15.48M
Категория: РелигияРелигия

Закон Божий для семьи и школы

1.

Закон Божий
Для семьи и школы
Со многими иллюстрациями
Составил
Протоиерей Серафим
Слободской
СТК «Светочъ»

2.

Страстная
Седмица

3.

Страстная Седмица –
воспоминание последних
дней земной жизни
Спасителя.
ПАСХА
Великая Суббота
Великая Пятница
Великий Четверг
Великая Среда
Великий Вторник
Страстною Седмицею называется последняя неделя перед Пасхою. Такое
название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям
Понедельник
последних Великий
дней земной
жизни Спасителя: Его страданий, крестной
смерти и погребения. По величию воспоминаемых событий все дни
Страстной
называются
Великими.
ВходНедели
Господень
в Иерусалим
Великий пост

4.

Великий Понедельник
Великий Вторник
Великая Среда
Воспоминание
последних бесед
Господа Иисуса Христа
с народом и учениками
Богослужение
Утреня:
Особенности Богослужения первых трех
дней Страстной Седмицы состоят в
«Се Жених грядет в
следующем:
на
утрени,
после
полуноши»
шестопсалмия и «Аллилуия» поется
«Чертог Твой вижду.
тропарь: «Се Жених грядет в полуноши», а
Спасе мой»
после канона поется песнь: «Чертог Твой
Се Жених грядет в полунощи,
и блажен раб, егоже
вижду.
Спасе
Все Спасе
эти тримой,
дня
Чертог Твой мой».
вижду,
обрящет бдяща: недостоин
же Литургия
паки, егоже
обрящет
совершается
Преждеосвященных
Литургия
украшенный, и одежды не имам,
унывающа. Блюди убо Даров,
душе моя,
не сном
отяготися,
да
с чтением
Евангелия.
Евангелие
Преждеосвященных да вниду вонь: просвети одеяние
и на утренях.
не смерти преданачитается
будеши,
и Царствия вне
Даров
души моей, Светодавче, и спаси мя.
затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси
Боже, Богородицею помилуй нас.

5.

Великий Четверг
Умовение ног
Тайная Вечеря
Литургия совершается Св. Василия Великого
и соединяетсямолитва
с вечернею
Гефсиманская
в память того, что Господь установил вечером Таинство Причащения.
Иуды
Вместо Херувимской песни, причастногоПредательство
стиха и песни: «Да исполнятся
уста наша»
..., поется одна и та же песнь: «Вечери Твоея тайныя днесь.
Богослужение
Сыне Божий, причастника мя приими»...
Утреня: Успенском Соборе и в Киево-Печерской лавре за
В Московском
Литургиею в этот день совершалось
освящение
мира, употребляемого
Вечери
Твоея тайные
днесь, Сыне
«Егда славнии ученицы
для
совершения
Таинства Миропомазания,
при освящении
храмов и
На
утрени
после
и причастника
Божий,
мя приими:
на умовении
Вечеришестопсалмия
антиминсов.
«Аллилуия»
поется тропарь:не«Егда
бо врагом Твоим тайну повем,
просвещахуся»
славнии ученицы на умовении
ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но
Вечери
просвещахуся»...
Литургия
Егда славнии ученицы наяко
умовении
Вечери
просвещахуся,
разбойник
исповедаю
Тя:
тогдаВасилия
Иуда Великого
злочестивый
помянисребролюбием
мя, Господи, во недуговав
царствии
омрачашеся,
судиям Тебе праведнаго Судию
Твоем.
«Вечери Твоея и…»беззаконным
предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление
Освящение
миранесытыя души, Учителю таковая
употребивша!
Бежи
дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

6.

Великая Пятница
Осуждение Иисуса Христа,
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа
Его крестные страдания,
на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения
смерть и погребение
Его.
На вечерне, при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем
пречистое Тело Твое»...., священнослужители поднимают Плащаницу (т.
Богослужение
е. изображение
Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с
Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении
Утреня:и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на
светильников
особо
приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и
Двенадцать
все
молящиеся
поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы
Евангельских
чтений
На утрени (которая
в Великий
посреди
изображенного
на ней служится
Господа —вечером
прободенные
ребра,Четверг)
руки и ноги
Его.
храма
читаютсянаходится
двенадцать
чтений,
из всех
Плащаница
наЕвангельских
середине храма
в избранных
продолжение
трех
Царские
Часы
четырех
Евангелистов,
повествующих
о страданияхнахождение
Спасителя, начиная
(неполных)
дней,
напоминая
этим трехдневное
Иисуса
с последней
беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая
Христа
во гробе.
Литургии
нет
погребением
Его в саду
Иосифа
Аримафейского и приставлением
В Великую Пятницу
Литургии
не бывает,
воинской
стражи
Его гробу.
Во время
Евангелия верующие
т.к. в Вечерня
этот день
Самк Господь
принес
Себя в чтенияИосиф,
Благообразный
с древа снем
стоят
с
зажженными
свечами,
показывая
этим
с
одной
стороны
то, что
жертву, а совершаются Царские Часы.
плащаницею
слава иВынос
величие не оставили Пречистое
Господа и воТело
времяТвое,
Его страданий,
а с
чистою
обвив,
и вонями во гробе
другой Плащаницы
стороны — горячую любовь
к своему
Спасителю.
нове покрыв положи.

7.

Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все
Великая
Суббота
Нахождение тела
другие дни года и соединяется с Вечернею.
После малого входа и пения «Свете
тихий...»во
начинается
чтение 15Спасителя
гробе
и
По
окончании
Литургии
бывает
благословение
хлебов
и
вина
На
Великой
Субботы,собраны
после Великого
славословия,
придля
ти утрени
паремий,
в которых
важнейшие
ветхозаветные
сошествие
Его
душой
во
ад
подкрепления
силБоже»
молящихся.
После этого
начинается
чтение
книги
пении
«Святый
Плащаница
выносится
из
храма,
при
прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями
и
Деяний
Апостольских
и
продолжается
до
начала
полунощницы.
участии
народа,
и обносится
вокруг храма в воспоминание
Воскресением
Иисуса
Христа.
В двенадцатом
часу ночи
совершается
полунощница,
на которой
сошествия
Иисуса иХриста
во ад
и победы Его
над
адом иВоскресения
смертью.
После паремий
Апостола
предначинается
праздник
Богослужение
поется поканон
Великой
Субботы.
В конце
полунощницы
Затем,
Плащаницы
в храм,
она«Воскресни,
подносится
к
Христова.
Навнесении
клиросе начинают
протяжно
петь:
Боже,
священнослужители молча
переносят
Плащаницу
середины
храма
открытым
вратам,
в вознамение
того, счто
суди земли,царским
яко Ты наследиши
всех языцех...»,
а в Спаситель
алтаре в это
Утреня:
в алтарь Царскими Вратами
и кладут
ее на
престол,
где
она и
неразлучно
с Богом
Отцом
и что
Он сменяются
Своими
время черныепребывает
одежды престола
и священнослужителей
остается
дои смертью
Господня,
в впамять
Шествие
страданиями
Евангелием
ипраздника
снова Вознесения
отверз
нам двери
рая. Певчие
это
на ссветлые,
так же
и в самом
храме черные
облачения
заменяются
сорокадневного
пребывания
Христа
на земле по воскресении
время
поют:
«Благообразный
Иосиф»
... что мироносицы
Плащаницей
Богослужение
Великой
Субботы Иисуса
светлыми.
Это
— изображение
события,
рано утром,
Его
из
мертвых.
Когдасущи
Плащаницу
положат
на место
посредине
посвящено
воспоминанию
«еще
тме»,
видели
при гробе
Христовом
Ангела вхрама,
светлых
После
этого
верующие
благоговейно
ожидают
наступления
произносится
ектения
и читаются:
паремия
из книги Христа.
прор.
пребывания
Христа
ризах иИисуса
слышали
от него «во
радостное
известие
о воскресении
Литургия
полуночи,
во которую
начинается
светлая
пасхальная
радость
Иезекииля
воскресении
мертвых;
Апостол,
научающий
гробе плотски,
во
аде
же
с душею,
ПослеВеликого
этого
пения
диакон в светлом
облачении,
подобно
ангелу,
Василия
величайшего
Праздника
Воскресения
ГосподаПасха
и Спасителя
нашего
Иисус Христос
есть
за всехчтением
нас;
выходит
середину
храма
и истинная
перед Плащаницею,
яко Бог,верующих,
в рай жа на
с что
разбойником
и
Иисуса
Христа.
«Воскресни,
Боже…»
Евангелие,
повествующее
том, как Христовом.
первосвященники с
Евангелия,
возвещает
людям
на
престоле
со
Отцем
и Духом,
вся оо Воскресении
Пасхальная Пилата
радость поставили
есть святая стражу
радость, укоторой
и не может
разрешения
гроба нет
Господня
и
Затемнеописанный»
Литургия Василия
Великого продолжается
обычным
исполняяй
и,
быть равнойк на
всейпечать.
земле. По
Этоокончании
нескончаемая
вечная
приложили
камню
верующие
Полунощница
порядком.
Вместо
Херувимской
песни
поетсяутрени
песнь:
«Да радость
молчит
наконец,
воскресения
Спасителя
из
вечной
жизни
и
блаженства.
Она
и
есть,
именно,
та
радость,
о
восхвалить
песнью
Иосифа
всяка плоть человеча»...
Вместо церковною
«Достойно есть»
поется: «Не
рыдай
гроба. приглашаются
которой сказал Сам
Господь:ублажим
«Возрадуется
сердце
ваше, и радости
Аримафейского:
«Приидите,
Иосифа
приснопамятного».
Мене, Мати, зрящи
во гробе»...
Запричастный
стих: «Воста, яко спя
вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16:22).
Господь, и воскресе спасаяй нас».
English     Русский Правила