Естественно-научная апологетика
Краткая предыстория
Краткая предыстория
Краткая предыстория
Предмет. 
Предмет. 
Методология
Методология
Исследовательские центры проблем богословия и науки (учебные заведения, организации и фонды)
Исследовательские центры проблем богословия и науки (учебные заведения, организации и фонды)
Исследовательские центры проблем богословия и науки (учебные заведения, организации и фонды)
62.14K
Категория: РелигияРелигия

Естественно-научная апологетика

1. Естественно-научная апологетика

2.

Апологетика-это раздела богословия, обосновывающий и
защищающий истины христианства.
Основная задача апологетики заключается в том, чтобы
на основе наблюдаемой и познаваемой целесообразности
устройства мира побудить человека к размышлению о
его Первопричине - Живом Боге. Фактически, стержневой
идеей естественнонаучной апологетики является то, что
традиционно именуется телеологическим
доказательством бытия Божия (аргумент, основанный на
разумности, совершенстве наблюдаемого мира)
Главными темами здесь являются проблемы соотношения
науки и религии, религии и атеизма, или, научное
обоснование истин веры.

3.

«Христианство по своему доктринальному
содержанию и моральному влиянию исповедуется в
православии божественным, или чудесным, для
космического строя, а потому для него
принципиально требуется рациональное оправдание,
- тем более, что обыкновенный разум слишком
склонен и способен превращать эту чудесность в
прямую невероятность и часто обнаруживает
систематический скептицизм. Этим и создается
практическая нужда защиты христианства...», писал проф. Николай Никанорович
Глубоковский (1863- 1937).

4. Краткая предыстория


. «Истоками и основанием естественнонаучной апологетики стали
известные слова святого апостола Павла: "Ибо, что можно знать о
Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его,
вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание
творений видимы, так что они безответны" . Апостол с некоторой
предосудительностью пишет здесь о тех, кто, рассматривая и изучая
мир, не видит в нем присутствия Бога.
• Отцы и учители Церкви разных эпох также были убеждены, что
наблюдение явлений природного мира и привлечение данных
естественных наук в апологетических целях является и правомерным,
и полезным, поскольку со своей стороны открывает человеку бытие
Бога и многие Его свойства».

5. Краткая предыстория

• Преп. Ефрем Сирин, например, говорил: «Моисей в книге
своей описал творение природы, чтобы о Творце
свидетельствовали и природа, и Писание, - природа, когда
пользуемся ею, Писание, когда читаем его. Сии дви свидетеля
обходят всякую страну, пребывают во все времена, они всегда
перед нами, и обличают отступников, отрицающих Творца».
• Святитель Григорий Палама замечает: «Итак, до того как нас
создать, Творец наш составил весь этот мир ради нашего тела;
произвел из ничего. Для улучшения же нравов и руководства в
добродетели, чего только не сделал любящий добродетель
Владыка? - Самый весь этот чувственный мир является как бы
каким-то зеркалом того, что находится сверх мира, дабы через
духовное созерцание сего мира, как бы по некой чудесной
лествице, нам востечь к оному высшему миру».

6. Краткая предыстория


Об этом же говорят святители Василий Великий и Григорий Нисский в своих
«Шестодневах»,преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» и
многие другие. Один из русских святых,святитель Тихон Задонский, пишет большое
сочинение «Сокровище духовное от мира собираемое»[6]. Таким образом, естественнонаучная апологетика берет свое начало из «естественного богословия», которое, в свою
очередь, строится на богодухновенных библейских текстах Ветхого и Нового Заветов,
творениях святых отцов.
Изучая мир, Бога «видело» подавляющее число самых выдающихся ученыхестествоиспытателей всех времен и народов, включая и современную эпоху. Основную их
мысль хорошо выразил М. Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. Первая
- видимый мир... Вторая книга - Священное Писание... Обе обще удостоверяют нас не токмо в
бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы
и раздоры». Статус науки, как «служанки богословия», (в терминологии блаж. Августина (IVV), Роджера Бэкона (XIII), Фомы Аквинского (XIII) и др.) в Средние века в определенной
степени способствовал ее развитию. Конфронтация между религией и наукой в т. н. эпоху
Возрождения и позднее была вызвана, с одной стороны, проблемой демаркации (разделения
сфер деятельности) между ними, с другой, - тенденциями к использованию естествознания
для обоснования секулярной философии и атеизма. Два указанных момента к XVIII в.
становятся доминирующими апологетическими направлениями, оставаясь актуальными до
сегодняшнего дня.

7.

8. Предмет. 

Предмет.
• Современная естественно-научная апологетика имеет едва ли не
столько же аспектов, сколько естествознание насчитывает у себя
отдельных наук. Однако некоторые из них имеют приоритетное
значение. Обусловлено это тем, какое «внимание» уделяется
атеистической критикой той или иной науке. Таковыми обычно
являются космология, биология, антропология, психология.
• Основной проблемой дискуссии между религией и атеизмом (но не
между религией и наукой!) на пространстве этих наук является
причина, или источник (Бог или материя?) возникновения Вселенной,
происхождение жизни и человека. Поэтому, в отличие от многих
богословских дисциплин, естественно-научная апологетика требует
постоянного самообновления в области фактологии.
• Систематическое изложение современной естественно-научной
апологетики представляется целесообразным в самой тесной
взаимосвязи с «концепциями современного естествознания» общеобразовательной обязательной дисциплиной, входящей в
программу университетов.

9. Предмет. 

Предмет.
Современный диалог богословия с естествознанием
носит не только дискуссионный, но и позитивный
характер. Естественно-научная апологетика играет
важную роль в процессах целеполагания научных
исследований, формирования целостной картины мира,
становления этических ценностей людей науки,
осмысления достижений и перспектив дальнейшего
развития цивилизации.
Кроме того, владение современным естественнонаучным материалом позволяет православному
миссионеру свидетельствовать об Истине на том языке,
который более характерен для носителей «техногенной
культуры», используя образы и аналогии из сферы
деятельности, близкой для данной аудитории.

10. Методология


Трудно переоценить роль естественно-научной апологетики не только в деле
построения моделей соотнесения библейского Откровения о Сотворении
мира и человека с современными научными данными, но и в общем
развитии диалога богословия и естествознания. Между тем следует помнить
о том, что «было бы неверным стремиться каждую деталь в библейском
тексте освещать данными науки».
Сама система полного «согласования», по словам проф. прот. Василия
Зеньковского, «ложна в своем принципе», т. к. наука постоянно развивается, а
священный текст остается все тем же[.Именно поэтому, несмотря на свое
развитие, апологетическую ценность и возможное приближение к истине, все
концепции согласования библейского текста и космологических научных
теорий остаются лишь «моделями» или «рабочими гипотезами».
Важнейшие условия, которые должны быть непременно соблюдены при
построении подобных моделей - неповрежденность догматического учения
Церкви, научная и богословская компетентность. Владимир Николаевич
Лосский (1903-1958) указывал, помимо этого, на необходимость постоянного
памятования о том, что «если есть тайна Божественного, то есть также и тайна
тварного»[

11. Методология

• Такой подход к соотнесению науки и веры никак не стоит
преградой на пути исследовательских интересов, но вместе с
тем ставит вопрос о необходимости благоговейного отношения
к таинству появления из небытия мира и человека,
предупреждая как вульгарно-материалистические, так и
агностические построения.
• В плане междисциплинарных подходов естественно-научная
апологетика тесно связана не только с естествознанием, но и с
такими дисциплинами, как философия и история науки,
основное, догматическое и нравственное богословие,
библейская история и археология, экзегетика и герменевтика
Священного Писания. Невозможно представить развитие
данной области апологетики без соотнесения с патристическим
наследием.

12. Исследовательские центры проблем богословия и науки (учебные заведения, организации и фонды)

:
русскозычные ресурсы:
Московский государственный университет, кафедра философии религии и
религиоведения: www.religiovedenie.ru
Кафедра религиоведения Российской Академии Государственной Службы при
Президенте Российской Федерации: www.rags.ru/kaf/religioved.shtm
Санкт-Петербургский государственный университет, философский факультет,
институт религиоведения:http://relig.philosophy.pu.ru/default.htm
Институт философии РАН: www.philosophy.ru
Научный богословский интернет-портал
«Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru
Санкт-Петербургская духовная
академия: http://www.spbda.ru/theology/cont/cont.php
Постоянно действующий семинар Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета «Наука и
вера»: http://pstgu.ru/scientific/seminars/science_faith

13. Исследовательские центры проблем богословия и науки (учебные заведения, организации и фонды)


Научно-богословский центр междисциплинарных исследований «Слово» (под рук. прот.
Кирилла Копейкина): http://slovo.iphil.ru/
Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (Москва): www.standrews.ru
Христианская библиотека, раздел «Наука и религия»: http://xlib.narod.ru/topic/bible.htm
Кафедра библеистики Московской духовной академии: http://www.bible-mda.ru/main.html
«Киевская Русь» - православный интернет-журнал для тех, кто хочет верить
разумно: http://www.kiev-orthodox.org/site/faithscience/
«Православие и мир: православный информационный
сайт»: http://www.pravmir.ru/cat_index_164.html
«Слово» - православный образовательный портал: http://www.portal-slovo.ru/rus/science/
Страница чл.-корр. РАН А. Н. Паршина на сайте Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье»:
http://bfrz.ru/cgi-bin/load.cgi?p=news/rus_filos/rezume_organizator/parshin/parshin.txt
Авторский веб-сайт доктора философских наук, профессора Катасонова Владимира
Николаевича: http://uderge.narod.ru
Авторский веб-сайт диакона Андрея Кураева: http://www.kuraev.ru
Журнал «В мире науки» (Scientific American): http://www.sciam.ru/

14. Исследовательские центры проблем богословия и науки (учебные заведения, организации и фонды)


англоязычные ресурсы:
Европейское общество исследований науки и теологии (European Society for
the Study of Science and Theology (ESSSAT)): www.ESSSAT.org
Фонд Джона Темплтона (США) (John Templeton Foundation):
www.templeton.org
Центр Теологии и Естественных Наук (Беркли, США) (The Center for Theology
and the Natural Science, Berkeley, USA): www.ctns.org
Метанексус институт религии и науки (Metanexus Institute, Philadelphia, USA,
ранее назывался - The Philadelphia Center for Religion and Science):
www.metanexus.net
Интернет-энциклопедия «Наука и религия», издаваемая Броном Тайлором и
Джефом Капланом (Encyclopedia of Religion and Nature, edited by Prof. Bron
Taylor, Florida University, and Prof. Jeff Kaplan, Wisconsin University (forthcoming
2004 at Continuum, New York/London)): http://www.ReligionandNature.com
Группа по работе Европейских Церквей в сфере защиты окружающей среды
(‘European Churches' Environmental Network (ECEN)): http://www.ecen.org
English     Русский Правила