особенности истории естествознания:

• Прогрессивность и непрерывность
развития естествознания
выражается в росте
инновационности,
экспериментальной
верифицируемости,
математической формализуемости,
предсказательного потенциала и
практической применимости

20.

• Прямо пропорционально
связано с
распространением
свободомыслия, и обратно
пропорционально – с
господством догматизма
или софистического
релятивизма

21.

• Чередование периодов
накопления
информации и так
называемой научной
революции (смены
парадигм)

22. Основные этапы развития науки

• Доклассическая наука
(протонаука) при этом
характеризует
архаические, древние
(включая античную), и
средневековые культуры

23.

• Классическая наука –
культуры Возрождения и
Нового времени
• Неклассическая наука –
культуры ХIХ и начала ХХ
вв.,
• Постнеклассическая наука
– к современным культурам

24.

• В доклассическую эпоху тесно и
зачастую неразрывно связаны
элементы науки с
мифологическими и религиозными
верованиями, развитие разных
областей естествознания
неоднородно и прерывисто, а
экспериментальная методология и
математические формализации
исследований проявляются лишь
эпизодически.

25.

• Рецептурное знание эмпирическое знание о
том, как использовать
те или иные предметы
для достижения своих
целей.

26.

• Накопление математической,
астрономической, химической
и географической
информации в рамках
астрологии и календарных
вычислений, в экономической
и военной областях, в
медицине, ремеслах и
искусстве

27.

Черты мифологического
сознания:
• Анимизм: всеобщая
одушевленность мира и каждой
его части
• Тотемизм: всеобщее родство
мира, исток собственного рода
люди возводили к животным,
растениям, вещам или
процессам окружающего мира

28.

• Магия и связанный с ней
фетишизм: практики
опосредованного духовной
сферой воздействия на предметы
мира
• Бинарное, но при этом
синкретичное и универсалистское
мышление, стремление к
чувственной достоверности и
органицизм (мир – живой
организм)

29. В Античной философии

• был задан общий смысл
понятия науки (эпистемы –
достижения истины разумом),
подразумевавший выявление
начал и порядка природы,
абстрактность и теоретичность,
а также необходимость
логического (тут - приоритет) и
эмпирического обоснования.

30.

• Появились
специализированные ученые и
их объединения (милетская,
элейская школы, платоновская
Академия, аристотелевский
Ликкей и пифагорийский
«союз»), произошла
секуляризация науки, активное
применение в технике.

31.

• Вопрос материального
первоначала мира: вода
(Фалес), огонь (Гераклит),
атом (Демокрит), число
(Пифагор).
• Геоцентризм Птолемея

32. Средние века:

• Креационизм (Бог создал мир, в
том числе небесные тела, живых
существ и человека)
• Любая форма знания допустима
лишь если согласуется с религией
(философия – служанка
богословия)
• Активное развитие математики, химии
и медицины в арабских культурах
English     Русский Правила