Иконопись Древней Руси.
Что же такое икона?
Как писали иконы на Руси Иконопись в Древней Руси была делом священным. Строгое следование каноническим предписаниям, с одной
Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из
Пименовская Богоматерь. Византийская икона. Получила название по имени митрополита Пимена, который в конце 14 века привез ее на
Богоматерь с младенцем. Алексей Колмогоров. Икона из иконостаса Троицкого собора в Великом Устюге. 1778 год
«Устюжское Благовещение». Икона 12 в. Третьяковская галерея
ОДИГИТРИЯ (греч. Путеводительница), знаменитая чудотворная византийская икона, известная во всем христианском мире. Название,
Умиление. Новгородская иконописная школа. Рубеж 12-13 веков. Хранится в Успенском соборе Московского Кремля.
Омовение ног. Мозаики Кафоликона монастыря Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.
Распятие. Мозаики Кафоликона монастыря Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.
Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия.
Икона «Троица» В к. XIV — н. XV в. Рублев
Феофан Грек (1340-1410) — Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного Никона
Конец!!!
883.27K
Категория: ИскусствоИскусство

Иконопись Древней Руси

1. Иконопись Древней Руси.

2. Что же такое икона?

ИКОНА (от греч. eikon — изображение,
образ), сакральное изображение
Иисуса Христа, Богоматери, святых или
ангелов, а также событий Священной
истории. Икона — это моленный образ,
в отличие от монументальных
повествовательных циклов,
иллюстрирующих Священное Писание.

3. Как писали иконы на Руси Иконопись в Древней Руси была делом священным. Строгое следование каноническим предписаниям, с одной

стороны, обедняло процесс
творчества, поскольку ограничивало возможности самовыражения
иконописца, так как иконография образа, как правило, была уже задана,
но, с другой стороны, заставляла художника все свое мастерство, все свое
внимание сфокусировать на сути "духовного предмета", на достижении
глубокого проникновения в образ и воссоздании его изысканными
изобразительными средствами.
Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но
и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ
подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и,
наконец, последовательность письма.
При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых
связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка —
темпера.

4. Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из

сосны.
Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий
внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и
длительным.
Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко — сами
иконописцы. На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая
выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно
возвышающимися над ним полями. Для маленьких икон могла
использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось
несколько досок. Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей
нередко позволяют определить время и место изготовления иконной
доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег
глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы
иногда писались на досках без полей.

5. Пименовская Богоматерь. Византийская икона. Получила название по имени митрополита Пимена, который в конце 14 века привез ее на

Русь из
Константинополя.

6. Богоматерь с младенцем. Алексей Колмогоров. Икона из иконостаса Троицкого собора в Великом Устюге. 1778 год

7. «Устюжское Благовещение». Икона 12 в. Третьяковская галерея

8. ОДИГИТРИЯ (греч. Путеводительница), знаменитая чудотворная византийская икона, известная во всем христианском мире. Название,

согласно византийским источникам 11-12 вв., происходит от греч. Odegoi
— указывающие путь

9. Умиление. Новгородская иконописная школа. Рубеж 12-13 веков. Хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

10.

Образ Христа-Пантократора в куполе церкви монастыря в Хоре. Мозаика. Начало
14 в. Константинополь.

11. Омовение ног. Мозаики Кафоликона монастыря Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.

12. Распятие. Мозаики Кафоликона монастыря Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.

13. Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия.

14. Икона «Троица» В к. XIV — н. XV в. Рублев

15. Феофан Грек (1340-1410) — Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь
работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя),
генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не
сохранились). Вероятно, прибыл на Русь возрасте 35—40 лет вместе с
митрополитом Киприаном. В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи
храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. Феофан
Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над
росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице еофан Грек
оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам,
исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру
мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на
Волотовом поле и церкови Феодора Стратилата. Живопись в этих храмах
напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой,
принципом построения композиций и выбором красок для росписи.

16. Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный. Сперва был послушником у преподобного Никона

Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом
монастыре в Москве, где скончался и погребен.
В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону
“Троица” (находится в Государственной Третьяковской
галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама".
В 1425 — 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др.
мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева
монастыря и создал иконы его иконостаса.
Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также
фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис
работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся
златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у
царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве
в 1547.

17. Конец!!!

English     Русский Правила