Лекция № 11.2 Культура России. Культура русского средневековья Просвещение, образование, искусство и система ценностей
1. Распространение письменности, просвещение, образование и знания на Руси
Письменность
Берестяные грамоты
Просвещение и грамотность в Московской Руси
Книгопечатание
2. Древнерусское искусство: традиции, виды и жанры искусства 2.1. Древнерусская литература
Литература отечественная
«Слово о погибели Русской земли". 1237 – нач. 1246
Литература Московской Руси
Литература Московской Руси
Устное народное творчество - фольклор
Устное народное творчество - фольклор
Скоморохи
2.2. Архитектура Архитектура древнерусская IX - XIII вв.
Храмовое строительство
Символика православного храма
Устройство крестово-купольного храма
Церковь Богородицы "Десятинная" в Киеве. Реконструкция.
Особенности древнерусской архитектуры. Архитектурные школы
Киевская архитектура
Интерьер Софийского собора
Новгородская архитектура
Владимиро-Суздальская архитектура
Дмитриевский собор
Грановитая палата в Москве
2.3. Изобразительное искусство Древнерусская живопись
Иконопись
Иконы XII-XIII вв.
Спас Нерукотворный, Новгород
Святой Георгий
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XIV – XVI вв.
Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображенья на Ильине в Новгороде
Иконостас
Андрей Рублев «Звенигородский чин»
3. Формирование системы ценностей и русский национальный характер
Особенности национального характера
Древняя Русь сформировала свои критерии добра и зла, эти добродетели совместились и с их христианским пониманием
Традиционные установки русской культуры, которые начали формироваться в средневековье и получили свое развитие в последующие
С точки зрения многих современных исследователей, русскому менталитету присущи:
4. XVII век: русская культура на пороге Нового времени.
Образование
Литература
Архитектура
Теремной дворец. Крестовая палата
Комплекс деревянных строений – церквей и гражданских построек на острове Кижи.
Изобразительное искусство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32.40M
Категория: ИсторияИстория

Культура России. Культура русского средневековья. Просвещение, образование, искусство и система ценностей

1. Лекция № 11.2 Культура России. Культура русского средневековья Просвещение, образование, искусство и система ценностей

древнерусской
культуры.
Фомина Н.Н.

2.

План лекции
1. Распространение письменности,
просвещение, образование и знания на
Руси
2. Древнерусское искусство: традиции,
виды и жанры искусства
2.1.Древнерусская литература
2.2.Архитектура
2.3.Изобразительное искусство
3. Формирование системы ценностей и
русский национальный характер
4. XVII век: русская культура на пороге
Нового времени

3. 1. Распространение письменности, просвещение, образование и знания на Руси

КИРИЛЛ (ок. 827– 869) и
МЕФОДИЙ (ок.815– 885)
создатели славянской
письменности (азбуки)
Древнейшие книги,
дошедшие до наших дней:
«ОСТРОМИРОВО
ЕВАНГЕЛИЕ»- 1056 – 1057г.
«ИЗБОРНИК» –1073 и
«ИЗБОРНИК» – 1076 гг.

4. Письменность

Появление
письменности
создало предпосылки
для развития
образования на Руси.
Начало школьному
образованию на Руси
положил князь
Владимир.
Образованных людей
называли "Книжными
мужами".
Перепиской книг занимались так
называемые "книжные списатели".

5.

Книги до XVв. были
рукописными.
Материалом для их
написания служил
пергамен (пергамент)
из кожи телят или
ягнят.
Для деловой,
хозяйственной или
бытовой переписки
использовали бересту
из коры березы (так
называемые
берестяные грамоты).

6. Берестяные грамоты

7. Просвещение и грамотность в Московской Руси

В эпоху средневековья распространение грамотности и
знаний шло разными путями в княжеских дворцах,
монастырях, торговых городах и в деревне.
В бесписьменной деревне знания о природе, человеке,
устройстве мира, родной истории передавались молодому
поколению из уст в уста в виде сельскохозяйственных
примет, знахарских рецептов, сказок, эпической поэзии,
обрядов и т.п. Просвещение в городах основывалось на
книгах и, следовательно, грамотности населения.
Существовали училища для детей при церквах и
монастырях и учителями в них были представители
низшего духовенства. Получают дальнейшее развитие
библиотеки.
Развитие письменности и книжного дела сопровождалось
изменениями в технике письма. В XIV в. на смену дорогому
пергаменту пришла бумага, которую доставляли из других
стран.

8. Книгопечатание

Типография в Москве на
средства царской казны –
1563 г.
Первопечатники – дьяк
Иван Федоров и Петр
Мстиславец.
Первая русская точно
датированная печатная
книга – «Апостол» была
напечатана 1 марта 1564
г., в 1565 – «Часослов»

9. 2. Древнерусское искусство: традиции, виды и жанры искусства 2.1. Древнерусская литература

Литература переводная, книги византийских и
болгарских авторов
БИБЛИЯ – полный перевод был сделан к XII в.,
полный список был собран в 1499 г.
Новгородским архиепископом
Геннадием.
Богослужебная литература - библейские тексты,
Евангелия, служебные Минеи (чтения);
Патристика – труды отцов церкви IV – VI вв.
Иоанна Златоуста, Василия Великого «Шестоднев»,
Иоанна Лествичника («Лествица»)
Агиографии (жития святых);

10.

Палеи – сборники кратких пересказов Ветхого
Завета; апокрифы; наибольшей популярностью
пользовались Псалтырь, богослужебная и
толковая литература.
Хроники – изложение мировой и византийской
истории – наиболее известные – Григория
Амортола и Иоанна Малала
Хронографы, космографии, физиологии;
Повести – «Александрия», Флавий «История
иудейской войны», «Повесть об Акире
Премудром».

11. Литература отечественная

Литературные жанры - жития святых (агиография),
слово, повесть, летопись.
Иларион – митрополит Киевский
«Слово о законе и благодати» – (1037 – 1051)
«Сказание о Борисе и Глебе»;
«Житие Феодосия Печерского»
«Житие и хождение Даниила, русской земли игумена»;
Летописи – «Повесть временных
лет» (ПВЛ) – монах Киево- Печерского монастыря
Нестор – 1113;
«Слово о полку Игореве» – 1185;
«Слово или моление Даниила Заточника» –1197;
«Русская Правда» Ярослава Мудрого - ок. 1016;
«Поучение Владимира Мономаха»;
«Слово о погибели земли Русской» (1236-1246);
«Сказание о житии Александра
Невского»; «Повесть о разорении Рязани Батыем»

12. «Слово о погибели Русской земли". 1237 – нач. 1246

«Слово о погибели Русской земли".
1237 – нач. 1246
"О, светло светлая и прекрасно украшенная
земля Русская!
Многими красотами прославлена ты: озерами
многими славишься, реками и источниками
местно-чтимыми, горами, крутыми холмами,
высокими дубравами, чистыми полями,
дивными зверями, разнообразными птицами,
бесчисленными городами великими,
селениями славными, садами монастырскими,
храмами божьими и князьями грозными,
боярами честными, вельможами многими.
Всем ты преисполнена, земля Русская, о
правоверная вера христианская!" (Литература
Древней Руси. Хрестоматия. М., 1990. С. 175).

13.

Характерные черты средневековой
литературы.
Литературе этого периода был свойствен
монументальный историзм:
в центре произведения были, как правило,
важные политические, общественные или
духовные проблемы,
героями - исторические личности,
обладавшие типическими чертами.

14. Литература Московской Руси

«Сказание о граде Китеже»
Сафоний Рязанец «Задонщина» кон- XIVв.
«Сказание о Мамаевом побоище» 1пол. XVв.
«Сказание о князьях Владимирских»
Лицевой Летописный свод и
«Великие Минеи-Четьи» («Ежемесячные чтения») –
созданные под руководством митрополита Макария.
Часословы, псалтыри и др.
«Степенная книга», составленная духовником Ивана IV
Андреем – русская история от Владимира
Святославича до Ивана IV;
«Домострой» (кон. XVI в.) протопоп Сильвестр
«Хожение Афанасия Никитина за три моря» - сер. XV в.

15. Литература Московской Руси

«Сказание о граде Китеже» Сафоний Рязанец
«Задонщина» кон- XIVв.
«Сказание о Мамаевом побоище» 1пол. XVв.
«Сказание о князьях Владимирских»
Лицевой Летописный свод и
«Великие Минеи-Четьи» («Ежемесячные
чтения») – созданные под руководством
митрополита Макария.
Часословы, псалтыри и др.
«Степенная книга», составленная духовником Ивана IV
Андреем – русская история от Владимира Святославича
до Ивана IV;
«Домострой» (кон. XVI в.)- протопоп Сильвестр
«Хожение Афанасия Никитина за три моря» - сер. XV в.

16. Устное народное творчество - фольклор

17. Устное народное творчество - фольклор

Обрядовый фольклор, связанный с
обрядами народного календаря и
ритуалами жизненного цикла:
свадьбы, похороны и др.
Не обрядовый фольклор:
1- загадки,
2- пословицы, поговорки, присловья, приметы;
3- заговоры; 4- песни;
5- эпические, героические сказания
(былины или старины);
6- сказки; 7- былички

18.

19.

20.

21.

Былины – чрезвычайно важный жанр народного
творчества. Наиболее известны былины
киевского и новгородского циклов. Былины
киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром
Славутичем, с князем Владимиром Красное
Солнышко, богатырями, начали складываться в
X - XI вв. Героический эпос как бы заменяет
собой мифический. В былинах отразились
нравственные идеалы народа. Основные герои
былин - богатыри, защитники земли Русской,
защитники народа (Илья Муромец, Добрыня
Никитич, Алеша Попович и др.).
В былинах особым уважением пользуется
земледелец и его труд (Микула Селянинович,
Илья Муромец - крестьянский сын).
Особый пласт представляют былины
Новгородского цикла ("Садко", "Василий
Буслаев") – XIV-XV вв.

22.

23.

Ранние записи былин относятся к
XVII - XVIII в. В XVIII в. на Урале
по приказу Демидовых были
записаны Киршей Даниловым 28
былин, которые вошли в сборник,
выпущенный в 1804 г. В середине
XIX в. былины начали
систематически записывать
исследователи П.Н. Рыбников (1831
- 1885 гг.), А.Ф. Гильфердинг (1831 1872 гг.) и другие, благодаря
которым сохранились многие
образцы мифопоэтического
творчества наших предков.

24.

Устное народное творчество тесно
связано с праздничной, смеховой
культурой, которая проявилась в
гуляньях, забавах, играх,
хороводах и в таком явлении
народной культуры как скоморохи
- странствующие актеры в
Древней Руси, выступавшие как
певцы, острословы, музыканты,
исполнители сценок,
дрессировщики, акробаты.
Скоморохи были известны с XI в.,
но особую популярность получили
в XV – XVII вв.

25. Скоморохи

26. 2.2. Архитектура Архитектура древнерусская IX - XIII вв.

Восточные славяне строили жилища,
оборонительные укрепления, терема,
хозяйственные постройки из дерева.
Отсюда, богатые традиции деревянного
зодчества,
которые сохранилось до настоящего времени.
Принятие христианства внесло в нее много
нового, в, первую очередь, – храмовое
строительство и
использование камня.
Первая каменная церковь, посвященная
Богородице, была построена в Киеве в 990 996 гг. константинопольскими мастерами и
называлась Десятинной.

27. Храмовое строительство

Русское каменное храмовое зодчество заимствовано
из Византии. За образец был взят крестовокупольный тип храма. Из Византии пришла к нам
и символика храма - земного неба. Основой плана
является крест - символ христианства, символ
спасения.
Главу храма держит Христос-Пантократор
(Вседержитель), шею (барабан) - апостолы.
Здание храма строго ориентировано с запада на
восток. Именно к востоку обращено главное
святилище - алтарь, находящийся в центральной
апсиде, - полукруглом восточном выступе. Алтарь
отделен от помещения для молящихся внутри церкви
алтарной преградой и амвоном – возвышением.
Впоследствии на Руси алтарная преграда часто
заменялась сплошной стеной иконостаса.

28. Символика православного храма

В архитектурном образе церкви главное место
занимает символическое число три - символ Троицы.
Верх церковный снаружи завершался главами:
одной - символ Христа, тремя - символ Троицы,
либо пятью - Христос и четыре евангелиста,
либо девятью - девять чинов ангельских, либо
тринадцатью - Христос и 12 апостолов.
Во внешней отделке храма использовалось
вертикальное членение фасада на прясла лопатками.
Полукруглое завершение верхней части прясла,
отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу
полуцилиндрического свода, называлось
закомарой. Эта символика сохранила в основном
свое значение до наших дней.

29.

Своды храма и его глава покоятся на четырех
столпах, символизирующих четыре Евангелия,
краеугольные камни христианского вероучения.
Столпы членят внутреннее пространство на три
нефа (корабля), ибо храм есть ковчег (корабль)
спасения для верующих среди житейского моря.
Поперечное членение храма называется
трансептом.
Храм обычно имел три входа: западный,
северный и южный.
У главного, западного, входа помещается обычно
притвор (нартекс), где находились во время
главного богослужения - литургии верных - так
называемые оглашенные, готовящиеся принять
крещение и родившие женщины, не прошедшие
еще обряд очищения

30. Устройство крестово-купольного храма

31. Церковь Богородицы "Десятинная" в Киеве. Реконструкция.

Церковь Богородицы "Десятинная" в Киеве.
Реконструкция.

32. Особенности древнерусской архитектуры. Архитектурные школы

Древнерусское каменное зодчество уже со
второй половины XI в. начало вырабатывать
собственные традиции, получило свой путь
развития.
В качестве отличительных особенностей
можно отметить: многонефность, галереи,
угловые башни, многоглавие и общую
пирамидальную композицию. Наряду с
каменными, широкое распространение
получили и деревянные храмы

33. Киевская архитектура

Киев Десятинная
церковь (989 – 996)
Софийский собор 1037 г.
Золотые ворота

34. Интерьер Софийского собора

35. Новгородская архитектура

Софийский собор
(1045 – 1050);
Георгиевский собор
Юрьева
монастыря 1119;
Церковь Спаса
Преображенья на р.
Нередице
(Спас на Нередице) –
1198;
Перынская церковь

36. Владимиро-Суздальская архитектура

Церковь Покрова
на Нерли 1165 г.
Успенский собор,
1158
Дмитриевский собор,
собор 1195

37. Дмитриевский собор

38.

АРХИТЕКТУРА
XIV – XVI вв.
НОВГОРОД – сложился
собственный тип
церковного
строительства: «Спаса
на Ковалеве», 1342;
«Федора Стратилата на
Ручью», 1360, «Спаса
Преображенья на
Ильине улице», 1374.
Грановитая палата,
заложен каменный
Кремль.
Новгород. Церковь Спаса
Преображения на Ильине
улице,1374

39.

ПСКОВ – стены детинца
(Кремля), храмы,
крепость Изборск (1330).
В конце XIV – XVI
каменное строительство
ведется в Пскове,
Москве, ближайших к
ней городах, а затем
повсеместно.
Псковское княжество.
Изборская крепость.

40.

При Иване III
приглашаются
итальянские
мастера для
строительства
соборов в Кремле.
Колокольня Ивана Великого
И Успенский собор
МОСКВА – новые стены и
башни Кремля (1485-1495), арх.
Пьетро Антонио Солари.
Вторая линия укреплений –
Китай-город (1535-1538), арх.
Петро Малый.
Третья линия – Белый город
(Бульварное кольцо Москвы),
(1585-1602), арх. Федор Конь.

41.

Московский Кремль.
Соборы:
Успенский собор (1475-1479),
арх. АристотельФиорованти;
Благовещенский собор (14841489) и церковь
Ризположения, псковские
мастера;
Архангельский собор (15051509), арх. Алевиз Новый.
Грановитая палата (14671491), арх. Антонио Солари
и Марко Руффо.
Колокольня Иоанна
Лествичника (Ивана
Великого) (1505-1508),
арх.Бон Фрязин.
Успенский собор

42. Грановитая палата в Москве

43.

Архангельский собор

44.

Храм Николы
в Хамовниках
Покровский собор, (Василия
Блаженного), 1555

45.

ШАТРОВЫЕ ХРАМЫ – пер. пол. 16 в.:
Церковь Вознесенья в селе Коломенском (1530-1532) под
Москвой;
Собор Покрова на Рву – Покровский собор или собор
Василия Блаженного (1555-1560), арх. Барма и Постник.

46. 2.3. Изобразительное искусство Древнерусская живопись

Живописное искусство получило
распространение на Руси с принятием
христианства. Сюжеты живописных
произведений были связаны с религиозной
тематикой, и как в любом средневековом
искусстве, форма и содержание произведений
строго следовали канону. Основными видами
живописных произведений были: мозаика,
фреска, иконопись, миниатюра.
Широко использовалась для украшения храмов
монументальная живопись – мозаика и
фреска.

47. Иконопись

Древнерусская иконопись завоевала мировое
признание. Первые иконы на Руси создавались
греческими мастерами и писались в
соответствии с византийским каноном. С XI в.
вместе с греками уже работали местные
мастера, рождались иконописные русские
школы: новгородская, псковская, владимиросуздальская, тверская, московская и т.д.
Своеобразие русских икон проявилось в
несколько иной трактовке образов, понимании
цвета, отражении реальных исторических
событий, создании пантеона русских
национальных святых.
Среди многочисленных русских икон особый
интерес представляет иконография Христа и
Богоматери, святителя Николая, Святого
Георгия, Святого Дмитрия Солунского, Святых
Бориса и Глеба, житийные иконы.

48. Иконы XII-XIII вв.

«Владимирская Богоматерь»
XII в.
“Нерушимая стена”
(“Богоматерь “Оранта”) в
Софии киевской
XII век - «Святой Георгий»
(Георгиевский собор Юрьева
монастыря в Новгороде;
“Спас Нерукотворный”
Успенского собора в Москве;
Владимирская богоматерь.
Икона. Константинополь.
Начало XII в.

49. Спас Нерукотворный, Новгород

50. Святой Георгий

51.

“Ангел Златые Власы”
(“Архангел Гавриил”)
XII век, Новгород.
«Устюжское
Благовещение».
XII век.
«Богоматерь Великая
Панагия» (Ярославская
Оранта) ,
«Богоматерь Знамение»,
XII век, Новгород.

52.

Св. Николай («Никола Липный»).
Мастер Алексей Петров. Новгородская
школа. 1294 г.

53. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XIV – XVI вв.

Феофан Грек (30-е г. 14 в. –
после 1405) –
Фрески в церкви Спаса
на Ильине улице в
Новгороде; расписал в
Москве Архангельский и
Благовещенский соборы,
иконы деисусного чина
(ряда) иконостаса
Благовещенского собора,
ряд икон.
Иконостас Благовещенского
собора

54. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображенья на Ильине в Новгороде

55.

ИКОНОСТАС
•Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что
в нем есть местная икона, то есть икона праздника или
святого, в честь которого устроен храм. В середине
местного ряда находятся Царские Врата.
•На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех
евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы.
•Справа от Царских Врат икона Спасителя Иисуса
Христа, правее — местная икона. Еще правее, как
правило, южная дверь, на которой изображается икона
архангела.
•Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона
Божьей Матери, левее — другие иконы.
•Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем
расположены иконы двунадесятых праздников.

56. Иконостас

Третий ряд — это Деисус. Справа и
слева от Деисуса — иконы
святителей и архангелов.
Четвертый ряд — пророческий. В
нем расположены иконы пророков
Ветхого Завета — Исайи, Иеремии,
Даниила, Давида, Соломона и
других.
Пятый ряд - праотеческий.
Праотцы - это патриархи
израильского народа, такие, как
Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
Иконостас завершается распятием.

57.

58.

Феофан Грек.
Донская Богоматерь.

59.

Андрей Рублев (ок.1360ок.1430) – ряд икон
праздничного чина
Благовещенского
собора, фрески
«Страшный суд» в
Успенском соборе во
Владимире, иконы
«Звенигородского чина»
(сохранились «Спас»,
«Архангел Михаил»,
«Апостол Павел»; икону
«Троица».
Андрей Рублев. Троица.

60. Андрей Рублев «Звенигородский чин»

Архангел Михаил
Спас
Апостол Павел

61.

Дионисий (ок. 1440 –
1502\03) – росписи и
иконы ряда
монастырей; фрески
Рождественского
собора Ферапонтова
монастыря в
Белозерском крае;
иконы «Богоматерь
Одигитрия», «Спас в
силах».
Дионисий.
Богоматерь Одигитрия.

62. 3. Формирование системы ценностей и русский национальный характер

Этнические и национальные корни русской
культуры как основа национального
характера.
В период средневековья сложилась, в
основном, русская культура и ценностные
ориентиры национального самосознания. Она
основывалась на этнической общности народа
и этническом самосознании, которое включает
в себя ощущение своего единства и общности
исторической судьбы, самоназвание,
особенности культуры (орудия труда, жилище,
одежда, пища, язык, народное искусство) и
психического склада (принцип «мы-они»).

63. Особенности национального характера

Две противоположные
тенденции - Западная и
Восточная - весьма
Коль любить, так без рассудку,
существенно повлияли на
Коль грозить, так не на шутку,
формирование русского
Коль ругнуть, так сгоряча,
национального характера,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
национальной культуры.
Коли спорить, так уж смело,
Обратимся к суждениям
Коль карать, так уж за дело,
русских мыслителей. Под
Коль простить, так всей душой,
национальным характером
Коли пир, так пир горой!
Н.А. Бердяев понимал
устойчивые качества,
присущие представителям
1854 А.К.Толстой
данной нации и возникающие
под влиянием природных и
исторических факторов,
проявляющихся не только в
нравах, поведении, образе
жизни, культуре, но и судьбе
нации, государства.

64. Древняя Русь сформировала свои критерии добра и зла, эти добродетели совместились и с их христианским пониманием

Приведем в качестве примера описание
рязанских князей, погибших в битве с
монголами, приведенном в "Повести о
разорении Рязани Батыем»:
"Были они родом христолюбивы, братолюбивы,
лицом прекрасны, очами светлы, взором
грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к
боярам ласковы, к приезжим приветливы, к
церквам прилежны, на пирование скоры, до
государских потех охочи, ратному делу
искусны, и перед братией своей и перед
послами величавы. Мужественный ум имели, в
правде-истине пребывали, чистоту душевную и
телесную соблюдали… А с погаными
половцами часто бились за святые церкви и
православную веру. А отчину свою от врагов
бозленостно оберегали."

65. Традиционные установки русской культуры, которые начали формироваться в средневековье и получили свое развитие в последующие

исторические периоды
Среди них:
коллективизм;
бескорыстие, духовность, непрактичность;
экстремизм, гиперболизм;
фетишизация государственной власти,
убеждение в зависимости всей жизни граждан
от нее;
русский патриотизм.
К ним можно добавить:
святость, духовность, благочестие;
православность;
мессианство;
великодержавность, имперскость.

66. С точки зрения многих современных исследователей, русскому менталитету присущи:

стремление к коллективизму, взаимопомощи, к опоре на общину, к
милосердию, общественные интересы выше личных;
стремление к социальной справедливости и равенству, высшая
ценность – равенство людей, а не индивидуальная свобода;
традиция подчинения человека государству, патернализм, надежда
на государство;
склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей,
православные христианские традиции;
противоречия между долгим терпением, послушанием и приступами
бурного протеста, бунта…, противоречия между деспотизмом, власти
и порядку и стихийностью, между трудолюбием и небрежностью,
неорганизованностью в работе;
вера в великую миссию русского народа, поиск абсолютного добра,
справедливости и смысла жизни, свободолюбие и правдолюбие;
борьба в русской душе восточного и западного начала;
иррациональность, эмоциональность, интуитивность,
непредсказуемость поведения, непрактичность, направленность на
будущее;
созерцательность, мечтательность, идеализм мышления, склонность
к идеалистическим и тоталитарным учениям;
выносливость, мужество, стойкость, живучесть.

67. 4. XVII век: русская культура на пороге Нового времени.

XVII в. - век противоборства традиционной культуры,
"русского благочестия", культуры "Святой Руси" и
новаторства, светского начала, "обмирщения" русской
культуры. Значительное влияние на культурноисторические процессы в стране оказали бурные события
века: смута, реформы патриарха Никона (1653 – 1656),
усиление контактов с европейскими странами, нарастание
западноевропейских, южнорусских влияний. XVII в. время кризиса средневековой культуры и зарождения
новой культуры России.

68.

Характерные черты культуры:
-
противостояние сторонников традиционной культуры
и нововведений;
- расширение кругозора людей, интерес к научному
знанию, иностранной культуре, образованию;
- появление элементов светской культуры (частные
школы, театр в Москве, библиотеки, публицистика и
т.п.);
- начало обмирщения или секуляризации культуры
(появление элементов светской культуры).

69. Образование

Увеличивается число грамотных людей.
Учебные пособия: книги религиозного
содержания- Псалтыри, Часословы;
буквари - Василия Бурцева (1633),
Симеона Полоцкого(1679), Кариона
Истомина (1694).
1648 г.- грамматика Мелетия
Смотрицкого, «Считание удобное» таблица умножения, азбуковники словари иностранных слов и т.п.
Учебные заведения: школы- боярина
Ф.М. Ртищева, С. Полоцкого и др.
1687 г.- Славяно-греко-латинская
академия в Москве.

70. Литература

Изменения в общественной жизни в этот период
предопределили начало нового этапа в развитии
литературы. Это проявилось в появлении светского
направления; "обмирщения" литературы; усилении ее
связи с фольклором; сближении литературного языка с
живым народным языком; возникновении новых
жанров; намечающемся переходе от исторических
литературных героев к вымышленным и создании
обобщенных литературных образов. Получила
развитие светская публицистика.

71.

Протопоп Аввакум «Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное».
Бытовая повесть –«Повесть об Улиании Осорьиной», «Повесть
о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне».
Сатирическая повесть: «Сказание о куре и лисице»,
«Сказание о попе Савве и великой его славе»», «Повесть о
Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче».
Поэзия – Сименон Полоцкий «Вертоград многоцветный»,
Сильвестр Медведев и Карион Истомин (в стиле барокко).
Европейская литература: рыцарский роман, бытовая и
плутовская новелла и т.д. «Великое зерцало», «Повесть о
Бове Королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче»

72. Архитектура

Новые явления в архитектуре
– сближение церковной и
светской архитектуры,
деревянное зодчество.
Шатер над Спасской башней в
Москве - арх. Христофор
Головей и Бажен Огурцов;
Теремной дворец Московского
кремля – Бажен Огурцов;
Теремной дворец.
Золотое крыльцо

73. Теремной дворец. Крестовая палата

Теремной
дворец. Сени

74.

Церкви Рождества
Богородицы в
Путинках и Троицы в
Никитниках – Москва.
Архитектурна XVII
века – получила
название - «дивное
узорочье».
90-е годы XVII века«нарышкинское» или
«московское барокко»
- церковь Покрова в
Филях.
Нарышкинское барокко.
Церковь Покрова в Филях.

75. Комплекс деревянных строений – церквей и гражданских построек на острове Кижи.

Комплекс деревянных строений – церквей и
гражданских построек на острове Кижи
.

76. Изобразительное искусство.

«Строгановская школа» иконописи
в Сольвычегодске.
Втор. пол. 17 в. – Живописцы
Оружейной палаты – Иосиф
Владимиров и Симон Ушаков.
Симон Ушаков –
«Спас Нерукотворный»,
«Древо государства Московского»,
«Архангел Михаил».

77.

Новые тенденции в изобразительном искусстве
наиболее отчетливо проявились в "парсуне"
(искаженное «персона» от лат. persona - личность,
лицо) – условное наименование произведений
русской портретной живописи
XVII в.).
В русском зодчестве XVII в. происходила борьба
старых традиций и новых тенденций,
вырабатывались новые художественные взгляды,
генетически связанные с народным творчеством,
в то же время творчески осваивалась стилистика
западноевропейской архитектуры.

78. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в XVII в. отчетливо проявились все основные
тенденции в культуре, которые легли в основу последующих
преобразований. Он стал началом секуляризации, «обмирщения»
русской культуры. Сложились предпосылки реформирования
России, что и было реализовано Петром I. Среди них:
социально-экономические процессы: развитие промышленности,
начало формирования капитализма, закрепощение крестьян,
превращение дворянства в служилое сословие и опору власти;
развитие просвещения, интерес к знаниям, грамоте и т.п.;
привлечение иностранцев на русскую службу;
усиление контактов с Западной Европой и распространение
некоторых западноевропейских идей, появление сторонников
преобразований;
критическое отношение к традиционной культуре, быту,
мировоззрению;
появление элементов светской культуры.
English     Русский Правила