4.79M
Категория: СоциологияСоциология

Социальный конфликт - классификации

1.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ - КЛАССИФИКАЦИИ
1. По сфере общественных отношений: экономические, политические, военные,
религиозные, этнические, этнополитические и др.
2. По характеру субъектов (по типу участников) (М.Дойч): внутриличностные и
межличностные (индивидуально-психологический уровень), внутригрупповые,
личность/группа,
межгрупповые
(социально-психологический
уровень),
внутринациональные и международные (политический уровень).
3. По стадии проявления.
4. По продолжительности.
5. По сфере проявления: международные и немеждународные (внутригосударственные, с участием внегосударственных и надгосударственных акторов).

2.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

3.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
Столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои
интересы и цели, связанные прежде всего с достижением власти или ее
перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе.
(Политологический словарь)
Объект:
- Власть
- Политический статус
- Политические ценности
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ И ГОСУДАРСТВА – СЕРДЦЕВИНА
ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (А.Бентли).
Субъект – реальный или потенциальный субъект политических отношений, обладающий
определенными политическими ресурсами, имеющий свои политические интересы и
готовый их защищать (уже защищающий) в реальном политическом противоборстве.
-
Индивиды
Социальные группы (малые, средние, большие)
Группы интересов
Политические институты
«НЕОДНОРОДНОСТЬ СФЕРЫ ЖИЗНИ» УСЛОЖНЯЕТ ОБЩУЮ КАРТИНУ
ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ, ДЕЛАЕТ ЕЕ МНОГОМЕРНОЙ (Р.Дарендорф).

4.

5.

6.

ЭТНИЧЕСКИЙ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ТИПЫ КОНФЛИКТА
Что такое этнос? Три подхода.
Столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои
интересы и ценности, связанные с достижением или перераспределением
политической власти, определением ее символов, а также группового политического
статуса и приоритетов государственной политики, в которых этнические различия
становятся принципом политической мобилизации, и по крайней мере одним из
субъектов является этническая группа.

7.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

8.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ - МОБИЛИЗАЦИЯ
Процесс, в ходе которого этническая группа, во-первых, политизируется на
основе осознания своих коллективных интересов и чаяний и, во-вторых,
организуется в качестве коллективного субъекта, обладающего ресурсами для
ведения политического действия.
-
Политические возможности
Идеология
Наличие организации
Стратегии и тактики
Цели
Ресурсы

9.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

10.

РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ
Столкновение индивидов или их групп в связи с несовпадением взглядов в
вопросах вероучения и религиозной деятельности.
СРЕДИ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ КАЖДОЙ РЕЛИГИИ
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛЮДИ СОСТАВЛЯЮТ ИСКЛЮЧЕНИЕ
(Ф.НИЦШЕ)
Объект: как правило, религиозные нормы;
Но также власть, территория, социально-экономическое положение
конфессиональных групп, правовой статус их представителей и организаций,
образ жизни и культура, положение единоверцев за рубежом и др.
Субъекты:
- личности;
- религиозные организации и группы;
- нации (этносы) – приверженцы различных религий;
- религиозные и государственные институты (государство и органы власти, церкви,
партии, движения, организации и др.).
Основные типы:
- религия с традицией;
- религия с иноверием (другой религией);
- религия с ересью (сознательное отклонение от религиозного учения, иной подход к
религиозному учению);
- религия с атеизмом.

11.

РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ

12.

РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ
Государственная (официальная) религия – вероучение, официальный статус которого
подтверждён государством. Государство без государственной религии – светское или
секулярное.
Россия – светское государство. Конституция (1993 г.) гарантирует «свободу совести,
свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с
другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и
распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подтверждает «равенство
перед законом независимо от отношения к религии и убеждений»
В 2013 г. – поправки в УК об увеличении ответственности «за оскорбление чувств
верующих», в т.ч. об уголовной ответственности в виде лишения свободы за «публичные
действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления
религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ).
Ответственность за «возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение
достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка,
происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной
группе, совершенные публично или с использованием СМИ либо информационнотелекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». (ст. 282 УК РФ
«Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
По ней – больше 150 приговоров в первом полугодии 2015 г.

13.

РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ
В РОССИИ
Согласно данным Фонда
«Общественное мнение» (2013 г.):
64% – православие
25% – атеисты
6% – ислам
1% – другие христианские конфессии
(католики,
протестанты,
униаты,
баптисты и др.)
1% – другие религии
4% – затруднились ответить (не смогли
назвать определённую конфессию)
В США
Согласно Pew Global Attitudes Project (2002 г.),
США – единственная из развитых стран, где
большинство опрошенных людей выразило свою
приверженность вероисповеданию, отметив, что
религия играет «очень важную роль» в их жизни.
Согласно «Всемирной книги фактов ЦРУ» (2007 г.):
51,3% – протестанты
23,9 % – католики
12,1 % – не принадлежат к какой-либо конфессии
1,7 % – мормоны
1,6 % – члены другой христианской конфессии
1,7 % – иудаизм
0,7 % – буддизм
0,6 % – ислам
2,5 % – другие верования
4 % – атеисты

14.

РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНФЛИКТ
Религиозный фанатизм – слепая, доведенная до крайней степени приверженность
религиозным идеям и стремление к неукоснительному следованию им в практической
жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. Обычно основан на святости жертвы
во имя религиозных принципов. Психологическая основа – вера, преобладание
эмоционального над рациональным.
Сектантство – крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё
культа, поклонением и растворением в группе единомышленников.
Религиозный экстремизм – разновидность экстремизма, в основе которого лежит
определённая религиозная идеология и деятельность, присущие отдельным лицам,
принадлежащим к различным религиозным организациям и конфессиям, группам и
течениям.
Экстремисты отличаются приверженностью радикальным и фундаменталистским взглядам
на толкование вероучения, стремятся вступить в непримиримое противостояние (включая
применение физического насилия, насильственный захват власти, насильственное
изменение государственного строя) с существующими религиозным традициями с целью
их коренного изменения или уничтожения. В основе – проявление крайней степени
жестокости и агрессивности в сочетании с демагогией.
Религиозный терроризм – преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть
религиозную; связан, как правило, с борьбой приверженцев религии между собой
(индуисты и мусульмане, мусульмане и иудеи) и внутри одной веры (католикипротестанты, сунниты-шииты).

15.

Дело Pussy Riot: ПОЛИТИЧЕСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТЫ
26 февраля 2012 г. в связи с «панк-молебном» «Богородица, Путина прогони!» три
участницы группы были объявлены в розыск по обвинению в хулиганстве, а затем
арестованы. До вынесения приговора суда содержались под стражей.
Хамовническим судом признаны виновными в хулиганстве по мотивам религиозной
ненависти и приговорены к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в
исправительной колонии общего режима.
Согласно опросу Левада-Центра, большинство россиян поддержало идею наказания
участниц перформанса в диапазоне от штрафа до лишения свободы. 16% опрошенных
поддержали заключение на срок более двух лет. 14% не требовали никакого наказания.
В ответ на жалобу Мосгорсуд заменил реальный
приговор на условное наказание для одной из
участниц, для двух других приговор остался без
изменения.
23 дек. 2013 г. они вышли на свободу по
амнистии, принятой ГД к 20-летию Конституции.
В 2014 г. подали иск в Европейский суд по
правам человека с требованием взыскать с
России по 120 тыс. евро за моральный вред,
причинённый
им
из-за
уголовного
преследования, а также компенсировать 10 тыс.
евро судебных расходов.
English     Русский Правила