20.89M
Категория: ИскусствоИскусство

Роберто Бурле-Маркс

1.

ЛЕКЦИЯ
РОБЕРТО БУРЛЕ-МАРКС

2.

Роберто Бурле-Маркс –
бразильский архитектор, художник, экологист и натуралист

3.

Роберто Бурле-Маркс родился 4 августа 1909 года в Рио-де-Жанейро. Отец был
родом из Германии, а мать – женщина необычной бразильской красоты.
Именно она привила Роберто любовь к искусству, музыке, литературе, живописи
и саду. Вместе с матерью он часто работал в их саду недалеко от Capacabana
Beach и тогда никто не знал, что слова Рио-де-Жанейро – Capacabana Beach –
Роберто Бурле-Маркс – станут синонимами.

4.

5.

В 1928 году семья Роберто Бурле Маркса уехала в Германию, и сам
Роберто стажировался в Dahlem Botanic Garden в Берлине и именно оттуда
он вынес любовь к бразильским растениям, именно там Hare Forster научил
его ценить злаки, их грацию, текстуру и архитектурные достоинства.

6.

7.

Хорошо зная растения, он добивался необычных, колдовских сочетаний из
обычных растений. Уже в его первых проектах начали появляться орхидеи,
алоказии, антуриумы, бромеливые, циперусы и т.д. Для многих стало шоком,
что в городских садах используются растения, считающиеся совершенно
бесполезными сорняками джунглей.

8.

Его работы можно назвать «сочетание несочетаемого» - дикость
джунглей и строгость архитектурных форм, нежность оранжерейных
цветов и жажда жизни дикорастущих, изысканная разноцветная мозаика
и грубые бетонные плиты – все это создает неповторимую самобытную
культуру Бразилии, которую пытался возродить Роберто Бурле – Маркс
в 30-е годы ХХ века.

9.

10.

11.

12.

Его модернистские установки точно совпали с политическими настроениями в
Бразилии, когда народ призывал отказаться от активного давления
европейской культуры. Модернизм был непонятен бразильцам в чистом виде,
но в сочетании с местным колоритом приобрел истинно бразильское
направление. Сад в резиденции Olivo Gomes, созданный в 1950 году, – яркий
тому пример.

13.

Copacabana Promenade стал символом города Рио-де-Жанейро

14.

15.

Odette Monteiro рядом с Петрополисом принес мировую известность.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Министерство здравоохранения и образования, Сад на крыше,
Рио-де-Жанейро
1938 г.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

1941-1945. Pampulha – район Белу-Оризонти

29.

30.

1954
Эдмундо Cavanellas Residence, рядом
Петрополис, Бразилия

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Барра-ди-Guaratiba, Рио-де-Жанейро

38.

39.

40.

41.

Оливо Гомес Residence, Сан-Жозе-дус-Кампус, Бразилия

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

Морейра Саллес институт, Рио-де-Жанейро
1951 Первоначально особняк

49.

50.

51.

52.

БЕТ ШАТТО

53.

54.

Бет Шатто, признанная одним из лучших
садоводов Британии или, что еще
престижнее, одним из лучших садоводов
и ландшафтных дизайнеров 20 века, не
раз удивляла мир своими уникальными
творческими экспериментами.

55.

56.

Сейчас для нас это кажется очевидным, но в 60-е годы, когда Шатто
сформулировала свой подход, он считался достаточно радикальным. "Мои
родители были увлеченными садоводами, и они руководствовались
моделью традиционного садоводства (1920-1930 гг.). Они высаживали
понравившиеся им растения в саду, не принимая во внимание то, как они
растут в естественных условиях. С тех пор многое изменилось, но хочу
отметить, что многие свои идеи я заимствовала у своего мужа".
Бет была замужем за Эндрю Шатто, который умер в 1999 году в
возрасте 90 лет. Он был фермером и ученым, посвятившим жизнь
изучению растений в естественных условиях обитания, науке, которая
в наши дни называется экология растений.

57.

Яркий талант Беатрис Шатто как
садовода-экспериментатора
вознагражден многочисленными
медалями и грамотами.
Стоит отметить, что Беатрис
Шатто десять раз получала
золотые
медали
за
свои
экспозиции на международных
выставках
цветочного
и
ландшафтного дизайна в Челси.

58.

Сады Бет Шатто были заложены в 1960 году в Англии, недалеко от городка
Колчестер, графства Эссекс. Первоначально земельный участок
представлял собой заброшенный пустырь и выглядел удручающе.
Одна его часть была сухой и каменистой, круглый день опаленной лучами
солнца, в то время как другая часть, отделенная никогда не просыхающим
оврагом, была заболочена и находилась в тени. Третья зона участка
приходилась на поросший лесом склон. Используя эти природные
особенности, и тщательно подбирая растения, Бет удалось создать
гармонично сосуществующие растительные сообщества, адаптированные
для разной среды обитания. Со временем пустырь превратился в
удивительный ландшафт, гармонично вписавшийся в окружающую
деревенскую природу.
После того, как хозяйка этой территории тщательно отобрала и
классифицировала растения, ей удалось создать специальные уникальные
сообщества растений, которые пригодны для различных условий обитания.

59.

До 1960 года на этом месте не было ни дома, ни сада.
Прошло время, и около 2-х гектаров изначально
пустынной местности с бедной каменистой почвой и
болотистыми
впадинами
превратились
в
неформальный сад, гармонично вписывающийся в
окружающий деревенский ландшафт и интересный в
любое время года.

60.

В ранее заболоченном месте
создан Водный сад. Четыре
водоема,
расположенные
каскадом
и
разделенные
между собой узкими дамбами
окружены
большим
количеством
околоводных
растений. Обилие влажности
создает
здесь
свой
микроклимат.

61.

62.

63.

В водном саду, прежде всего,
обращают на себя газонные дорожки
между прудами, которые не мешают
водоемам сообщаться друг с другом.

64.

В прибрежной зоне прудов обращают на себя внимание гигантские
экземпляры тропической гуннеры красильной с мощными лопастными
листьями и мискантуса с мечевидными листьями, достигающего высоты 2-3
метров. Так как водоемы питаются подземными источниками, из нижнего
пруда выведена труба, по которой отводится избыток воды, дающий начало
естественному ручью - прибежищу обитателей влажного теневого леса.
Среди теневыносливых растений можно отметить нежные виды
папоротников, примулы с розовыми соцветиями, хосты, ирисы, вечнозеленый
барвинок с мелкими фиолетовыми цветками.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

Сильная тень под пологом леса это частая причина головной боли для многих
владельцев лесных участков. Обычно такие места засеваются газоном,
состояние которого зависит от степени освещенности, или же оставляются в их
естественной запущенности. Беатрис Шатто на примере своего тенистого сада,
который обрамляет извилистую лесную дорожку из щепы, показала, что можно
сделать под пологом леса. В таком саду акцент делается на растения с разной
формой, окраской и размером листьев, например хосты, папоротники, хохлатки,
крапчатые медуницы, купены, фиалки с пурпуровыми листьями и другие.
Теневыносливые растения не могут похвастаться крупными и яркими цветами,
но когда они объединяются в большие массивы, то дают весьма
привлекательную картину, например как темно-синие мазки колокольчика на
фоне массива из розоцветной герани.

71.

72.

73.

74.

Большая проблема при создании сада была в том, что вокруг не было воды. А
норма осадков в этом месте графства Essex очень низкая.
Большая любительница цветов, Бет заметила, что растения средиземноморья
чувствуют себя в ее маленьком садике неплохо, и принялась разводить их.
Эксперименты с растениями продолжались, и теперь в этом саду все
разнообразие
ксерофитов
(выносящих
очень
засушливые
условия
местообитания),
которое можно себе представить, а также самые
неприхотливые полевые растения, талантливо собранные в роскошные
композиции.
Принципы, которым следовала Бэт Шатто, сейчас нам кажутся вполне
естественными, но в 60-е годы они представлялись весьма радикальными.
Коротко их можно сформулировать следующим образом:
• если растение обитает в условиях влажной тени то, поместив его на
солнечное и сухое место, не стоит ожидать хорошего роста.
• Растения не терпят принуждения, их следует подбирать под те условия,
которые имеются в вашем саду, тогда и результат будет замечательный почти
без ухода.

75.

76.

Гравийный сад, раскинулся прямо перед домом и входом в питомник. За
основную идею этого сада было принято русло пересохшего ручья.
Несмотря на то, что в нем высажены засухоустойчивые растения,
растущие на бедных почвах, перед посадкой почва улучшалась
компостом, поскольку в условиях отсутствия искусственного полива и
низкого уровня дождей в этом регионе растениям нужно было дать
возможность хорошо укорениться.

77.

78.

Сухой сад
Общепризнанные садовые фавориты, влаголюбы с пышной нежной
листвой, в таких обстоятельствах сильно страдают, на листьях появляются
коричневые пятна-ожоги, цветение ослабевает. Зато встречающиеся в
каждом саду мордовники и гипсофилы, молочаи, тысячелистники и
гвоздики цветут обильнее и развиваются успешнее именно в такую погоду.
Жизнерадостные «южане», как правило, разбросаны по саду там и сям, по
замыслу классической садовой композиции контрастно подчеркивая своим
аскетизмом роскошь зеленого наряда влаголюбов. В 1983 году Бет пришла
в голову идея создать из них самостоятельную композицию – «сухой» сад,
где засухоустойчивые виды предстанут перед наблюдателем во всей красе
и разнообразии.

79.

80.

Место для размещения сухого сада выбрали не случайно. На высоком берегу
оврага, в котором расположен сад Бет Шатто, сотни тысяч лет назад ледник
оставил многометровый слой щебня. Прежде плоскую солнечную площадку
использовали под автостоянку, но теперь этим 30 соткам была уготована
новая судьба. На расчищенный и выровненный природный щебень
насыпали 3 см садового компоста и закрыли его сверху 4–5 см декоративной
гальки (мелкая фракция). Растения высадили в два длинных миксбордера
длиной 90 м и шириной 6 м.
По жестким условиям эксперимента, придуманным Бет, растения
подкармливали и поливали только первые две недели после посадки, а затем
оставили их «на произвол судьбы». Ведь именно в таких условиях
произрастают пышные растительные сообщества в предгорьях и
полупустынях Средней Азии и Ближнего Востока, в степях Евразии и
Средиземноморье. Садоводам известно, что избыток влаги и питания только
вредит засухоустойчивым видам – они теряют декоративность, израстаются,
сокращается срок их жизни.

81.

В сухом саду растения проявляют свои природные особенности.
Например, в разгар летней засухи подушковидные обриеты, кермеки
сбрасывают надземную часть, с приходом осенних дождей вновь
зеленеют, а после зимовки пышно цветут весной. Учитывая такие
особенности растений, их обрезают в июле до уровня почвы, таким
образом заменяя им полив.
Многие растения в сухом саду возобновляются самосевом. Там, где
постоянно ходят посетители, в проходах и дорожках, сеянцы
затаптывают (часть их пропалывают садовники). Подкормкой служит
естественный растительный опад, вполне достаточный даже при
условии, что большую часть растений весной обрезают, освобождая
место для новых побегов.
Требует периодического ремонта и возобновления и гравийное
покрытие. Гальку подсыпают раз в два-три года, однако нужно учесть и
огромную нагрузку на сад. В год его посещают несколько десятков
тысяч человек. Они приезжают, чтобы своими глазами убедиться в
успехе садового эксперимента Бет и вдохновиться ее примером.

82.

83.

84.

85.

Как Бет Шатто удалось создать сад, не требующий искусственного полива и при
этом по красоте и гармонии не уступающий садам, в которых с утра до вечера
трудится целый полк садовников и стоят самые современные системы полива?
Первым и необходимым условием, конечно, является посадка растения в условия,
максимально приближенные к естественным условиям произрастания.
Правильная посадка растения – это половина дела, поэтому практически под
каждое растение в саду Бет Шатто выкапывается необходимого размера
посадочная яма и заправляется необходимой конкретному растению посадочной
смесью.
Следующее непременное условие - в саду не должно быть пустой земли. Либо она
должна быть под почвопокровными растениями, либо под мульчой. В качестве
мульчи Бет Шатто использует в своем саду щепу, слоем в 5 см. Опавшую по осени
листву никогда не убирают, кроме того, что она является естественной мульчой,
Бет Шатто считает ковер из разноцветной опавшей листвы одним из главных
украшений сада по осени.

86.

87.

Растения для гравийного сада
Лилия кудреватая
Рудбекия, монарда

88.

Прострел обыкновенный
Котовник Фассена
Солнцецвет и полынь Людовика
Татарник колючий
Седум видный
English     Русский Правила