М. Горький пьеса «На дне»
Жанр произведения
Проблематика драмы
Новаторство горького
Конфликты пьесы
Обитатели ночлежки
Держатель ночлежки Костылёв , его жена Василиса, её дядя полицейский Медведев
Васька Пепел
Клещ
Бубнов
Актёр
Барон
сатин
Лука
Три философии в пьесе
Философия луки
Философия сатина
Философия автора
Спасибо за внимание
7.50M
Категория: ЛитератураЛитература

М. Горький пьеса «На дне»

1. М. Горький пьеса «На дне»

М. ГОРЬКИЙ
ПЬЕСА «НА ДНЕ»

2.

Творческий замысел пьесы «На
Дне» появился у Горького в начале
1900 года, но писать её он начал
лишь в конце 1901 года в Крыму.
Работу над произведением автор
продолжил уже в Арзамасе, где в
1902 году и была закончена пьеса.
Интересно, что в процессе
работы Горький не раз менял
заглавие пьесы. В рукописи
произведение называлось «Без
солнца», «Ночлежка», «Дно», «На
дне жизни». Окончательное
название «На Дне» впервые
появилось на афишах накануне
премьерного спектакля в Москве.

3. Жанр произведения

ЖАНР
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
С одной стороны, это
философская драма, т. к. она
исследует противоречия
народного сознания. Но с
другой стороны, она и
характеризует социальнобытовые стороны русской
действительности. А в основе
самой пьесы - спор о человеке,
его положении в обществе и
отношении к нему. Это пьесадиспут: между персонажами
возникают горячие споры, в
которых они обнаруживают своё
мировоззрение. Так что в
конечном итоге это социальнофилософская драма.

4. Проблематика драмы

П Р О БЛ Е М АТ И К А Д РА М Ы
•*Пьеса продолжает
пополнять галерею
униженных и оскорблённых
героев русской литературы.
•*Горький задаёт важный
философский вопрос: «Что
лучше истина или
сострадание?»

5. Новаторство горького

Н О В АТО Р С Т В О Г О Р Ь КО Г О
Новаторство пьесы Горького
заключается в достоверном
изображении изнаночной стороны
картины «Государственного
устройства» того времени;
обличении высших слоёв общества
в их действиях, а следовательно, и
выведении ранее остававшихся в
тени бродяг, воров, шулеров,
проституток на первый план. Пьеса
есть не что иное, как
обвинительный акт в сторону
общественного порядка и власти.

6. Конфликты пьесы

КОНФЛИКТЫ ПЬЕСЫ
С О Ц И А Л Ь Н Ы Й К О Н Ф Л И К Т : Г О С УД А Р С Т В Е Н Н А Я
С И С Т Е М А У П РА В Л Е Н И Я И О Б Щ Е С Т В Е Н Н Ы Е
П О РЯ Д К И П Р И В Е Л И К С Т ОЛ Ь О Б Ш И Р Н О М У
РА С П Р О С Т РА Н Е Н И Ю « Д Н А » П О В С Е Й Р О С С И И .
Ф И Л О С О Ф С К И Й К О Н ФЛ И К Т : П ОД Н И М А Е Т С Я
В О П Р О С В Ы Б О РА Ч Е Л О В Е К А : М Е Ч Т Ы И П Л А Н Ы
ИЛИ ПРИНЯТИЕ СУРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ?

7. Обитатели ночлежки

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ
Перед нами все слои общества.
Подробные биографии этих людей не даны, их судьбы обозначены
несколькими словами. Обитатели «дна» выброшены из жизни в
силу условий, царящих в обществе. Но все социальные конфликты
являются основой драматургического конфликта – мы наблюдаем
лишь их результат. Люди изуродованы, сломлены жизнью и
обречены на гибель, хотя каждый из них достоин лучшей участи. В
подвале, похожем на пещеру, живут совсем еще не старые люди:
самому старшему, Бубнову, 45 лет, сапожнику Алешке 20 лет, а
умирающей Анне всего 30. перед нами – глубоко страдающие и
одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе и ведет о нем
нескончаемый рассказ, не слушая никого и не надеясь быть
услышанным.

8. Держатель ночлежки Костылёв , его жена Василиса, её дядя полицейский Медведев

Д Е Р Ж АТ Е Л Ь Н О Ч Л Е Ж К И
КОСТЫЛЁВ , ЕГО ЖЕНА
ВАС И Л И СА , Е Ё Д Я Д Я
П ОЛ И Ц Е Й С К И Й М Е Д В Е Д Е В
Это люди, олицетворяющие
высшие слои общества в
России. Они жадные, грубые
и высокомерные.
Полицейский приходит
играть в карты с нелегально
живущими постояльцами,
Костылёв (хозяин) покупает
ворованные вещи, а его жена
втайне крутит роман с
Васькой Пеплом и планирует
убить мужа.

9. Васька Пепел

ВАС Ь К А П Е П ЕЛ
Вор, сын вора. Он осознаёт, что жить
так дальше не может, но его прошлое
крепко держит его «на дне». Пепел
хочет жениться на Наташе, потому что
любит её и надеется, что она поможет
ему измениться. Хочет избавиться от
«злобной бабы» Василисы, которая его
руками хочет убить мужа.
«Ты думаешь – моя жизнь не претит
мне? Эх, Наташа! Я знаю… вижу!.. Я
утешаю себя тем, что другие побольше
моего воруют, да в чести живут…
только это мне не помогает! Это… не
то! Я – не каюсь… в совесть я не
верю… но – я одно чувствую: надо
жить… иначе! Лучше надо жить! Надо
так жить… чтобы самому себя можно
мне было уважать…"

10.

Квашня
Активно защищает свою независимость от
мужчин и открыто выражает протест против
брака, аргументируя тем, что: « Это
испытала… и теперь уж- ни за сто печёных
раков – под венец не пойду!» Но это не что
иное, как попытка избежать реальной
правды, заключающейся в том, что она всё
равно выйдет замуж по первому зову
Медведева.

11. Клещ

КЛЕЩ
Оказался «на дне» из-за потери
работы. Мечтает о новой жизни,
которая наступит только после
смерти его жены Анны, которая
является для него тяжёлым
грузом. Считает себя «рабочим
человеком», а все остальные для
него- это «золотая рота».
«Ты думаешь, я не вырвусь
отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а
вылезу!»

12.

Настя
Девушка лёгкого
поведения, которой
опротивел весь этот
грязный мир и все его
обитатели. Она страстно
мечтает о настоящей,
искренней любви, о
которой читает в книгах

13.

Наташа
Сестра Василисы. Добрая и
спокойная девушка. Когда Васька
Пепел влюбляется в неё и
предлагает бежать, она с
недоверием относится к этой идее.
Она хочет жить лучше и любить,
хочет уйти от злобной сестры, но
боится. В конце, когда Василиса её
избивает и она оказывается в
больнице, то там и умирает, не в
силах вынести всех испытаний и
несправедливости этой жизни.
«Мало знать- ты понимай!»

14. Бубнов

БУБНОВ
Он единственный из
постояльцев ночлежки, кто
пришёл туда сам, как он
говорит «от греха подальше»,
чтобы его жена и её
любовник не убили его.
Знает, что он пьяница,
работать не любит и
добровольно смиряется с
таким раскладом жизни.

15. Актёр

АКТЁР
•Был когда-то актёром театра и
даже играл могильщика в
«Гамлете». Очень
чувствительный человек, который
принимает надежду, данную ему
Лукой, и хочет выбраться из этого
жалкого существования. Готов
идти в больницу и лечиться от
алкоголизма, но в конце пьесы
вешается, потому что понимает
где-то внутри, что прошлое не
отпустит, что как ни старайся- всё
равно измениться не получится.
•"...Образование – чепуха, главное
– талант , а талант – это вера в
себя, в свою силу…"

16. Барон

БАРОН
•Разорившийся дворянин,
который считает, что потеря
титула никак не должна
отразиться на отношении
окружающих к нему. Абсолютно
не считается с чувствами и
желаниями других людей. Лука
говорит о нём: «Оно, пожалуй,
барство-то- как оспа: и
выздоровеет человек, а знаки-то
остаются.»
•" ...У всех людей – души
серенькие… все подрумяниться
желают…"

17. сатин

САТИН
Работал телеграфистом.
Оказался «на дне» после
убийства, за которое отсидел в
тюрьме (отказался доверять
правосудию и наказал обидчика
сестры).
«Ложь- религия рабов и хозяев!
Правда- Бог свободного
человека!»
«Что такое правда? Человеквот правда!»

18. Лука

ЛУКА
Двойственность персонажа
отражается в его имени: Лука- имя
одного из 4-х канонических
евангелистов и Лука, как лукавый
(коварный, хитрый). Он говорит с
каждым из постояльцев и всем даёт
надежду на лучшую жизнь, помогает
поверить в себя, хоть ненадолго. Он
незаметно появляется в пьесе и также
незаметно исчезает, оставив после
себя те же руины человеческих судеб.
«...Человека приласкать – никогда не
вредно…»
«...Она, правда-то, – не всегда по
недугу человеку… не всегда правдой
душу вылечишь…»

19. Три философии в пьесе

ТРИ ФИЛОСОФИИ
В ПЬЕСЕ
•Ф И Л О С О Ф И Я Л У К И
•Ф И Л О С О Ф И Я САТ И Н А
•Ф И Л О С О Ф И Я А В Т О РА

20. Философия луки

ФИЛОСОФИЯ ЛУКИ
Л У К А Г О В О Р И Т О Т О М , Ч Т О ГЛ А В Н О Е В Ж И З Н И
Э ТО ТО , В О Ч ТО В Е Р И Т СА М Ч ЕЛ О В Е К .
" . . . К ОЛ И Т Ы В Е Р И Ш Ь , Б Ы Л А У Т Е БЯ Н АС Т ОЯ Щ А Я
Л Ю Б О В Ь … З Н АЧ И Т – Б Ы Л А О Н А ! Б Ы Л А ! . . »
О Н У ВА Ж А Е Т В С Е Х И К А Ж Д О Г О , У В Е Р Е Н , Ч Т О
Ч Е Л О В Е К С А М В О Л Е Н В Ы Б И РА Т Ь В О Ч Т О Е М У
ХОЧ ЕТСЯ ВЕР И ТЬ , Ч ТО Д ЕЛА ЕТ ЕГО
СЧ АС ТЛ И В Ы М . Н О Э ТО Т « П О Б Е Г» И З Р Е А Л Ь Н О С Т И
Н Е С УЛ И Т Н И Ч Е Г О Х О Р О Ш Е Г О .

21. Философия сатина

Ф И Л О С О Ф И Я САТ И Н А
•С А Т И Н В О Т Л И Ч И Е О Т Л У К И П Р И З Ы В А Е Т
ВЕР И ТЬ В Ч ЕЛО ВЕКА , В ЕГО СИ ЛУ И ВОЛЮ К
ЖИЗНИ.
• «Ч ЕЛО ВЕК - СВО БОД ЕН . . . О Н З А ВСЕ
П Л А Т И Т С А М : З А В Е Р У, З А Н Е В Е Р И Е , З А
ЛЮБОВЬ, ЗА УМ Ч Е Л О В Е К З А В С Е П Л АТ И Т С А М , И П О Т О М У
О Н - СВО БОД ЕН ! »
«Ч Е - ЛО - ВЕК! ЭТО - ВЕЛИ КОЛЕП Н О ! ЭТО
З В У Ч И Т. . . Г О Р Д О ! Ч Е - Л О - В Е К ! Н А Д О
У ВА Ж АТ Ь Ч Е Л О В Е К А ! Н Е Ж А Л Е Т Ь . . . Н Е
У Н И Ж АТ Ь Е Г О Ж А Л О С Т Ь Ю . . . У ВА Ж АТ Ь
НАДО! »

22. Философия автора

Ф И Л О С О Ф И Я А В Т О РА
СА М ГО Р Ь К И Й С П О Р И Т С Л У КО Й , ТА К К А К
З Н А Е Т, Ч Т О Л О Ж Ь И И Г Н О Р И Р О В А Н И Е В Е Х
ПРОБЛЕМ ЖИЗНИ, ВЫБОРОЧНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
МО Г УТ Н Е ВО ОД УШЕ ВИ Т Ь Ч ЕЛО ВЕ КА , А
З АС ТА В И Т Ь С М И Р И Т ЬСЯ СО СВО И М
П О Л О Ж Е Н И Е М , О П У С Т И Т Ь Р У К И И Н АЧ А Т Ь Ж И Т Ь
М Е Ч ТА М И . А Э ТО , П О МН Е Н И Ю ГО Р Ь КО ГО ,
Х УД Ш И Й И С Х О Д Д Л Я В С Е Г О Ч Е Л О В Е Ч Е С Т В А .

23.

24.

25. Спасибо за внимание

СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ
English     Русский Правила