Славянофильство и западничество
Славянофильство
А. с. Хомяков
соборность
И. в. Киреевский
Соотнесение России с западом
западничество
А. И. Герцен
Н. г. Чернышевский
вывод
Спасибо за внимание!
6.79M
Категория: ФилософияФилософия

Славянофильство и западничество

1. Славянофильство и западничество

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И
ЗАПАДНИЧЕСТВО
Подготовила студентка группы ОБ17-9
Родина Ольга

2. Славянофильство

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
Основные представители:
Основные идеи:
А.С. Хомяков (1804-1860 гг.),
мессианская роль русского народа,
его религиозная и культурная
самобытности и исключительность.
И.В. Киреевский (1806-1856 гг.),
К.С. Аксаков (1817-1860 гг.),
Ю.Ф. Самарин (1819-1876 гг.)
утверждение решающей роли
православия для развития всей
мировой цивилизации.

3. А. с. Хомяков

А. С. ХОМЯКОВ
Христианство- высшая форма религии
В православии сохраняется чистота
христианского вероучения, гармония
церковного организма с
индивидуальной религиозностью
членов
«О старом и новом» (1839)
«Записки по всемирной истории»

4. соборность

СОБОРНОСТЬ
принцип «единства во множестве».
проявляется во всех сферах жизнедеятельности
русского человека
преимущество в исторической и культурной
перспективе

5. И. в. Киреевский

И. В. КИРЕЕВСКИЙ
«Цельное знание» - идеал новой
философии
Разум должен подняться до
«сочувственного согласия с верой»
«О характере просвещения Европы и
о его отношении к просвещению
России»
«О возможности и необходимости
новых начал для философии»

6. Соотнесение России с западом

• Глубокая тишина
• Естественное
органическое
развитие
• Соборность
Запад
Россия
СООТНЕСЕНИЕ РОССИИ С ЗАПАДОМ
• Трагические события
и волнения духа
• Насильственное
возникновение
государственности
• Дробление

7. западничество

ЗАПАДНИЧЕСТВО
Основные представители:
А.И. Герцен (1812-1870)
В.Г. Белинский (1811-1848)
Т.Н. Грановский (1813-1855)
Н.Г. Чернышевский (1828-1889)
позиция культурного универсализма в
трактовке исторического пути России
ориентация на европейскую
философию
Основным средством «европеизации»
Руси считали распространение
просвещения, внесение в жизнь
русского народа рационального
начала.
критика православной церкви
способствовали
преобладающей философской
тенденцией в их среде был
материализм, а политической
тенденцией – либерализм.

8. А. И. Герцен

А. И. ГЕРЦЕН
«Кто виноват?» роман в двух частях
(1846)
«Сорока-воровка» повесть (1848)
«Скуки ради» (1869)
Истинное знание основывается на
союзе опыта и мышления, науки и
философии (идеи Гегеля)
Человек становится внутренне
свободным лишь в процессе
общественного развития

9. Н. г. Чернышевский

Н. Г.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
«Что делать?» (1862−1863)
«Русская беседа» и славянофильство
(1857)
«Критика философских
предубеждений против общинного
владения» (1858)
принцип "разумного эгоизма«
важность научного подхода при
философском анализе явлений
природной и социальной
действительности

10. вывод

ВЫВОД
В ходе полемики западников и славянофилов происходило
не только определение конкретно-исторических сценариев
развития русского общества, но и осознание русской
философией своей уникальности, формирование ее особого
типа философствования

11. Спасибо за внимание!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила