История Месопотамии. Закон Хаммурапи.
Географическое расположение территории
Этническое население
Образование государственности в Месопотамии
Законы Хаммурапи
Результат законотворческой деятельности Хаммурапи
1.86M
Категория: ИсторияИстория

История Месопотамии. Закон Хаммурапи

1. История Месопотамии. Закон Хаммурапи.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
История
Месопотамии.
Закон Хаммурапи.
ВЫПОЛНИЛИ СТУДЕНТКИ 1 КУРСА 7 ГРУППЫ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА :
ЕСИНКИНА ИРИНА СЕРГЕЕВНА
ТИХАНОВА МАРИЯ РОМАНОВНА

2. Географическое расположение территории

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром), другое её название –
«Междуречье».
Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем
присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с
территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны
с Ираном и Турцией.

3. Этническое население

Месопотамия с глубокой древности должна была привлекать как
временных, так и постоянных поселенцев – с гор на северо-востоке и севере, из
степей на западе и юге, с моря на юго-востоке.
До появления письменности ок. 3000 до н.э. об этнической карте района
судить трудно, хотя археология дает многочисленные свидетельства того, что
вся Месопотамия, включая аллювиальную долину юга, была заселена задолго
до того, как возникла письменность.

4.

В историческое время вся Месопотамия была заселена народами, говорившими
на языках семитской семьи. На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э.,
наследовавшие им вавилоняне (две группы, обитавшие первоначально в
Нижней Месопотамии), а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти
три народа объединяются по лингвистическому принципу (который оказался
наиболее приемлемым) под названием «аккадцы».

5. Образование государственности в Месопотамии

Уже в IV тысячелетии до н. э. в Южном Междуречье первобытно общинный строй сменился
рабовладельческим. С установлением рабовладельческого строя образовались государства.
Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны,
заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили
проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.

6.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые
победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним
из опорных пунктов кочевников был Вавилон.

7.

При царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон стал столицей
огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья.

8.

Хаммурапи
Хаммурапи был
искусным политиком и
полководцем, с его именем связано
возвышение Вавилона.
Хаммурапи — первый правитель
Вавилонской династии, от
которого сохранились царские
надписи. Принимая во внимание
продолжительность его правления,
их нельзя считать ни
многочисленными (около 20), ни
слишком информативными. Они
посвящены возведению
(реконструкции) храмов,
крепостей или городских стен или
же строительству
(восстановлению) каналов, за
исключением трёх, в которых
говорится о военно-политических
событиях.
Правитель Вавилона, величайший владыка
Древнего Востока
Составлен первый письменный свод законов (кодекс
Хаммурапи)
Правил в 1792 – 50 до н.э

9. Законы Хаммурапи

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой
документ Древней Месопотамии. Состоит он из трех частей: введения, перечня статей и заключения.
Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник,
перечисляющий различные прецеденты. Всего памятник насчитывает 282 статьи.
При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские
судебники, новое законодательство.

10. Результат законотворческой деятельности Хаммурапи

Сплошной клинописный текст, выбитый на стеле, исследователи
разделили на параграфы или статьи, которые можно
сгруппировать по предмету:
статьи, касающиеся имущественных отношений: права
наследования, экономических обязательств перед царем и
государством;
семейное право;
статьи, связанные с уголовными преступлениями: убийством,
членовредительством, кражей.

11.

Регулированию прав владения
землей, в том числе полученной за
службу, и условий аренды
имущества в кодексе уделяется
большое внимание. Описываются
правила пользования
ирригационными сооружениями и
наказание за причиненный им
вред. Кодекс предусматривал также
кару за недобросовестную
торговую сделку, помощь беглому
рабу, порчу чужого имущества
Семейные отношения, как следует
из кодекса, имели патриархальный
характер: жена и дети были обязаны
подчиняться хозяину дома, по
закону мужчина мог иметь
несколько жен и усыновлять детей
рабынь. Жена и дети были
фактически собственностью
мужчины. Отец мог лишить
сыновей наследства

12.

Наказания за преступления против жизни и здоровья
граждан
Наказания за уголовные преступления, описанные в кодексе,
отличаются жестокостью – самой распространенной карой была
смертная казнь. Причем в основном статьи уголовного права
опирались на распространенный в древности принцип талиона,
по которому наказание должно быть аналогично (равнозначно)
совершенному преступлению.

13.

Законы Хаммурапи как исторический документ
Сельское хозяйство и внутренняя политика, ремесло и
здравоохранение, система обучения и семейно-брачные
отношения – все нашло отражение в кодексе законов Хаммурапи.

14.

Библиотека
Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История
медицины. Учебник для студентов медицинских институтов. - М.:
Медицина, 1981.
Кузьмин М.К. История медицины (очерки). - М.: Медицина
Мультановский М.П. История медицины. Учебник для студентов
медицинских институтов. - М.: Медицина, 1961
Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для медицинских
вузов. - М.: «Академия», 3-е изд., 2004 г.
English     Русский Правила